Стратегический проект МТА: от вопрошания к self skills
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Стратегический проект МТА: от вопрошания к self skills

Стратегический проект МТА: от вопрошания к self skills

Завершился первый пилотный этап одного из стратегических проектов МТА «Выращивание содружества сообществ, практикующих вопрошание», который координирует доцент дирекции образовательных программ МГПУ Вадим Карастелев.

Первый этап начался 3 октября 2023 г. с онлайн-курса «Искусство самостоятельного мышления: как задавать продвигающие вопросы» для родителей, тьюторов и педагогов в содружестве с проектом «Большой поход» (руководитель Томского регионального отделения МТА Александр Банников). Цель этапа состояла в том, чтобы участники смогли научиться логическим процедурам работы с вопросами и почувствовали невероятный потенциал, скрытый в вопрошании.

С согласия участников ниже представляем их отношение к пройденному обучению.

А с 3 февраля 2024 г. начнется второй этап – курс «Self skills: самость и поддерживающие ее техники». Желающие могут узнать подробности по ссылке и присоединиться, заполнив анкету.

Людмила Копылова, педагог дополнительного образования, кандидат химических наук, тьютор-наставник, г. Москва:

«В декабре закончился курс Вадима Карастелева. Всего 12 встреч, но такой огромный пласт материала. Дополнительно «Родительские встречи». Не на все мне удалось попасть, о чем жалею безмерно, поскольку, темы встреч задавались самими участниками, выносилось на обсуждение то, что «болит».  Курс предполагает возможность посмотреть встречи в записи. Меня поймут, никакое «живое» общение не заменит самостоятельного прохождения материала, даже если ты в «материале». Возможность посмотреть «Другими глазами на себя Другого» дорогого стоит.

Я тьютор по жизни, с педагогическим бэкграундом. В чем для меня был вызов этого неординарного курса?

Курс рассчитан на родителей, которые сами хотят мыслить самостоятельно и взрастить у своих потомков навык самостоятельного мышления, что поможет ему развиваться, ставить личностно-значимые вопросы и искать на них ответы.

Моя гипотеза состояла в том, что, взаимодействуя с родительским коллективом, я пойму и апробирую тьюторскую компетенцию работы с семьей. Как бы банально это не звучало, будь ты хоть «трижды академиком», но успешный результат индивидуализации его образования только в триаде «тьютор – тьюторант – родитель».

Татьяна Костенко, методист МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №4 «Монтессори», г. Томск:

«Вообще-то, я человек достаточно скромный. На курс по вопрошанию меня привела мысль о том, почему я задаю вопросы чаще всего себе о себе? От своих коллег в большинстве случаев я слышу вопросы, обращенные к сотрудникам, условиям, отношениям, финансам, пр.

Что я (или так мне кажется?) понимаю сейчас, по окончании встреч, можно объединить в два тезиса. Первый касается установки на то, чтобы продолжать обучаться и не беспокоиться о том, что мои способности оценивают со стороны и, поэтому, стремиться показывать их в лучшем виде. Всегда (я хочу этого, но знаю, как это трудно), интересоваться своими ошибками, провалами, чтобы перестроить взаимодействие и коммуникацию с педагогами через вопросы, это точноJ

Второй относится к желанию создавать новые социальные ситуации с помощью вопросов самых разных (!), в которых не искать виноватого, а перешагивать через внешние обстоятельства, на которые я влияния не имею, практиковаться в укреплении привычки получать интерес от взаимодействия, укреплять умение встречать ситуацию в первых рядах (не убегать в кусты). Может, мастерство в этом и состоит.

Спасибо за то, что смелость переводить все в вопросы, у меня теперь появилась и укрепляется с каждой возникающей ситуацией и предложением».

Татьяна Лукьянцева, начинающий тьютор, г. Краснодар:

«Как начинающий тьютор, который только вступил на профессиональный путь, я с большим вниманием отношусь к своей деятельности и тщательно анализирую свои тьюториалы и выявляю в них «хорошие» места и свои дефициты.

Один дефицит у меня явно «всплыл» и в самом нужном и важном инструменте для тьютора – вопрошании, мои вопросы мне казались слишком поверхностными, а также обратила внимание, что зачастую они были очень «подводящими» к какой-то МОЕЙ мысли, а не подвигающими тьюторанта прийти к своим рассуждениям.

Я давно слежу за Вашей деятельностью, поэтому не задумываясь записалась на курс, как только о нем узнала, с целью «научиться» задавать вопросы, но получила намного больше, чем этот навык.

Во время курса открывалось очень много интересных техник вопрошания и самое интересное все техники очень гибкие и адаптивные и, освоив их,  можно очень интересно разворачивать тьюториалы.

Также особая магия для меня развернулась тогда, когда выполняя техники, просто задавая вопросы определенным образом, не ища на них ответы, а задавая все больше и больше вопросов, я получала разносторонний ясный взгляд на проблемную ситуацию, она становилась «видна» как под микроскопом  и, конечно, появлялся алгоритм, какие шаги и действия нужно предпринять, чтобы выйти из этой ситуации (подчеркну, что этапа ответа на вопросы не было, а шаги к снятию проблематизации уже явно появлялись).

Лично для меня курс стал очень продвигающим не только в плане профессионального самосовершенствования, но и «в быту». По моим наблюдениям к любой проблеме в любой из сфер жизни, можно подойти с подходящей техникой вопрошания и найти пути решения, минуя этап перебирания вариантов выхода из этой ситуации (как я делала обычно), а просто подсвечивая все грани с помощью вопросов.

А еще, я предполагаю, со временем, меняется стиль мышления – и с утвердительных предложений переходит все чаще на вопросы. Этот «побочный» эффект я стала немного наблюдать у себя, вместо привычных умозаключений относительно чего-либо все чаще в голове рождаются вопросы».

Наталья Смелова, психолог, педагог, наставник, тьютор г. Москва:

«Курс насыщенный, дает широкий спектр рефлексии и переосмысления личного, родительского и тьюторского, наставнического, педагогического опыта с одной стороны, с другой закладывает идет практического применения вопросов в программах, которые я веду или планирую: тьюториалы для родителей, наставничество по самоопределению для подростков, обучение терапии эмоциональной эффективности и психологической гибкости для взрослых и пр. Применила на учебных группах ресурсный вопрос. Хочется больше времени на осмысление, проработку и создание ценных вопросных «продуктов» для родителей, есть идеи, в том числе на базе «Большого похода» (книга и проект) и не только. С благодарностью за этот опыт и пожеланием чуть большего погружения в каждую из тем на будущее».

Ирина Деветьярова, заместитель директора в Центре детского творчества г. Ижевск:

«Курс «Искусство самостоятельного мышления: как задавать продвигающие вопросы» дал мне понять, что на самом деле мне важно и интересно. Я начала фокусироваться на материале и процессе. И сейчас, когда я пишу этот текст, для меня стало открытием, что я продвигаюсь и  в знаниях тоже, если работаю, например, с академическим материалом или нормативными документами. Работая с материалом, я стала чувствовать себя спокойно потому, что у меня универсальный инструмент в руках «мои вопросы», которые структурируют меня и не позволяют распылиться в материале и, как правило, полученные ответы и размышления являются актуальными и для работы, и для жизни.

Окружающие начали мне говорить, что я задаю хорошие вопросы при обсуждении какой-либо ситуации с ними, но я их задавала сама себе, что мне непонятно в обсуждаемой ситуации.

Вопрошание позволяет выполнять неинтересную работу с интересом, задавая себе вопрос «Что мне интересно в выполнении задания (приказа)?», «Чему я могу научиться?».

Обучение на курсе позволяет мне понять процесс «самообразования» – целеполагание, что мотивирует, что вызывает сопротивление, в какой точке происходит переход из объекта в субъект, что является результатом ….

Я очень хотела бы применять данные технологии в работе, но пока не могу осмыслить и встроить их в свою работу».

Евгения Лобода, организатор мероприятий, студентка тьюторской магистратуры, г.Дубна:

“Чтобы пришли ответы – нужен хороший вопрос)) А если это ещё и целый курс с вопросами и техниками вопрошания, то ждите лавину пользы. А ещё – она накроет не сразу. Постепенный эффект осознаний, продвижений и какой-то новой реальности, конструирование которой происходит непривычным способом – постановкой подходящих вопросов.

Мне думалось – я изучу механику, научусь пользоваться вопросами, как инструментами для тьюторской деятельности.. а происходит это иначе: вопросы проникли в меня и множатся теперь новыми клетками, замедляют кровь и затягивают в обмысливание. Вопросы с жаждой вливаются в мою жизнь, меняя пространство повествовательной прозы. И вот я уже смотрю на интересные вопросы, как голодный человек смотрит на вкусные тортики))))

Здесь явно есть какой-то подвох. Подвешенные вопросы – просто открывают в какой-то момент осознание. Как они проникают в то, что самой мне про себя непонятно – загадка. Хотите её тоже почувствовать? Тогда этот курс для вас. Но предупреждаю: вы получите больше, чем ищите. И вряд ли сможете после этого жить иначе”.

Оксана Коваленко, мама, юрист, начинающий тьютор, г.Москва:

“Хочу написать свои мысли после курса. Я пошла на него потому, что во время учебы на тьютора поняла, что вопрос – это главный инструмент тьютора при его взаимодействии с тьюторантом. Но так же я поняла, что не умею создавать, рождать, формулировать нужные вопросы. И за этим пришла на курс. Но когда я начала на нём учиться, то поняла, что момент, когда ты начинаешь формулировать вопрос, задавать его – это важнейший внутренний момент, когда ты осознаешь свою субъектность! Это было очень сильное именно чувство. Ощущение себя, который смотрит на мир вокруг и взаимодействует с ним. И я поняла, что главное искусство тьютора – это не задавать вопросы! А сподвигнуть задавать их самого тьюторанта. Вот тогда у него, тьюторанта, и проклюнется, прорастет и развернется субъектность. Его собственная. Ради которой и строится вся работа тьютора. Благодарю Вас! Вопрошание – это действительно краеугольный камень мышления и становления человека”.

Проект реализуется победителем Конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости