Журналист Елена Набиева: мои практики вопрошания
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Журналист Елена Набиева: мои практики вопрошания

Журналист Елена Набиева: мои практики вопрошания

Елена Набиева, кандидат филологических наук, преподаватель журналистики ТюмГУ, внештатный сотрудник парламентской газеты “Тюменские известия” поделилась своими практиками вопрошания.

Входные данные: 

1) Со студенческих лет я запомнила фразу, что правильно поставленный вопрос содержит в себе половину ответа.

2)Две мои профессии связаны с вопросами: я работаю внештатным журналистом в разных региональных СМИ (интервью один из основных методов работы) + я преподаватель журналистики (правильная постановка вопроса в педагогической практике нужна повсеместно: от вопроса на экзамене до вопроса при составлении учебной программы новой дисциплины).

3)Как преподаватель вуза я занимаюсь наукой, которая основывается на постановке вопросов к этой реальности. Чтение научной литературы вырабатывает особую оптику: ты познаешь этот мир через вопросы.

4)Я как-то по-хорошему зациклена на вопросах, наверное, поэтому я и нашла Вадима Карастелева, подписалась на его канал, прочитала его книгу, участвовала в некоторых мастер-классах; прочитала еще несколько книг по данной тематике; часто смотря интервью больше оцениваю вопросы, а не ответы.

Итак, мои практики:

  1. Я более 10 лет подряд 1-2 раза год заполняю карточку, на которой, кроме даты заполнения, 3 вопроса: Какая ты? Чему бы ты могла научить других? Чему бы ты хотела научиться? Много лет назад я распечатала несколько страниц с этой таблицей и теперь заполняю. Уже не помню на каком психологическом тренинге я подобрала это упражнение. Оно нацелено на присвоение своих достижений, так называемый «сбор урожая» + оно намечает дальнейшие пути развития. Чаще всего делаю практику перед днем рождения или в начале учебного года (в сентябре).
  2. Другая письменная практика под названием «Письма себе». В интернете много разных вариантов данной практики. Моя процедура заключается в том, что я в большой тетради формата А4, специально заведенной для этой практики, пишу себе письмо (от руки, не на компьютере – это важно, т.к. при рукописном написании больше активизируется мозг). В нем я задаю вопрос «как бы» своей внутренней сущности, можете назвать это субличностью или подсознанием. Потом сразу же пишу «ответное» письмо от имени этой сущности/субличности. В моем случае письмо-вопрос короткое и начинается с фразы «Лена, здравствуй! У меня к тебе вопрос…», а письмо-ответ начинается с фразы «Дорогая Леночка, здравствуй…». Незначительная разница в обращении помогает «переключиться». Условия проведения практики: отключенный телефон, полное уединение и наличие часа времени. Удивительно, но приходят ответы, настолько неочевидные и нестандартные. Ты потом ходишь и думаешь над ними, и они показывают какое-то другое понимание ситуации/проблемы. К этой практике я прибегаю примерно 2-3 раза в год, по мере необходимости.
  3. Дважды в год (перед Новым годом и перед днем рождения, который приходится на середину июля) я составляю два списка, которые являются ответами на вопросы: «Что ты успела сделать?» и «Чего хочешь добиться?». Получаются ответы по сферам жизни: семья, работа, саморазвитие, здоровье/спорт, финансы. Я одновременно переосмысляю полученный опыт и намечаю дальнейшие пути развития. Для меня это важный ритуал, который я делаю каждые 6 месяцев.
  4. В этого году придумала собственную практику под рабочим названием «Интервью с собой». Я прочитала про «окно Джохари», у которого 4 зоны: 1) «Арена» (я знаю о себе и окружающие); 2) «Видимость» (я знаю о себе, окружающие не знают обо мне); 3) «Слепое пятно» (я не знаю, окружающие знают); 4) «Неведомая зона» (я и окружающие не знают обо мне). Чтобы расширить свое слепое пятно я попросила друзей задать/написать список вопросов о любой моей сфере жизни, а потом записывала эти ответы на диктофон. Для меня «фишка» этого упражнения в том, что я смотрю на себя их глазами + когда отвечаю на их вопросы, то я лучше понимаю себя/узнаю себя. Дополнительный бонус упражнения, что в записи ты чувствуешь/понимаешь какие моменты особо значимы для тебя по изменению голоса. В процессе речетворения это не так очевидно и заметно. Думаю, как «докрутить» это упражнение, повысить его КПД. Может быть, через год отвечать на эти же вопросы, а потом переслушивать прежние ответы, чтобы сравнивать изменения. 
  5. Из лекции Петра Георгиевича Щедровицкого подобрала интересную и полезную практику, которую делаю со своим старшим сыном. Ночью перед отходом ко сну, вместе с традиционным пожеланием спокойной ночи, я спрашиваю у ребенка: «Что самое интересное случилось за день? Что нового ты узнал? Было ли что-нибудь плохое за день?». Вопросы не про учебу и дополнительные занятия, а про его самоощущения. Сыну нравится, надеюсь, таким образом инсталлирую ему навык саморефлексии.
  6. Для студентов 4 курса (многие из которых уже работают в медиаиндустрии) я разработала упражнение на профессиональную саморефлексию. Я адаптировала вопросы по профессиональной саморефлексии к журналистской деятельности. Например, вспомните свой профессиональный провал и ответьте на вопрос, как можно было его избежать? Чему он вас научил? Или: Что вы считаете своим самым большим профессиональным достижением на данный момент? Благодаря чему это стало возможным? Или: Что для вас сегодня представляется вершиной вашей профессиональной карьеры? Вы что-нибудь делаете для этого уже сегодня? Студентам очень нравится это упражнение, поскольку помогает перерабатывать и присваивать собственный опыт + они обмениваются историями и иногда ищут оптимальное решение вместе + хвалят и поддерживают друг друга/рассказывают о похожих провалах.

 

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости