Четверг
10 ДекАнтропянская Л.Н. Организация для формирования образа будущего, как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старших школьников
Л.Н. Антропянская, г. Томск
Представление о человеке с точки зрения развития его психических (функциональных) органов возникло в результате обобщения теоретических и
экспериментальных психологических исследований и существует в системе принципов, характеризующих это развитие в детском, подростковом и юношеском возрасте. Это принципы творческого характера развития, ведущей роли социокультурного контекста, сензитивных периодов, совместной деятельности, ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, интериоризации и экстериоризации. На основе культурно-исторической концепции строится педагогика и практика образования, “выращивающая” функциональные органы психического тела человека как новообразования, соответствующие ведущей деятельности. Понятие “функциональный орган” характеризует способность, способ деятельности “при жизни складывающиеся образования, специфические отправления которых выступают в виде появляющихся психических способностей или функций” (В. П. Зинченко, 1995). Образ будущего как составная часть образа мира обладает свойством открытости и увеличивает свободу оперирования интегральным функциональным органом.
Данная статья представляет собой попытку обобщения результатов совместной программы психологической и тьюторской работы в старшей школе по формированию образа будущего у старшеклассников и способностей построения и достижения своего образа, В соответствии с возрастным подходом к развитию ребенка проект старшей школы в школе “Эврика-развитие” (Томск) направлен на создание такой образовательной среды, в которой учащийся может сориентироваться в категориях будущего в профессиональном поле, осознать свои способности и возможности и построить индивидуальный способ социализации. Такая образовательная среда требует исследования целей и интересов учащихся, создания “пробного тела” для выявления этих целей и интересов в соответствии со способностями, и, наконец, окончательного выбора своего образовательного пути или вариантов движения. На это направлен курс социальной футурологии (Основы социализации личности) для учащихся 9-х классов и предметные практики в блоке свободного выбора для учащихся 10-11 классов. В программу работы психолога и тьютора по формированию способности построения образа будущего входят следующие этапы:
- курс “Основы социализации личности” (с психологическим консультированием “Образ будущего”);
- организация линии образовательных событий в старшей школе, направленных на анализ своих образовательных перспектив старшими школьниками и проектирование личной образовательной истории;
- анализ образовательных эффектов событий тьюторами и старшеклассниками;
- формирование и доформирование индивидуальной образовательной программы, индивидуального учебного плана;
- повторная консультация “Образ будущего”.
Курс “Основы социализации личности” ведется психологом. Предметом вниманию тьютора является индивидуальное движение старшеклассника в рамках курса и в рамках “продолжения” курса в личной индивидуальной истории каждого.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие и взросление старшего подростка, его способность вписывать себя в социум эффективно в том случае, если он имеет некое идеальное представление о себе будущем, цель, которая, имея положительный эмоциональный заряд, поляризует его психологическое пространство и структурирует жизнь как направленную траекторию. Становление субъектности происходит тем успешнее, чем четче представления индивида о его идеальной цели, чем лучше он оценивает свои возможности и чем реальнее представляет шаги достижения этой цели. Важным моментом, определяющим значимость образа будущего, является то, что при наличии определенных представлений и рефлексивных знаний о себе желаемом, с ними можно соотносить вновь получаемую информацию и оценивать ее значение для своего образовательного пути. Своевременная диагностика представления подростка о своем будущем как некоей “идеальной реальности” поможет организовать работу предметного тьютора и куратора, а также преподавателей предметных областей, учителей-предметников и взаимодействие с родителями.
Исследование проводилось с использованием техники временной линии на отрезке времени от 7 до 25 лет (Дж, О Коннор и др., 1997). Эта техника позволяет диагностировать наличие или отсутствие представления о будущем, определить его “качество”, то есть реальность достижения, долю участия в этом представлении самого учащегося по сравнению с участием родителей, строить способы работы с учащимся при отсутствии представления. Исследование проведено на 77 учащихся 9-11 классов школы “Эврика-развитие”. Оценка проводилась по следующим параметрам: наличие представления, оценка ресурсов относительно этого представления, осознание шагов достижения в реальной практике, сравнение состояния учащихся при повторном исследовании.
При анализе использованы данные учащихся 9-11 классов: 9-е -1997-98 года выпуска и 1998-99 года выпуска, 11-е – 1996-97, 1997-98 и 1998-99 годы выпуска. По критерию сформированности представления о будущем учащихся можно разделить на 4 группы:
- учащиеся имеют достаточно точное представление: были достижения (отсутствие пробы, недостаточность ресурса – где учиться, есть ли способности), и, как следствие, нет четкого представления о том, что делать (выбор уровня сложности в основном предметном блоке и выбор предметов в дополнительном). Среди 9-классников в эту категорию входят учащиеся с неустойчивыми представлениями, их ближайшей целью является окончание средней школы, они уже задумываются о своем будущем, но полагают, что впереди еще много времени и все “само образуется”.
- Представления о будущем обеспечены родителями (финансовое положение, знакомства). У этой категории учащихся ресурс осознается не полностью, части предметов уделяется большое внимание (например, право, иностранный язык), а часть предметов игнорируется (русский язык, история и т. д.).
- Полное отсутствие представлений: страх взросления, отсутствие информации о профессиональном поле, непонимание себя, отсутствие предметных интересов, сложности в коммуникации со взрослыми.
По результатам исследования можно представить следующую таблицу:
ГРУППА УЧАЩИХСЯ | 9 КЛАСС | 11 КЛАСС |
---|---|---|
1) Точное представление | 12,8 % | 34,2 % |
2) Неустойчивое представление | 56,4 % | 31,6 % |
3) Отсутствие представления | 2,6 % | 23,7 % |
4) Представление родителей | 28,2 % | 10,5 % |
Таким образом видно, что более трети всех 11-классников имеют точное представление о своем будущем. Необходимость консультации в этом случае заключается в том, что у учащихся, у которых образ сформирован точно и однозначно, недостаточно гибкости при достижении цели. Они не имеют “запасных” вариантов, что повышает тревожность, невротизирует при поступлении и фрустрирует при неудаче. Им достаточно сложно сделать “шаг назад” (например, ученика Ш. с трудом уговорили согласиться обучаться на педиатрическом факультете мед. университета в ситуации недобора баллов на лечебный факультет). Педагоги, страдая гиперответственностью, тревожатся за предполагаемые неудачи такого ученика и стараются “занизить” планку. В 9-м классе этот процент меньше, что соответствует возрасту. Консультация позволяет активизировать деятельность таких 9-классников на поиск мест предпрофессиональной пробы, ориентироваться в выборе предметов в дополнительном блоке, участвовать в проектной деятельности.
Также около трети 11-классников не имеют однозначного образа своего будущего, при этом у них шире диапазон представлений, они гибче при изменении обстоятельств, обдумывают больше вариантов, простраивают последовательность достижения идеальной цели через промежуточные варианты, рассматривают возможные действия при непоступлении в вуз. Среди 9-классников количество сомневающихся больше половины. Те, кто намерен получить среднее, образование ориентированы на вуз.
В 11-м классе в проектирование будущего учащихся активно включаются родители (примерно в одной четверти случаев). В 9-м классе это проявляется реже, и беспокоят случаи, когда родители не интересуются планами ребенка, не задумываются о том, что ему скоро предстоит делать выбор.
Наиболее сложная ситуация с учащимися, которые не имеют представления о своем будущем. Основные психологические особенности таких учащихся – инфантильность, неуверенность в себе, тревожность, сложности в коммуникации. Именно они стараются избегать все мероприятия, направленные на социализацию. Для них консультация оказывается порой первой ситуацией, когда появляется возможность задуматься о том, что будущее вообще существует.
Таким образом, консультация “Образ будущего” позволяет выделить 4 группы старшеклассников с различной степенью сформированное представлений о взрослой жизни, что позволяет строить различные стратегии индивидуальной образовательной траектории.
ЛИТЕРАТУРА:
- Зинченко В. П. Человек развивающийся. М., 1995
- Коннор Дж. О. Введение в НЛП.М., 1997.