Вторник
14 МайКак Пятиклассник из Бердска Андрей Шилохвостов строит свой образовательный маршрут с помощью вопросно-ответной дешифровки
Ниже представлен текст об опыте Андрея по составлению читательского дневника в технике вопросно-ответной дешифровки. Текст написан его мамой, студенткой магистратуры тьюторства МГПУ Лидией Шилохвостовой. На фотографии Андрей в центре во время награждения в Москве.
«Ну вот это твой ТАКОЙ, а моего не заставишь!» – говорят мне другие родители. Нет мой тоже не ТАКОЙ, а ТАКОЙ ЖЕ: в меру ленивый, в меру любопытный, в меру амбициозный, в меру вдумчивый. Ничего сверхестественного.
Поэтому, начиная этот рассказ о вопрошании для вдумчивого чтения, я хочу обозначить, что это вполне доступный способ чтения, который может освоить каждый ребенок. Использую я его с разными детьми, и не было случая, чтобы кто-то «не взял» эту технику.
Другое дело, что эта работа требует сопровождения, ведь просто прочесть интересный текст – это одно, а потом осуществить личностную сборку главной идеи, собственных смыслов, задать важные именно для тебя вопросы на расширение интереса – это требует уже гораздо более вдумчивой собственной работы. Это сложная и, прямо скажем, непривычная работа. И как всякая энерго- и времязатратная работа требует предварительного осмысления и ответа на вопрос «зачем?».
У Андрея это «зачем?» было очень простым: он хотел полететь в Москву на финал конкурса «Страна-Читалия», словить минуту славы и пообщаться со своими московскими друзьями. И ради этого он работал. Он действительно прочел, кстати сказать, ни одну книгу в технике вопросно-ответной дешифровки, исписал два блокнота по каждой главе книги “Только физика, только хардкор!” (автор Дмитрий Побединский) и уже начал готовиться к следующему конкурсу. На самой церемонии награждения в апреле 2024 г., Андрей сказал, что обалдел от радости, когда победил в двух номинациях: «Литература глазами инженера» и «Селф-дневник». А потом испытал огромную радость, и то, что он был на церемонии с друзьями, было особенно здОрово: было с кем эту радость разделить.
Но, «побочным продуктом» такой работы стал его искренний интерес к чтению. Он сам сейчас выбирает книги из домашней библиотеки и читает взахлеб. Он задает интересные вопросы во время экскурсий. Он может определить словил ли его одноклассник основной смысл урока или обозначил только какой-то частный смысл беседы. Он научился кратко и емко передавать основной смысл. На мой взгляд, это очень важные результаты.
И здорово, что есть «Страна Читалия», которую проводит команда Ольги Мачехиной и «Вопросно-ответная дешифровка» как возможности иного образования.
Пример вдумчивого чтения Андрея.
Как родилась и реализовывалась идея. Андрей заметил, что без работы над содержанием книги, он быстро его забывает, поэтому он изучил разные методы работы, применил их на практике и дважды поучаствовал в конкурсе “Страна Читалия”. Как выглядит “Вопросно-ответная дешифровка”: чтение главы; формулирование вопроса, на который отвечает прочитанная глава; краткое описание ответа на этот вопрос; генерация не менее трех собственных вопросов по теме главы. Например:
1.На какой вопрос отвечала глава? Ответ: “Что такое время?”
2.Как глава отвечает на этот вопрос? Ответ: “Точного определения времени до сих пор нет. Разные ученые считают по-разному. Автору нравится определение: это то, что заставляет все события происходить не одновременно”.
3.Собственные вопросы Андрея: “Почему во Вселенной все стремится к беспорядку?”; “Как можно ускорить время?”; “Есть ли способ остановить время?”.