Дарья Царегородцева: “Гарвардское обучение вопрошанию позволяет развивать учебную инициативу”
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Дарья Царегородцева: “Гарвардское обучение вопрошанию позволяет развивать учебную инициативу”

Дарья Царегородцева: “Гарвардское обучение вопрошанию позволяет развивать учебную инициативу”

Меня зовут Дарья Царегородцева, я являюсь старшим методистом «Екатеринбургского Дома Учителя». Наш руководитель, Крюкова Алёна Михайловна, делает очень большой вклад в создание единого методического пространства в г. Екатеринбурге. Для того, чтобы педагоги города получали практикоориентированные, современные, эффективные методики и технологии, методисты центра постоянно обучаются инновационным разработкам в образовании. После изучения адаптируют, прорабатывают их сначала на внутренних семинарах-практикумах с командой методистов-профессионалов, а затем проводят обучение для педагогов города и России.

Благодаря этому, я имела счастливую возможность обучиться у Вадима Евгеньевича Карастелева, автора книг и разработчика многих техник «Интерактивного вопрошания», а затем, заинтересовавшись, и прорабатывая данную тему для преподавания в рамках практикумов и мастер-классов, директор предложила повысить свою квалификацию и обучиться технике формулирования вопросов (Question Formulation Technique) непосредственно у авторов Дэниела Ростейна и Луз Сантаны, основателей Института правильных вопросов. Владея английским языком, я смогла пройти данное обучение и получить диплом Harvard Graduate School Education. Изучение данной техники дало новый виток развития и в планах обязательная адаптация и внедрение интерактивного вопрошания, как инструмента проектирования современного урока, в школы.
На обучении были показан четкий алгоритм техники и реальное применение на уроках начального, среднего и старшего звена. Каждый шаг алгоритма был отработан в практических заданиях, коллеги со всего мира представляли свой опыт, были открыты к обсуждению, критике, советам. Я услышала отзывы учеников и учителей, использующих технику формулирования вопросов на уроках. Для учителей – это возможность спроектировать изучение темы исходя из актуальных знаний и интересов учеников. Для учеников – это возможность проявить свою инициативу, развить критическое и креативное мышление, а, самое главное, поработать в группе, почувствовать себя частью команды, где ощущается вклад каждого в исследовании новой темы.

Для меня, как для педагога и мамы двух дочерей очень важно, чтобы дети выросли неравнодушными к окружающему миру, чтобы «возраст почемучек» не прекратился, тяга к исследованиям была непрерывна и хотелось учится в течение всей жизни… ведь в постоянном желании «узнавать», вопрошать к неизвестному, кроется внутреннее развитие. Вопрос – результат любопытства, а умение сформулировать осмысленный и продвигающий вопрос помогает любопытство преобразовать в познавательный интерес, а затем и в познавательный запрос. В связи с этим, предлагаю вспомнить личностные результаты по ФГОС ОО, которые включают готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Исходя из этого, интерактивное вопрошание – уникальный инструмент, помогающий сделать урок/внеклассное событие интересным, «живым» и достичь планируемых образовательных результатов, как системы личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося в рамках реализации ФГОС ОО. Благодарим Вадима Евгеньевича за интереснейшее, полезное сотрудничество, новые техники и научные статьи.

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости