Нарастающая неопределенность профессионального самоопределения. Что может сделать тьютор?
 /  Тьюторство в государственной школе / Цифровая среда. Вопрошание / Нарастающая неопределенность профессионального самоопределения. Что может сделать тьютор?

Нарастающая неопределенность профессионального самоопределения. Что может сделать тьютор?

В июле опубликован сборник статей с весенней конференции по теме “Непрерывное образование в контексте Будущего”. Нашу с Натальей Сомовой статью мы посвятили теме, которая вынесена в заголовок.

В статье описан опыт проведения тьюториалов, которые были спроектированы в логике участия детей в игровых сюжетах от любого абстрактного будущего до своего собственного. В первом тьюториале школьники играли за любую профессию в мире будущего, во втором?—?за предполагаемую собственную профессию, а в третьем тьюториале выстраивали маршруты в своё будущее и свои профессии, оценивая риски и возможности мира будущего.

Главная задача первой встречи заключалась в том, чтобы дети познакомились, стали коммуницировать и научились работать на доске Jamboard. До этого ребята не были знакомы ни с тьютором, ни друг с другом, ни с доской Jamboard. Первая встреча начиналась с фантастического сюжета для того, чтобы дети вышли из привычного способа мыслить. При этом сразу дети начали работать вопросами. Затем школьники выбирали профессии, в которые им хотелось бы «поиграть»?—?представить профессию, как она встраивается в мир будущего, каким может быть сам ученик в роли этой профессии, где он обучится профессии и как в ней реализуется. Интересно, что почти все участники для свободной игры выбирали не те профессии, которые рассматривают в данный момент для поступления в учебные заведения.

На второй встрече школьники выбирали одну из желаемых профессий и задавали друг другу вопросы о самой профессии, обучении ей и реализации в ней, о возможностях и рисках. В работе использовалась техника позиционного вопрошания?—?школьники задавали из позиции своей профессии вопросы к другим профессиям. При этом было три хода: в первом задавались вопросы о намерениях по отношению к какой-то профессии ещё до её освоения (к кому и с какими вопросами можно сейчас обратиться, чтобы получить максимально разностороннюю информацию). Во втором такте школьники попадали в ситуацию, когда профессия уже получена, и придумывали вопросы работодателя к ним при трудоустройстве либо вопросы клиентов, если был выбран путь предпринимательства. Третий такт игры заключался в представлении ситуации, когда участник тьюториала уже состоялся в профессии, стал признанным экспертом в своей области. На этом такте участники ставили вопросы про то, что помогло им стать такими успешными. В рефлексии второй встречи школьники фиксировали продвигающие вопросы, ценные суждения и наличие в данный момент цели относительно своего будущего. Важной особенностью программы является то, что у каждого ребёнка получился свой фрейм (место на доске Jamboard) с уникальными вопросами и суждениями.

На третьем тьюториале школьникам предстояло представить, как их профессия будет жить в мире через 10 лет. Работа вопросами велась на следующих фреймах:

– «Каким будет мир через 10 лет?»;

– «Какие возможности есть в мире для моей профессии через 10 лет?»;

– «Какие есть риски для моей профессии через 10 лет?».

Затем школьники сами указали важные этапы в получении профессии и реализации в ней. По данным точкам участники создали свои индивидуальные планы (А, B, С), где условно план А?—?когда всё идёт по плану, план B, когда не всё идёт по плану, план C?—?когда всё идёт не по плану.

После написания своих планов школьники с помощью техники вопрошания «Поворот» задавали вопросы друг другу относительно каждого из планов. Техника «Поворот» строится в группе, где есть минимум трое участников, каждый из них презентует другим свой вопрос или другой объект для рассмотрения, а другие участники задают хотя бы по одному вопросу к этому вопросу или тезису. Далее может появиться новый вопрос или суждение, которое рассматривается по тому же принципу. В нашем случае каждый участник презентовал другим свой план и от каждого из слушателей поступило по 1–3 вопроса про презентуемый план. Такой ход значимо расширил у детей собственные границы о будущем.

Обратную связь и рефлексию со старшеклассниками мы организовали по следующим пунктам: факты, чувства, выводы, открытия данных встреч и что участники хотели бы взять для использования в будущем. Все школьники смогли воспроизвести фактический ход тьюториалов, алгоритм работы был усвоен и может быть воспроизведён с другими профессиями и сценариями. Среди чувств школьники отмечали волнение, радость, интерес, в некотором роде разочарование (в планах, идущих не по плану), вдохновение. Среди нового и ценного участники тьюториалов отметили участие новых, незнакомых людей и их опыт, появление мотивации на подготовку к экзаменам, интерес к новому. В будущее школьники решали брать свои цели в профессиях, непрерывное обучение и развитие, привлечение помощи тьюторов, менторов и наставников для прояснения своих целей в выбранных профессиональных сферах.

P.S. Наталья Сомова на “отлично” защитила свою выпускную квалификационную работу по описанной выше тематике и теперь является преподавателем нашей магистратуры “Тьюторство в цифровой образовательной среде”.

Выходные данные статьи: Карастелёв В.Е., Сомова Н.С. Нарастающая неопределенность профессионального самоопределения. Что может сделать тьютор? Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 21–22 апреля 2021 года). М.: ГАОУ ВО МГПУ, ООО “А?—?Приор”, 2021. С. 298–303.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости