Елена Неволина: “Что из моих профессиональных навыков поможет стать тьютором в цифровой образовательной среде?”
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Елена Неволина: “Что из моих профессиональных навыков поможет стать тьютором в цифровой образовательной среде?”

Елена Неволина: “Что из моих профессиональных навыков поможет стать тьютором в цифровой образовательной среде?”

Ведя курс “Интерактивное вопрошание” в магистратуре МГПУ по подготовке тьюторов я дал задание магистрантам прочитать текст Карла Роджерса «Какие бы я задал вопросы, если бы был учителем». А затем им нужно было написать эссе: «Какие бы я задал вопросы, если бы стал тьютором». С согласия авторов представляю их работы.

Вадим Карастелев

Елена Неволина: “Какие бы вопросы я бы задал себе, если бы стала тьютором?”

Я учитель русского языка и литературы, проработавший в школе 25 лет. За эти годы в образовательном учреждении выполняла разные виды деятельности: работала учителем начальных классов, учителем словесности, заместителем директора школы, приобрела экспертные знания по организации Единого государственного экзамена, но о тьюторской деятельности узнала только, когда ушла из школы. Ушла сознательно, понимая, что хочу работать в системе открытого образования, помогать молодому поколению в самоопределении, а не заполнять бесконечные бумаги в угоду чиновникам.

В начале нового пути у меня естественно возникает ряд объективных вопросов: смогу ли я работать тьютором, соответствуют ли мои профессиональные качества тьюторской деятельности? Более того, по ряду причин меня привлекает ситуация тьюторства именно в дистанционном образовании: я хочу создать свою дистанционную школу по подготовке старшеклассников к Государственной итоговой аттестации. А специфика современного дистанционного образования, его принципы организации (например, синтез таких образовательных моделей, как контекстное обучение, личностно ориентированное образование, андрагогический подход [1], целей, возможностей (в первую очередь, возможности развития личности) на мой взгляд, просто требует присутствия тьютора. И здесь вопрос: что из моих профессиональных навыков поможет стать тьютором в цифровой образовательной среде?

Четыре месяца обучения в магистратуре МГПУ «Тьюторство в цифровой образовательной среде», встречи с известными, блестящими педагогами, участие в международных конференциях, чтение актуальных книг, учебников помогают получить ответы на данные вопросы.

Исходя из предназначения тьютора в ДО: «создание поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей обучающимся в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности» [2], функций тьютора: контрольно-диагностической, проектной, мотивационной, информационно-содержательной, организационно-деятельностной, технологической, консультационной, рефлексивной [3] — и тьюторских ролей : фасилитатора, эксперта, модератора и консультанта [4] — я занялась серьёзной оценкой своих профессиональных качеств как тьютора ДО.

Сначала я познакомилась с моделями этики поведения тьютора и соотнесла их со своими жизненными и профессиональными ценностями. На Международной конференции тьюторов в октябре 2019 г. в Москве я узнала, что этический кодекс российского тьютора находится в разработке, но набор этических правил, сформированных тьюторами МИМ ЛИНК соответствует моим жизненным принципам: лояльность к организации, которую представляю; корректное обращение с любым обучающимся, сдержанность перед обучающимися в публичной критике учебных материалов, которые помогаю им осваивать; уважение сложившихся традиций в отношениях региональных центров со своими обучающимися; недопущение критики своих коллег-тьюторов перед обучающимися; открытость людям; презентабельность; культурность; эрудированность; общительность; адекватность в оценке себя; красноречие; приятие чужого мнения; способность к рефлексии деятельности в образовательном процессе; способность к непрерывному самообучению — всё это не противоречит моему мировоззрению, в жизненных и профессиональных ситуациях я последовательно стремлюсь данные правила не нарушать.

Но уровень моей тревожности при ответе на вопрос «Кто может быть тьютором?» не снижается, так как меня беспокоит в деятельности тьютора моя роль фасилитатора. Смогу ли я, отработав 25 лет у учительского стола, не подменять собой обучающегося, имея иную, нежели преподаватель, зону ответственности? Ведь тьютор не носитель истины в последней инстанции, и не он определяет конечный результат обучения обучающегося.

Изучая функции тьютора в ДО, я пришла к выводу, то во многом они пересекаются с функциями преподавателя. Тьютор так же, как и учитель, организовывая работу с обучающимися, определяет цели деятельности, наблюдает за ходом образовательной деятельности, корректирует её; диагностирует степень усвоения обучающимися содержания изучаемого курса; определяет индивидуальные особенности учащихся; стимулирует учебную мотивацию; определяет последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами; организовывает совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества; оценивает достижения отдельных обучающихся и группы в целом; организует рефлексию деятельности обучающихся; анализирует и описывает собственный тьюторский опыт, внедряет в собственную деятельность эффективный опыт других тьюторов.

Больше меня заинтересовал вопрос, что не должен делать тьютор с обучающимися. И из «10 известных НЕ тьютора ДО» [5], я поняла, что сложнее всего мне будет научиться соблюдать 2 правила: не демонстрировать свою первостепенную роль в обучении и не подменять мыслительную работу обучающихся своим разъяснением трудных предметов. Как это преодолеть?

Думаю, что в этом мне поможет стремление уйти от командно-подчинённой («учительской») формы общения с обучающимися и установление партнёрских отношений.

Анализ моего опыта образовательной деятельности как учителя (и воспитательной в качестве матери) помог определить доминирующие роли из четырёх ролей тьютора, которые я чаще всего исполняю: это роли «формирователя» и «перемещателя» -типичные роли учителя при трансляции знаний на уроках. Поэтому одной из основных моих задач формирования себя как тьютора, возможно является активное развитие поведенческих навыков «гида» и «выращивателя». И конечно, идеалом моего развития как тьютора является образ «всестороннего тьютора», представленный в учебном пособии «Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования» С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской и др., только так я стану тьютором –профессионалом.

Это учебное пособие очень порадовало меня тезисом, что характер деятельности тьютора позволяет иметь пробелы в знании теории, в навыках проведения групповых упражнений и в осуществлении других действиях тьютора, «но среда ДО быстро отторгает тьютора, не имеющего ключевых качеств — лояльности, общей культуры, грамотной речи» [6]. Думаю, что с данными качествами у меня всё в порядке, и я смогу стать тьютором. Хотя повышение общей культуры и совершенствование ораторского мастерства-это аспекты, развитием которых я занимаюсь ежедневно. Считаю, что формированию общей культуры способствуют чтение, изучение психологии, путешествия, знакомство с историей, культурой, языками народов мира. Это как раз то, что я очень люблю (списки чтения, которые я постоянно постигаю; открытые образовательные платформы, где я на множестве курсов учусь; 3 языка знаю чуть-чуть и постоянно тренирую; 24 страны, где я побывала, и планы путешествий расписаны на 10 лет вперёд). Думаю, что тьютор должен любить жизнь и быть интересен тьюторантам. Мне кажется, это должен быть зрелый человек.

Если же говорить о перспективах моего развития как тьютора, то мне интересны такие специализации как тьютор-игротехник, тьютор-эксперт и тьютор-консультант, а с моей настоящей ступени начинающего тьютора в сфере компетенций я бы хотела развиться до тьютора — мастера. Как? Чтение, обучение, тренинги, практики, встречи с мастерами, и так всю жизнь …

Предыдущие эссе.

Анастасия Норштейн: “Стремишься ли ты стать не нужным ребенку? Не манипулируешь ли?”

Владимир Гагарин: “Каковы границы тьютора? Хватит ли мне выдержки в работе с разными людьми?”

Елена Ломакина: «Какие бы вопросы я задал себе, если бы стал тьютором?»

Ольга Глуховская: “Как научить тьюторанта задавать правильные вопросы самому себе для выявления своего личностного мировоззрения?”

Ирина Василевская: “Как может сегодня образование конкурировать с «продвинутым потреблением»? Чем здесь может помочь тьютор?”

Список использованной литературы:

[1] Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. — М.: Образование Сервис, 2004.

[2] Основы деятельности тьютора в цифровой среде ДО, В. Коротков, 2020/Презентация

[3] Основы деятельности тьютора в цифровой среде ДО, В. Коротков, 2020/Презентация

[4] Основы деятельности Тьютора в цифровой среде ДО, В. Коротков, 2020/Презентация

[5] Основы деятельности Тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. — М.: Образование Сервис, 2004.

[6] Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. — М.: Образование Сервис, 2004.

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости