Пятница
15 ИюлВера Данилова: “Как стать собой”
В 2022 году я договорился с психологом и со-основателем сетевого сообщества Лаборатория интерактивного вопрошания Верой Леонидовной Даниловой, что мы соберем ее лучшие тексты и издадим книгу с ее новыми комментариями. Но, перед изданием книги, мы проведем обсуждение ее содержания. Одной из составляющих будущей книги является пособие “Как стать собой. Психотехника индивидуальности”, которая вышла в 1994 году. Силами нашего сообщества книга из печатного формата стала впервые электронной благодаря Людмиле Копыловой, Анастасии Федяковой, Константину Халецкому, Ольге Кондрашовой, Наталье Сомовой, Татьяне Зюриной. Для того, чтобы принять участие в обсуждении книги с автором в начале августа 2022 года необходимо выполнить два условия: прочитать книгу и сформулировать не менее трех вопросов. Пишите мне для получения доступа к книге vprutin@gmail.com
Ниже выдержки из книги, чтобы вы поняли про что она.
В книге профессиональный психолог раскрывает возможности человек узнать себя: свой внутренний мир, свои потенциальные возможности. В зависимости от жизненной установки — желания экспериментировать с собой приобретая новые способности и новый опыт, или задуматься над научными, философскими и нравственными проблемами, связанными с развитием индивидуальности — автор дает интересные наблюдения: «Для экспериментаторов» и «Для интеллектуалов».
Предназначается для старшеклассников.
Оглавление
Письмо к Читателю
Первое примечание для экспериментаторов. Несколько советов тем, кто собирается не только читать эту книгу, но и работать с ней
Введение
Первое примечание для интеллектуалов. Что такое индивидуальность?
ГЛАВА 1. КТО ВЫ И ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ О СЕБЕ СКАЗАТЬ?
Что вы можете о себе сказать?
Второе примечание для интеллектуалов. Индивидуальность и язык
Второе примечание для экспериментаторов.
Как и в чем проявляются ваши особенности?
Третье примечание для интеллектуалов. Могут ли психологические тесты сказать вам, какой вы есть на самом деле?
Третье примечание для экспериментаторов
ГЛАВА 2. КАК УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ?
Осознание себя в настоящем
Четвертое примечание для экспериментаторов
Обзор прошедших событий
Пятое примечание для экспериментаторов
ГЛАВА 3. Вы и ВАШЕ ТЕЛО
Телесные ощущения
Тело и внутренний мир
Шестое примечание для экспериментаторов
ГЛАВА 4. В КАКОМ ВРЕМЕНИ ВЫ ЖИВЕТЕ?
Отношение человека ко времени
Седьмое примечание для экспериментаторов
ГЛАВА 5. ВАШЕ ЖЕЛАЕМОЕ БУДУЩЕЕ
Каким вы хотите стать?
Восьмое примечание для экспериментаторов
Чего вы хотите достичь?
ГЛАВА 6. КАК СОЗДАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ БУДУЩЕЕ?
Как выбрать тот вариант будущего, к которому есть смысл стремиться?
Всегда ли мечты о будущем побуждают действовать?
ГЛАВА 7. ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО КРИЗИСУ
Вместо заключения Развитие индивидуальности и проблема надиндивидуального
Письмо к читателю
Литература
Письмо к читателю
Дорогой читатель!
Я надеюсь, что Вас все же заинтриговало название этой книги, и хочу объяснить, что оно для меня означает.
Во-первых, я принадлежу к тем людям, которые считают, что индивидуальность человека не дана ему от рождения, а формируется всю его жизнь. Из этого следует, в частности, оно она может и не сложиться. И будет жить человек, имеющий, безусловно, некоторые индивидуальные особенности (например, заведомо уникальны будут у него отпечатки пальцев), но лишенный индивидуальности.
А в самом деле — откуда ей взяться?! Огромное число людей целенаправленно и профессионально занимается тем, чтобы вы стали в чем-то похожими на других: решали задачи, установленными способами, одевались в соответствии с модой, вели себя так, как принято, смотрели определенные фильмы и т.п. И это — достойная и полезная работа. Ребенок становится человеком, научаясь походить на других людей.
Во-вторых, я считаю важнейшими качествами человека его способность быть ни на кого непохожим, стремление как можно полнее реализовать себя, готовность найти в жизни свою «колею» и двигаться ею, даже если это будет нелегко. Именно это я называю индивидуальностью. Я верю в добавок, что «внутренние изменения происходят с человеком тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда он старается быть как другие» /Дж. Рейнуотер “Это в ваших силах”, Москва, “Прогресс”, 1992/. К этой книге я не раз буду еще обращаться.
В-третьих, я не знаю, дорогой читатель, кто больше Вас заинтересован в развитии Вашей индивидуальности. Поэтому, хотя эта книга причислена к учебным пособиям, я пишу ее для Вас, а не для учителей. Я не верю в возможность существования в школе уроков индивидуальности. Я понимаю, что школа предназначена не для этого. Она дает ученикам общие знания и способы действия, делая их похожими на всех остальных людей, освоивших ту же культуру — спасибо ей за это, и не надо требовать от нее большего.
Итак, если Вы, собираетесь заняться развитием своей индивидуальности, то я постараюсь Вам помочь. Я — профессиональный психолог и помогать Вам буду, показывая созданные наукой приемы наблюдения и изменения себя, знакомя с теми знаниями и понятиями, которые могут, на мой взгляд, пригодиться в Вашей работе.
Я хочу учесть Ваши интересы, но не знаю, что привлекает Вас больше: возможность экспериментировать с собой, приобретая новые способности и новый опыт, или возможность задуматься над научными, философскими и нравственными проблемами, связанными с развитием индивидуальности. Поэтому в этой книге помимо основного текста будут примечания двух типов: «Для экспериментаторов и «Для интеллектуалов».
Надеюсь, что наша работа будет достаточно увлекательной.
Всего доброго!
Автор.
ПЕРВОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ТЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ, НО И РАБОТАТЬ С НЕЮ
Одна из моих целей — помочь вам узнать нечто новое о своем внутреннем мире и о своих возможностях. И я надеюсь, что, выполняя предложенные в тексте задания, вы сможете обнаружить много интересного. Чтобы лучше сохранить свои находки, я советую завести себе рабочий журнал, где вы будете записывать результаты выполнения заданий, вопросы, которые у вас возникнут, идеи, пришедшие в голову в связи с прочитанным — словом, что связано для вас с этой книгой.
Я предлагаю такую форму этого журнала. Возьмите общую тетрадь. Па первой странице напишите название (чтобы, обнаружив ее через несколько лет, понять, что это такое), а на второй странице перечислите цели, которые вы ставите перед собой, начиная читать эту книгу. Скорее всего, у вас будет несколько самых разных целей. Чтобы не пропустить ничего важного, разделите лист на две части и напишите слева начала предложений, оставляя между ними достаточно места, чтобы можно было написать их продолжения, сразу или потом:
— Читая эту книгу, я хочу научиться…
— Я хочу узнать…
— Я хочу стать…
— Я хочу суметь…
Попробуйте сделать это сейчас. Если не получается закончить какое-либо из предложений, оставьте место — вы сможете сделать это потом так же, как в будущем вы сможете и расширить, и уточнить написанное.
Если вы в состоянии продолжить список слева, сделайте это.
Затем напишите название раздела книги (главы, письма, примечания), с которым вы работаете. Начинать можно не с первой главы, а с той, которая кажется вам самой интересной. Вы можете читать книгу и в том порядке, в каком у вас будут возникать вопросы по теме (хотя я считаю, что предложенный мною порядок наиболее удобен для понимания).
Затем запишите свои ответы на вопросы, вынесенные в начало изучаемого раздела, если они там есть (вопросы можно не переписывать, а обозначить номером — главное, чтобы через некоторое время вы могли понять, на какой вопрос вы отвечали).
Прочитав главу, сравните свои ответы с моими. Согласны ли вы с моей аргументацией? Если у вас возникли возражения или новые вопросы, запишите их! Если при чтении раздела что-то (идеи, факты, фамилии ученых и т.п.) показалось вам заслуживающим того, чтобы его сохранить в памяти, запишите.
Приступая к выполнению задания, обозначьте его номер. Если задание не надо выполнять письменно, запишите конечные результаты, возникшие у вас в связи с ним вопросы, пришедшие в голову идеи.
Перечитывайте время от времени свои вопросы — вы можете вдруг обнаружить, что уже знаете на некоторые из них ответ.
Закончив разбираться с одной главой, потратьте 2–3 страницы, чтобы записать, что нового вы обнаружили:
— В достижении каких целей вы продвинулись?
— Какие цели потеряли для вас свою привлекательность?
— Какие новые цели у вас появились?
Затем точно так же начинайте работать с другой главой.
Если вы придумаете другую форму рабочего журнала, скажите себе, чем она лучше предложенной мной и чем хуже. Чтобы это сделать, попробуйте уяснить, какие задачи я решаю, предлагая вам именно такую форму, и соответствует ли она вашим целям. Если выигрыш больше проигрыша, смело меняйте форму!
Совсем не обязательно работать с текстом книги в одиночку, можно — в компании (но только вместе с теми, кому вы доверяете). Можно вместе выполнять задания (это проще, чем одному), давать почитать друг другу некоторые места из своих рабочих журналов и обсуждать это. В этом случае есть смысл записывать в рабочие журналы самое интересное из результатов обсуждения.
Желаю успеха!