Антропянская Л.Н. Организация для формирования образа будущего, как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старших школьников
 /  Тьюторство в старшей школе / Антропянская Л.Н. Организация для формирования образа будущего, как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старших школьников

Антропянская Л.Н. Организация для формирования образа будущего, как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старших школьников

Л.Н. Антропянская, г. Томск

Представление о человеке с точки зрения развития его психических (функциональных) органов возникло в результате обобщения теоретических и

экспериментальных психологических исследований и существует в системе принципов, характеризующих это развитие в детском, подростковом и юношеском возрасте. Это принципы творческого характера развития, ведущей роли социокультурного контекста, сензитивных периодов, совместной деятельности, ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, интериоризации и экстериоризации. На основе культурно-исторической концепции строится педагогика и практика образования, “выращивающая” функциональные органы психического тела человека как новообразования, соответствующие ведущей деятельности. Понятие “функциональный орган” характеризует способность, способ деятельности “при жизни складывающиеся образования, специфические отправления которых выступают в виде появляющихся психических способностей или функций” (В. П. Зинченко, 1995). Образ будущего как составная часть образа мира обладает свойством открытости и увеличивает свободу оперирования интегральным функциональным органом.

Данная статья представляет собой попытку обобщения результатов совместной программы психологической и тьюторской работы в старшей школе по формированию образа будущего у старшеклассников и способностей построения и достижения своего образа, В соответствии с возрастным подходом к развитию ребенка проект старшей школы в школе “Эврика-развитие” (Томск) направлен на создание такой образовательной среды, в которой учащийся может сориентироваться в категориях будущего в профессиональном поле, осознать свои способности и возможности и построить индивидуальный способ социализации. Такая образовательная среда требует исследования целей и интересов учащихся, создания “пробного тела” для выявления этих целей и интересов в соответствии со способностями, и, наконец, окончательного выбора своего образовательного пути или вариантов движения. На это направлен курс социальной футурологии (Основы социализации личности) для учащихся 9-х классов и предметные практики в блоке свободного выбора для учащихся 10-11 классов. В программу работы психолога и тьютора по формированию способности построения образа будущего входят следующие этапы:

  • курс “Основы социализации личности” (с психологическим консультированием “Образ будущего”);
  • организация линии образовательных событий в старшей школе, направленных на анализ своих образовательных перспектив старшими школьниками и проектирование личной образовательной истории;
  • анализ образовательных эффектов событий тьюторами и старшеклассниками;
  • формирование и доформирование индивидуальной образовательной программы, индивидуального учебного плана;
  • повторная консультация “Образ будущего”.

Курс “Основы социализации личности” ведется психологом. Предметом вниманию тьютора является индивидуальное движение старшеклассника в рамках курса и в рамках “продолжения” курса в личной индивидуальной истории каждого.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие и взросление старшего подростка, его способность вписывать себя в социум эффективно в том случае, если он имеет некое идеальное представление о себе будущем, цель, которая, имея положительный эмоциональный заряд, поляризует его психологическое пространство и структурирует жизнь как направленную траекторию. Становление субъектности происходит тем успешнее, чем четче представления индивида о его идеальной цели, чем лучше он оценивает свои возможности и чем реальнее представляет шаги достижения этой цели. Важным моментом, определяющим значимость образа будущего, является то, что при наличии определенных представлений и рефлексивных знаний о себе желаемом, с ними можно соотносить вновь получаемую информацию и оценивать ее значение для своего образовательного пути. Своевременная диагностика представления подростка о своем будущем как некоей “идеальной реальности” поможет организовать работу предметного тьютора и куратора, а также преподавателей предметных областей, учителей-предметников и взаимодействие с родителями.

Исследование проводилось с использованием техники временной линии на отрезке времени от 7 до 25 лет (Дж, О Коннор и др., 1997). Эта техника позволяет диагностировать наличие или отсутствие представления о будущем, определить его “качество”, то есть реальность достижения, долю участия в этом представлении самого учащегося по сравнению с участием родителей, строить способы работы с учащимся при отсутствии представления. Исследование проведено на 77 учащихся 9-11 классов школы “Эврика-развитие”. Оценка проводилась по следующим параметрам: наличие представления, оценка ресурсов относительно этого представления, осознание шагов достижения в реальной практике, сравнение состояния учащихся при повторном исследовании.

При анализе использованы данные учащихся 9-11 классов: 9-е -1997-98 года выпуска и 1998-99 года выпуска, 11-е – 1996-97, 1997-98 и 1998-99 годы выпуска. По критерию сформированности представления о будущем учащихся можно разделить на 4 группы:

  • учащиеся имеют достаточно точное представление: были достижения (отсутствие пробы, недостаточность ресурса – где учиться, есть ли способности), и, как следствие, нет четкого представления о том, что делать (выбор уровня сложности в основном предметном блоке и выбор предметов в дополнительном). Среди 9-классников в эту категорию входят учащиеся с неустойчивыми представлениями, их ближайшей целью является окончание средней школы, они уже задумываются о своем будущем, но полагают, что впереди еще много времени и все “само образуется”.
  • Представления о будущем обеспечены родителями (финансовое положение, знакомства). У этой категории учащихся ресурс осознается не полностью, части предметов уделяется большое внимание (например, право, иностранный язык), а часть предметов игнорируется (русский язык, история и т. д.).
  • Полное отсутствие представлений: страх взросления, отсутствие информации о профессиональном поле, непонимание себя, отсутствие предметных интересов, сложности в коммуникации со взрослыми.

По результатам исследования можно представить следующую таблицу:

ГРУППА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАСС 11 КЛАСС
1) Точное представление 12,8 %             34,2 %
2) Неустойчивое представление 56,4 % 31,6 %
3) Отсутствие представления          2,6 % 23,7 %
4) Представление родителей 28,2 % 10,5 %

Таким образом видно, что более трети всех 11-классников имеют точное представление о своем будущем. Необходимость консультации в этом случае заключается в том, что у учащихся, у которых образ сформирован точно и однозначно, недостаточно гибкости при достижении цели. Они не имеют “запасных” вариантов, что повышает тревожность, невротизирует при поступлении и фрустрирует при неудаче. Им достаточно сложно сделать “шаг назад” (например, ученика Ш. с трудом уговорили согласиться обучаться на педиатрическом факультете мед. университета в ситуации недобора баллов на лечебный факультет). Педагоги, страдая гиперответственностью, тревожатся за предполагаемые неудачи такого ученика и стараются “занизить” планку. В 9-м классе этот процент меньше, что соответствует возрасту. Консультация позволяет активизировать деятельность таких 9-классников на поиск мест предпрофессиональной пробы, ориентироваться в выборе предметов в дополнительном блоке, участвовать в проектной деятельности.

Также около трети 11-классников не имеют однозначного образа своего будущего, при этом у них шире диапазон представлений, они гибче при изменении обстоятельств, обдумывают больше вариантов, простраивают последовательность достижения идеальной цели через промежуточные варианты, рассматривают возможные действия при непоступлении в вуз. Среди 9-классников количество сомневающихся больше половины. Те, кто намерен получить среднее, образование ориентированы на вуз.

В 11-м классе в проектирование будущего учащихся активно включаются родители (примерно в одной четверти случаев). В 9-м классе это проявляется реже, и беспокоят случаи, когда родители не интересуются планами ребенка, не задумываются о том, что ему скоро предстоит делать выбор.

Наиболее сложная ситуация с учащимися, которые не имеют представления о своем будущем. Основные психологические особенности таких учащихся – инфантильность, неуверенность в себе, тревожность, сложности в коммуникации. Именно они стараются избегать все мероприятия, направленные на социализацию. Для них консультация оказывается порой первой ситуацией, когда появляется возможность задуматься о том, что будущее вообще существует.

Таким образом, консультация “Образ будущего” позволяет выделить 4 группы старшеклассников с различной степенью сформированное представлений о взрослой жизни, что позволяет строить различные стратегии индивидуальной образовательной траектории.

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Зинченко В. П. Человек развивающийся. М., 1995
  2. Коннор Дж. О. Введение в НЛП.М., 1997.

// Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Материалы V Всероссийской научной тьюторской конференции 9 -11 февраля 2000

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости