Как Пятиклассник из Бердска Андрей Шилохвостов строит свой образовательный маршрут с помощью вопросно-ответной дешифровки
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Как Пятиклассник из Бердска Андрей Шилохвостов строит свой образовательный маршрут с помощью вопросно-ответной дешифровки

Как Пятиклассник из Бердска Андрей Шилохвостов строит свой образовательный маршрут с помощью вопросно-ответной дешифровки

Ниже представлен текст об опыте Андрея по составлению читательского дневника в технике вопросно-ответной дешифровки. Текст написан его мамой, студенткой магистратуры тьюторства МГПУ Лидией Шилохвостовой. На фотографии Андрей в центре во время награждения в Москве.

«Ну вот это твой ТАКОЙ, а моего не заставишь!» – говорят мне другие родители. Нет мой тоже не ТАКОЙ, а ТАКОЙ ЖЕ: в меру ленивый, в меру любопытный, в меру амбициозный, в меру вдумчивый. Ничего сверхестественного.

Поэтому, начиная этот рассказ о вопрошании для вдумчивого чтения, я хочу обозначить, что это вполне доступный способ чтения, который может освоить каждый ребенок. Использую я его с разными детьми, и не было случая, чтобы кто-то «не взял» эту технику.

Другое дело, что эта работа требует сопровождения, ведь просто прочесть интересный текст – это одно, а потом осуществить личностную сборку главной идеи, собственных смыслов, задать важные именно для тебя вопросы на расширение интереса – это требует уже гораздо более вдумчивой собственной работы. Это сложная и, прямо скажем, непривычная работа. И как всякая энерго- и времязатратная работа требует предварительного осмысления и ответа на вопрос «зачем?».

У Андрея это «зачем?» было очень простым: он хотел полететь в Москву на финал конкурса «Страна-Читалия», словить минуту славы и пообщаться со своими московскими друзьями. И ради этого он работал. Он действительно прочел, кстати сказать, ни одну книгу в технике вопросно-ответной дешифровки, исписал два блокнота по каждой главе книги “Только физика, только хардкор!” (автор Дмитрий Побединский) и уже начал готовиться к следующему конкурсу. На самой церемонии награждения в апреле 2024 г., Андрей сказал, что обалдел от радости, когда победил в двух номинациях: «Литература глазами инженера» и «Селф-дневник». А потом испытал огромную радость, и то, что он был на церемонии с друзьями, было особенно здОрово: было с кем эту радость разделить.

Но, «побочным продуктом» такой работы стал его искренний интерес к чтению. Он сам сейчас выбирает книги из домашней библиотеки и читает взахлеб. Он задает интересные вопросы во время экскурсий. Он может определить словил ли его одноклассник основной смысл урока или обозначил только какой-то частный смысл беседы. Он научился кратко и емко передавать основной смысл. На мой взгляд, это очень важные результаты.

И здорово, что есть «Страна Читалия», которую проводит команда Ольги Мачехиной и «Вопросно-ответная дешифровка» как возможности иного образования.

Пример вдумчивого чтения Андрея.

Как родилась и реализовывалась идея. Андрей заметил, что без работы над содержанием книги, он быстро его забывает, поэтому он изучил разные методы работы, применил их на практике и дважды поучаствовал в конкурсе “Страна Читалия”. Как выглядит “Вопросно-ответная дешифровка”: чтение главы; формулирование вопроса, на который отвечает прочитанная глава; краткое описание ответа на этот вопрос; генерация не менее трех собственных вопросов по теме главы. Например:

1.На какой вопрос отвечала глава? Ответ: “Что такое время?”

2.Как глава отвечает на этот вопрос? Ответ: “Точного определения времени до сих пор нет. Разные ученые считают по-разному. Автору нравится определение: это то, что заставляет все события происходить не одновременно”.

3.Собственные вопросы Андрея: “Почему во Вселенной все стремится к беспорядку?”; “Как можно ускорить время?”; “Есть ли способ остановить время?”.

 

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости