Чему и как учиться?
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Чему и как учиться?

Чему и как учиться?

Традиционно, дидактику (теория обучения) связывают, как правило, с ответом на вопросы “Чему и как учить?”. За этим стоит представление, что учитель (преподаватель, разработчик учебного содержания, методист) определяет ученику как и чему именно его следует обучать. Во многом это было оправдано, когда стояла задача ликвидации безграмотности и массовой подготовки кадров.

Однако, в последние десятилетия в сфере образования происходят глобальные изменения, которые академик Александр Асмолов характеризует как “появление массового запроса на уникальность”. Это означает, что обучающийся ставится в центр принятия решений о целях, содержании, темпах и методе своего обучения. Т.е. на первое место выходят другие вопросы – “Чему и как учиться?”. Этой проблематике будет посвящен мой мастер-класс, в рамках ежегодной конференции Красноярского института повышения квалификации. В этом году конференция пройдет 11 и 12 марта в онлайн-формате и будет сфокусирована на теме “Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада”.

Мастер-класс Вадима Карастелева пройдет 11 марта с 11.30 до 13.00 (время московское), количество мест ограничено, остальные смогут только смотреть видеотрансляцию.

Аннотация. Как показывают исследования, отлично сдавшие ЕГЭ российские школьники, поступив в университет, ориентируются на пассивную форму организации обучения. На глубинном уровне у студентов лежит стереотип (базовая учебная установка), что отвечать на вопросы следует только тогда, когда знаешь «правильный» ответ. А эту «правильность» они пытаются распознать из реакции преподавателей на их ответы, т. е. студентами могут озвучиваться только социально-приемлемые ответы. Также у студентов доминирует социальная привычка не обращать внимание на непонятное в учебном материале или лекции преподавателя, а спросить про непонятное является признаком слабости. Однако, развивающиеся с конца XX века практики использования вопросов показывают свою эффективность в проведении научных исследований, организации инновационного бизнеса и образовании. Техники интерактивного вопрошания, которые разработала наша лаборатория, дают надежные основы для вовлечения обучающихся в учебный процесс, усиливают самостоятельность и продуктивность, особенно в онлайн-обучении. На мастер-классе будут показаны простые приемы работы с вопросами, дан краткий международный обзор и предоставлен доступ к асинхронному онлайн-курсу «Самовопрошание» с тьюторским сопровождением.

Целевая аудитория: руководители инновационных образовательных площадок, разработчики новых единиц содержания цифровой дидактики и обучающих онлайн-курсов, учителя, преподаватели, тьюторы, ученые.

Ведущий мастер-класса: Вадим Евгеньевич Карастелев, кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор лаборатории интерактивного вопрошания, г. Москва

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости