Среда
3 МарЧему и как учиться?
Традиционно, дидактику (теория обучения) связывают, как правило, с ответом на вопросы “Чему и как учить?”. За этим стоит представление, что учитель (преподаватель, разработчик учебного содержания, методист) определяет ученику как и чему именно его следует обучать. Во многом это было оправдано, когда стояла задача ликвидации безграмотности и массовой подготовки кадров.
Однако, в последние десятилетия в сфере образования происходят глобальные изменения, которые академик Александр Асмолов характеризует как “появление массового запроса на уникальность”. Это означает, что обучающийся ставится в центр принятия решений о целях, содержании, темпах и методе своего обучения. Т.е. на первое место выходят другие вопросы – “Чему и как учиться?”. Этой проблематике будет посвящен мой мастер-класс, в рамках ежегодной конференции Красноярского института повышения квалификации. В этом году конференция пройдет 11 и 12 марта в онлайн-формате и будет сфокусирована на теме “Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада”.
Мастер-класс Вадима Карастелева пройдет 11 марта с 11.30 до 13.00 (время московское), количество мест ограничено, остальные смогут только смотреть видеотрансляцию.
Аннотация. Как показывают исследования, отлично сдавшие ЕГЭ российские школьники, поступив в университет, ориентируются на пассивную форму организации обучения. На глубинном уровне у студентов лежит стереотип (базовая учебная установка), что отвечать на вопросы следует только тогда, когда знаешь «правильный» ответ. А эту «правильность» они пытаются распознать из реакции преподавателей на их ответы, т. е. студентами могут озвучиваться только социально-приемлемые ответы. Также у студентов доминирует социальная привычка не обращать внимание на непонятное в учебном материале или лекции преподавателя, а спросить про непонятное является признаком слабости. Однако, развивающиеся с конца XX века практики использования вопросов показывают свою эффективность в проведении научных исследований, организации инновационного бизнеса и образовании. Техники интерактивного вопрошания, которые разработала наша лаборатория, дают надежные основы для вовлечения обучающихся в учебный процесс, усиливают самостоятельность и продуктивность, особенно в онлайн-обучении. На мастер-классе будут показаны простые приемы работы с вопросами, дан краткий международный обзор и предоставлен доступ к асинхронному онлайн-курсу «Самовопрошание» с тьюторским сопровождением.
Целевая аудитория: руководители инновационных образовательных площадок, разработчики новых единиц содержания цифровой дидактики и обучающих онлайн-курсов, учителя, преподаватели, тьюторы, ученые.
Ведущий мастер-класса: Вадим Евгеньевич Карастелев, кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор лаборатории интерактивного вопрошания, г. Москва