Маргарита Паткина: “Обучение в тьюторской магистратуре ставит передо мной важные вопросы”
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Маргарита Паткина: “Обучение в тьюторской магистратуре ставит передо мной важные вопросы”

Маргарита Паткина: “Обучение в тьюторской магистратуре ставит передо мной важные вопросы”

 

Меня зовут Маргарита Паткина, я учусь на 1 курсе магистратуры МГПУ “Тьюторство в цифровой образовательной  среде” и работаю тьютором в университете, а также являюсь преподавателем английского языка. Занятия в магистратуре — неоценимый ресурс для моего личностного и профессионального развития. Они открывают для меня не известные мне прежде источники, предлагают различные точки зрения на вопросы образования и индивидуализации, ставят передо мной важные вопросы, а также учат меня задавать свои собственные вопросы, анализировать, сомневаться — думать. Регулярно взаимодействуя с людьми в рамках своей профессиональной  деятельности, я понимаю, что подобная работа с собой должна быть неотъемлемой частью моей жизни, поскольку эти свои знания я передаю людям, с которыми работаю как преподаватель и как тьютор. Именно эта мысль раскрыта в моём эссе по диалогам Платона, которое было одним из заданий на курсе по интерактивному вопрошанию в магистратуре Московского городского педагогического университета.

Что важного можно взять для тьютора?

 «Протагор» и «Алкивиад I» представляют собой часть сборника философских трактатов, основанных на мыслях Сократа, некоторые из которых были записаны при жизни философа, другие — уже после его смерти. Все они представляют собой рассуждения о знании, мудрости, добродетели, справедливости — понятиях, которые являются неотъемлемой частью жизни человека как в древности, так и сейчас. Особенно актуальными подобные размышления будут для людей, чья деятельность связана с другими людьми, как, в частности, профессия тьютора.

Некоторые мысли, вопросы и суждения, представленные в диалогах Платона, действительно должны лежать в основе работы антропопрактика. К примеру, диалог «Протагор» ставит вопрос о том, что есть добродетель и возможно ли ей научить другого человека. В процессе чтения я пыталась сама для себя найти ответ на данный вопрос, ещё до того, как прочитаю отрывок. Сначала мне казалось, что научить можно, особенно своим примером, но в процессе собственных размышлений параллельно с чтением текста я подходила к мысли, что это крайне трудно, особенно если говорить о самой добродетели и морали, а не об их теоретических основах. Тьютору крайне важно осознавать это при работе со своим подопечным: так велик бывает соблазн научить его всему самому доброму, светлому, вечному, что при отсутствии как минимум желания у тьюторанта научиться чему-либо такое научение легко может превратиться в «причинение добра». Другими словами, изначальное понимание, что не каждого можно и нужно научить добродетели, не позволяет тьютору формировать у себя и своего тьюторанта завышенные ожидания от совместной работы и спасти в конечном итоге себя и его от возможного разочарования.

Вместо этого, можно будет сконцентрироваться на том, что действительно можно и нужно передать человеку, — знания. Такие знания, которые нужны этому конкретному человека в той сфере деятельности, которую он для себя определил как интересную, значимую, приоритетную. В диалогах есть замечательные примеры такой передачи знаний и научения (которым нас как тьюторов учат сейчас): постановка значимых вопросов на основе высказывания тьютранта, общение с экспертом в определённой деятельности, рассказ истории / мифа на соответствующую тематику. Читая эти диалоги, можно увидеть практически полное тьюторское действие, которое не было заранее спланировано и основывалось на обширных знаниях самого действующего лица (Сократа), действия которого я осмеливаюсь проецировать на модель современного тьюторского сопровождения. Это наблюдения подводит меня к следующей мысли о знании, учении и заботе о себе, которая была отражена во втором диалоге, с которым я ознакомилась, — «Алкивиад I».

Тьютор, не являясь учителем предметным, всё равно учит тьюторанта: каким-то предметным, а по большей части метапредметным знаниям и навыкам. В частности, на мой взгляд, одной из важнейших задач тьютора является научить своего подопечного действовать самостоятельно, искать и отбирать информацию, составлять план своих действий, следовать ему и рефлексировать проделанные шаги, чтобы двигаться дальше, учитывая совершенные ошибки и принятые правильные решения. Однако, чтобы научить этим важнейшим навыкам, тьютору самому необходимо, во-первых, видеть их ценность и понимать их суть, а во-вторых, самому уметь ими пользоваться. Чтобы говорить о чём-либо, нужно знать об этом. Ещё один важнейший навык, который необходим для познания окружающего мира и взаимодействия с ним и другими людьми, — забота о себе и знание себя. Согласно размышлениям Сократа в данном диалоге, забота о себе включает познание себя, а познание себя подразумевает рассудительность, которой, если она пока не обретена, можно учиться у других. Забота о себе, своей душе, знание своего состояния и понимание себя — ключевые умения, которые нужны в первую очередь самому тьютору, чтобы сопровождать образовательное и личностное продвижение другого человека.

На мой взгляд, прочитанные диалоги Платона «Протагор» и «Алкивиад I» крайне полезны для всех специалистов, работающих с людьми. Они важны для ознакомления не только в профессиональном плане, но и для собственного личностного роста. Ведь только если мы сами развиваемся, познаём себя и мир вокруг, мы можем помочь с этой задачей другим людям.

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости