Среда
2 АвгКак бы выглядело обучение, если бы учителя задавали меньше вопросов, а ученики — больше?
Авторы книги «Make Just One Change: Teach Students to Ask Their Own Questions» («Внесите всего одно изменение. Научите студентов задавать свои собственные вопросы») Дэн Ротстейн (Dan Rothstein) и Луз Сантана (Luz Santana), основатели Института правильных вопросов (Right Question Institute).
Как бы выглядело обучение, если бы учителя задавали меньше вопросов, а ученики — больше? Авторы книги утверждают, что формулирование вопросов является фундаментально важным навыком, которому следует целенаправленно обучать всех учащихся.
Авторы предлагают проверенный и простой метод вовлечения учащихся в составление качественных вопросов. Учащиеся должны и могут научиться формулировать свои собственные вопросы, а учителя могут легко научить этому навыку в рамках своей регулярной практики. Авторы считают, что вопросы стимулируют новые способы мышления.
Ирина Чернова (tutor_irene@list.ru), тьютор, антропопрактик, прочитав упомянутую книгу, написала свой отзыв об этой книге.
“Книга может быть полезна преподавателям, тьюторам, фасилитаторам и широкому кругу специалистов, в задачи которых входит побудить человека задавать вопросы и делать это через открытую коммуникацию по понятной технологии. Она называется «THE QUESTION FORMULATION TECHNIQUE» или «Техника формулирования вопроса», поэтапно описанная, апробированная на разных дисциплинах и возрастных группах (в книге приводятся примеры), ее может взять в работу и начинающий специалист, и более опытный. Так как авторы прописывают возможные сценарии, затруднения и способы действия в них для организатора коммуникации (у авторов это — преподаватель).
Этапы технологии:
1. Фокус-вопрос (QFocus), любой стимул, который может побудить учащихся формулировать свои собственные вопросы. Он может быть в форме заявления, визуального или слухового материала; все, что может резко сфокусировать и привлечь внимание учащегося.
2. Процесс создания вопросов учащимися (и 4 правила, которым нужно четко придерживаться: не ограничиваем себя в количестве вопросов, не вступаем в обсуждения по поводу них, точно записываем вопросы в формулировке оригинала и переводим все утверждения в вопросительную форму).
3. Работа с получившимися «закрытыми» и «открытыми» вопросами. Их целесообразность, особенность, переформулирование и т.д.
4. Выбор приоритетных вопросов
5. Планирование следующих этапов работы с полученными вопросами (в зависимости от контекста, задачи учебного процесса. Например, написание эссе, создание проекта, разбор определенной темы.)
6. Рефлексия
Как тьютору, мне показался интересным взгляд авторов на свою технологию как процесс развития мышления учащихся. Они выделяют конвергентное мышление (convergent thinking) — способность анализировать и синтезировать информацию и идеи во время движения к ответу; дивергентное мышление (divergent thinking) — способность генерировать широкий спектр идей, мыслить творчески и метапознание (metacognition) — как способность думать о своем мышлении и процессе учении.
Каждая из этих способностей развивается в одном из этапов, при этом появляется сама культура вопрошания, понимание ее целесообразности учащимися (!) и рост их осознанности в учебной деятельности”.
Описание уроков, построенных на технике авторов, можно прочитать в книге Данилова В., Карастелев В., Розин В. Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы помогает развиваться — [б.м.]: Издательские решения, 2022. 282 с.
Проект реализуется победителем Конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.