Вторник
13 ИюлНарастающая неопределенность профессионального самоопределения. Что может сделать тьютор?
В июле опубликован сборник статей с весенней конференции по теме “Непрерывное образование в контексте Будущего”. Нашу с Натальей Сомовой статью мы посвятили теме, которая вынесена в заголовок.
В статье описан опыт проведения тьюториалов, которые были спроектированы в логике участия детей в игровых сюжетах от любого абстрактного будущего до своего собственного. В первом тьюториале школьники играли за любую профессию в мире будущего, во втором — за предполагаемую собственную профессию, а в третьем тьюториале выстраивали маршруты в своё будущее и свои профессии, оценивая риски и возможности мира будущего.
Главная задача первой встречи заключалась в том, чтобы дети познакомились, стали коммуницировать и научились работать на доске Jamboard. До этого ребята не были знакомы ни с тьютором, ни друг с другом, ни с доской Jamboard. Первая встреча начиналась с фантастического сюжета для того, чтобы дети вышли из привычного способа мыслить. При этом сразу дети начали работать вопросами. Затем школьники выбирали профессии, в которые им хотелось бы «поиграть» — представить профессию, как она встраивается в мир будущего, каким может быть сам ученик в роли этой профессии, где он обучится профессии и как в ней реализуется. Интересно, что почти все участники для свободной игры выбирали не те профессии, которые рассматривают в данный момент для поступления в учебные заведения.
На второй встрече школьники выбирали одну из желаемых профессий и задавали друг другу вопросы о самой профессии, обучении ей и реализации в ней, о возможностях и рисках. В работе использовалась техника позиционного вопрошания — школьники задавали из позиции своей профессии вопросы к другим профессиям. При этом было три хода: в первом задавались вопросы о намерениях по отношению к какой-то профессии ещё до её освоения (к кому и с какими вопросами можно сейчас обратиться, чтобы получить максимально разностороннюю информацию). Во втором такте школьники попадали в ситуацию, когда профессия уже получена, и придумывали вопросы работодателя к ним при трудоустройстве либо вопросы клиентов, если был выбран путь предпринимательства. Третий такт игры заключался в представлении ситуации, когда участник тьюториала уже состоялся в профессии, стал признанным экспертом в своей области. На этом такте участники ставили вопросы про то, что помогло им стать такими успешными. В рефлексии второй встречи школьники фиксировали продвигающие вопросы, ценные суждения и наличие в данный момент цели относительно своего будущего. Важной особенностью программы является то, что у каждого ребёнка получился свой фрейм (место на доске Jamboard) с уникальными вопросами и суждениями.
На третьем тьюториале школьникам предстояло представить, как их профессия будет жить в мире через 10 лет. Работа вопросами велась на следующих фреймах:
– «Каким будет мир через 10 лет?»;
– «Какие возможности есть в мире для моей профессии через 10 лет?»;
– «Какие есть риски для моей профессии через 10 лет?».
Затем школьники сами указали важные этапы в получении профессии и реализации в ней. По данным точкам участники создали свои индивидуальные планы (А, B, С), где условно план А — когда всё идёт по плану, план B, когда не всё идёт по плану, план C — когда всё идёт не по плану.
После написания своих планов школьники с помощью техники вопрошания «Поворот» задавали вопросы друг другу относительно каждого из планов. Техника «Поворот» строится в группе, где есть минимум трое участников, каждый из них презентует другим свой вопрос или другой объект для рассмотрения, а другие участники задают хотя бы по одному вопросу к этому вопросу или тезису. Далее может появиться новый вопрос или суждение, которое рассматривается по тому же принципу. В нашем случае каждый участник презентовал другим свой план и от каждого из слушателей поступило по 1–3 вопроса про презентуемый план. Такой ход значимо расширил у детей собственные границы о будущем.
Обратную связь и рефлексию со старшеклассниками мы организовали по следующим пунктам: факты, чувства, выводы, открытия данных встреч и что участники хотели бы взять для использования в будущем. Все школьники смогли воспроизвести фактический ход тьюториалов, алгоритм работы был усвоен и может быть воспроизведён с другими профессиями и сценариями. Среди чувств школьники отмечали волнение, радость, интерес, в некотором роде разочарование (в планах, идущих не по плану), вдохновение. Среди нового и ценного участники тьюториалов отметили участие новых, незнакомых людей и их опыт, появление мотивации на подготовку к экзаменам, интерес к новому. В будущее школьники решали брать свои цели в профессиях, непрерывное обучение и развитие, привлечение помощи тьюторов, менторов и наставников для прояснения своих целей в выбранных профессиональных сферах.
P.S. Наталья Сомова на “отлично” защитила свою выпускную квалификационную работу по описанной выше тематике и теперь является преподавателем нашей магистратуры “Тьюторство в цифровой образовательной среде”.
Выходные данные статьи: Карастелёв В.Е., Сомова Н.С. Нарастающая неопределенность профессионального самоопределения. Что может сделать тьютор? Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 21–22 апреля 2021 года). М.: ГАОУ ВО МГПУ, ООО “А — Приор”, 2021. С. 298–303.