Вторник
1 ДекВопрошание как метод современного наставничества
В только что вышедшем номере журнала “Вестник ЮУрГУ” (Южно-Уральский государственный университет) в серии «Образование. Педагогические науки» вышла статья Веры Даниловой, Елены Елизаровой и Вадима Карастелева “Вопрошание как метод современного наставничества”. Статья написана по материалам практических работ в онлайн формате в МГПУ по программе “Серебряный университет”.
В статье поставлена проблема передачи опыта в условиях, когда производственные умения опытного сотрудника в силу появления новых технологий могут оказаться неадекватными современной ситуации. Авторы предлагают эскиз концепции наставничества нового типа. Его основными особенностями является: дифференцированное отношение наставника к собственному опыту, способность выделить в нем актуальные и устаревшие компоненты, внимание к своеобразию ситуаций протеже и его запросам, умение помочь протеже проанализировать свои затруднения и сформулировать запрос на наставничество. Выделены умения, относящиеся к общей грамотности наставника: умение задать содержательные и осмысленные вопросы как относительно своего опыта, так и относительно ситуации протеже, умение помочь протеже поставить свои собственные вопросы о своей ситуации и сформулировать запрос на помощь наставника. В связи с этим сформулирована гипотеза о месте, которое в подготовке наставников должно занимать обучение их интерактивному вопрошанию, и описан эксперимент подтверждающий эффективность этих техник.
Ссылка на статью: Данилова, В.Л. Вопрошание как метод современного наставничества / В.Л. Данилова, Е.М. Елизарова, В.Е. Карастелев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2020. — Т. 12, № 4. — С. 16–26. DOI: 10.14529/ped200402