Как постановка вопросов о будущем задает контекст для непрерывного образования
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Как постановка вопросов о будущем задает контекст для непрерывного образования

Как постановка вопросов о будущем задает контекст для непрерывного образования

24 апреля 2024 г. Вадим Карастелев сделал пленарный доклад «Как постановка вопросов о будущем задает контекст для непрерывного образования» на VII Международной научно-практической конференции по непрерывному образованию «Непрерывное образование в контексте идеи будущего: педагогические технологии и практики обучения взрослых».

Краткое содержание доклада.

Образование всегда  ориентировано на будущее, а его плодами можно воспользоваться в весьма отдаленной перспективе, в которой турбулентность и неопределенность будут только нарастать. Однако как можно думать о будущем, пока оно еще не наступило?

Т.е. о будущем надо думать, но каким оно будет неизвестно. Этот любопытный парадокс может получить практическое разрешение благодаря гипотезе о том, что в условиях принципиальной неопределенности будущего умение ставить вопросы становится важнее, чем находить ответы.

Для организации современного самообразования принципиально важным является удержание по крайне мере трех уровней умения работы с вопросами:

1.Постановка «больших вопросов», которые задают верхнюю смысловую рамку для самообразования, придают человеку причастность к культурно-историческому и большим идеям (техника «На пути к большим вопросам»).

2.Постановка вопросов к самоизменяющемуся человеку, поскольку в ходе развития человек будет существенно меняться и такие изменения необходимо отслеживать и учитывать (техника «Импульс»/«Тьюторские планшеты»).

3.Постановка вопросов к самоорганизации, которая должна обеспечивать целостность, сфокусированность и связность на уровне человеческого действия, понимания и мышления и, в результате, выстроить личную стратегию в самообразовании. Стратегия проявляется, когда возникают по крайней мере два масштаба будущего: масштаб задач (вариативная часть) и будущего в принципе (инвариантная часть) (техника «Масштабы будущего»).

В докладе было показано содержание третей из вышеуказанных техник, разработанных сетевым сообществом «Лаборатория интерактивного вопрошания», а также представлены эффекты от использования этих техник в контексте непрерывного образования. Как только будет готова видеозапись, вы сможете с ней ознакомиться.

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости