Куляпин А.С. Формирование тьюторской позиции учителей в школе технологического профиля
 /  Тьюторство в старшей школе / Куляпин А.С. Формирование тьюторской позиции учителей в школе технологического профиля

Куляпин А.С. Формирование тьюторской позиции учителей в школе технологического профиля

А.С. Куляпин, Т.А. Голдобина

Под технологическим обеспечением процесса профилизации школьного образования понимается совокупность условий,

средств, методов, приемов, позволяющих осуществлять целенаправленную педагогическую деятельность по развитию у учащихся комплекса качеств, формированию умений и навыков, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения, повышения их конкурентоспособности на рынке труда, формирования ключевых компетенций, эффективной социализации. В связи с этим уже ученику первого класса предлагается ряд дополнительных предметов, которые помогут ему развиваться в одном из трех направлений: информационно-технологическом, социально-технологическом, универсально-технологическом. При этом происходит углубление в изучении предметов образовательной области «Технология», призванных формировать технологическую культуру учащихся, что поддерживается как элективными курсами, так и дополнительным образованием. Одновременно осуществляется их социально-гуманитарное развитие как необходимой предпосылки для успешной реализации концепции “культурного специалиста” любого уровня.

С целью реализации этих идей учащимся школы предлагается широкий спектр выбора предметов и деятельностей в рамках дополнительного образования:

Получается, что учащемуся приходится выбирать из 21 возможных ученических проектов, 15 предлагаемых спортивных секций, 9 учебно-творческих мастерских, 25 кружков как предметных так и учебных.

И дело не только в механизме осуществления выбора: хочу, могу, надо. Более значимо ответить на вопросы: Какой проект наиболее способствует реализации способностей школьника, соответствует раскрытию его потенциала? Каким образом воодушевить его на осуществление проекта?

На все эти вопросы может искать ответ только человек, искренне заинтересованный в росте своего ученика, при этом умеющий сохранить его независимость и самостоятельность. Так мы осознаем необходимость в деятельности тьютора в образовательном процессе, способного осуществить индивидуальное сопровождение развития воспитанника.

Деятельность тьютора по своей природе является интегративной и сторонится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. Если с первыми тремя относительно все понятно и работающий педагог, классный руководитель сталкивается с ними в своей деятельности постоянно, то что тогда собой представляет тьюторская составляющая. На наш взгляд, это особое настроение, мировоззрение, отношение к воспитаннику. Это не просто переход к субъектно-субъектным отношениям, это умение внутренне почувствовать ученика, полностью принять его таким, каким он есть, дать ему право на самобытность и самопроявление. И в то же время вести его к результатам, мотивировать на преодоление препятствий, поддерживать в начинаниях, не навязывая своего мнения. Как показала практика, этот внутренний переход очень сложен из-за сложившегося стереотипа, что учитель всегда прав. Разрушить данное представление помогают не только тренинги для учителей, которые проводятся в рамках деятельности по формированию у них тьюторской позиции, умение выстраивать диалог взаимодействия с учеником-соавтором, который обладает следующими особенностями:

  • равенство позиций тьютора и ученика;
  • отсутствие оценок, полное принятие ученика таким, какой он есть;
  • особая эмоциональная окраска общения;
  • искренность и естественность в проявлении эмоций;
  • способность тьютора использовать нширокий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Одновременно с тренинговыми занятиями педагогические стереотипы разрушает транслируемый опыт учителей-мастеров, работающих в учебно-творческих мастерских более 8 лет, где сложились отношения равноправных коллег по выполнению профессиональной деятельности. Когда учащийся занимает позицию равноправного партнера, ответственного за выполняемую работу. Здесь коренным образом меняется характер взаимоотношений старшего и младшего. Индивидуальность ученика становится первоосновой для учителя-тьютора в выборе стиля деятельности, построения отношений, диалога, форм, методов работы. Это может рассматриваться как один из способов совместной деятельности педагогов и учащихся, где происходит профориентация и осуществляется профессиональная проба.

Большую роль в ломке педагогической статичности играет школьный профильный лагерь, где происходит осуществление совместных проектов, и где порой учитель – тьютор выступает в роли исполнителя воли ученика. Недавний опыт в осуществлении детского проекта «Садовские львы», проводимый для учащихся группы риска, наглядно показал, что наставник чаще был востребован как некая поддержка начинаний подростков-дезадаптентов, самостоятельно строящих свою деятельность в лагере.

Другим немаловажным «ломателем» позиций авторитарных учителей является отряд учеников-тьюторов, который стал оказывать влияние на формирование воспитывающей образовательной среды. Ученики-тьюторы другим ученикам передают свой опыт волонтерской работы по профилактике СЗЗ, профориентационной деятельности. Для них важно найти сподвижников, имеющих общие интересы, самим оказать помощь в реализации проектов школьников. Все чаще они выходят с инициативой на администрацию школы, предлагают проведение массовых мероприятий для учащихся школы. Все чаще ими самими озвучивается идея создания школьного кинопроизводства. Сегодня же они реализуют проект проведения городского кинофестиваля рекламных видеороликов. И уже они выбирают наставника, который подходит им, чей профессионализм, личные качества соответствуют их требованиям. Такой подход к корне меняет ситуацию в школе, когда детская потребность в наставнике определяет статус взрослого в школе. Выполняемые ученические проекты разные: и по содержанию и по форме, некоторые ученики выполняет не один проект, учащимся предлагается осуществить выбор из 9 УТМ, следовательно, становятся востребованными разные специалисты.

Вопрос в том, как стать востребованным? Какими навыками, технологиями, знаниями надо обладать, чтобы по-настоящему стать наставником? Каким способом спланировать собственный профессиональный рост? Личная заинтересованность учителя становится внутренним мотивом формирования у себя тьюторской позиции. Тогда формируется потребность в посещении уроков учителей-мастеров, мероприятий успешных классных руководителей, т.е. в знакомстве с опытом других специалистов, стремление применить подобное в своей практике. Деятельность становится основой изменения внутренних установок, развитию толерантного отношения к окружающим детям, большему доверию им.

Опыт работы педагогического коллектива школы транслируется на городских методических семинарах, он интересен другим, появляется все больше сторонников тьюторства. Это послужило причиной для рождения Ассоциации тьюторов Пермского края, с созданием собственного сайта, где обсуждались бы проблемы развития тьюторства, обсуждались проблемы, решались вопросы, где формируется корпоратвая культура, формируется команда, деловые отношения, идеи преобразования становятся общими для членов коллектива, повышается профессионализм учителя, укрепляется сотрудничество педагогов и учащихся и т.д.

Результат – ученик, обладающий опытом выбора своего Учебного Плана, Траектории Развития, профессиональной деятельности.

Список литературы:

 

  1. Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И. Пуденко. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащихся в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  2. Т.М. Ковалева . Проблемы тьюторства в контексте томской региональной площадки // Тьюторство – идея и идеология:сборник научных трудов по материалам I Межрегиональной ьюторской конференции. –Москва -томск:1996.
  3. Ф.Б. Сушкова, В.А. Рогозина. Организация учебного диалога в проектной деятельности школьника.
  4. Е.А.Рыкова, А.И. Овчинникова Организация и содержание профессиональной подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ.
  5. В.В. Сриков. Личностный подход в образовании. Концепция и технология. – Волгоград, 1994
  6. С.В.. Белова Диалог – основа профессии педагога. – М., 2002.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости