Толоконникова Т.В. Образование будущего и родительские сообщества
 /  Тьюторство в семейном образовании / Толоконникова Т.В. Образование будущего и родительские сообщества

Толоконникова Т.В. Образование будущего и родительские сообщества

Толоконникова Татьяна Валерьевна, руководитель Центра альтернативного образования, магистрант МПГУ «Тьюторство в сфере образования», 6 курс заочное отделение ( с участием Павла Парфентьева, председателя межрегиональной организации «За права семьи»).

 

Тел.: 8-962-929-09-19

E-mail: tanya.tolk@mail.ru

Образование будущего и родительские сообщества.

Больше всего нас интересует будущее. Мы пристально вглядываемся в него, стараемся распознать его черты для того, чтобы созидать его сегодня. Нам необходимо также ясно понимать, что уже представляет из себя наше сегодня, потому что из него рождается завтра.

Почему это важно? Если ты имеешь дело с детьми – ты имеешь дело с будущим. Если ты участвуешь в образовании детей, тебе необходимо делать своим ориентиром образ их «завтра». Каким должен становиться мир завтра? Какими должны быть люди, которые будут его «становить»? Но понимание завтра невозможно без понимания сегодня.

Нам необходим аналитический взгляд на сегодня и пророческий взгляд в будущее. Зачастую они переплетаются, как в высказывании Питера Друкера, крупнейшего теоретика нашего времени в области управления, которое позволяет нам допустить, что «мы являемся свидетелями одной из самых существенных перемен в истории человечества» (С. Кови).

«Через несколько сотен лет, когда историю нашего времени будут описывать как историю далекого прошлого, весьма вероятно, что самым важным событием, по мнению историков, будет признано не развитие технологий, не Интернет и не электронная коммерция, а беспрецедентное изменение условий человеческого существования. Впервые – без преувеличений – у значительно быстро увеличивающегося числа людей появляется выбор. Впервые им приходится управлять своей жизнью самостоятельно. А общество абсолютно к этому не готово».

Мы согласимся с аналитиком, поставив акцент на том, что происходящие изменения вводят человека в поле, где он призван к ведению осознанной деятельности и ответственности за нее. Очень часто, при всем богатстве новых возможностей, человек и общество не готовы сегодня к именно к ответственному выбору.

Когда речь идет о неготовности общества к чему-то, я, в первую очередь, начинаю думать о системе образования, ее доле ответственности. Каким должно быть образование, дающее возможность научиться управлять своей жизнью, опираясь на способность делать осознанный выбор? Большей частью, конечно же, подразумевающее саму возможность такого выбора, а сегодня – это альтернативное образование, (альтернативное существующей школьной системе).

По справедливому замечанию человека с пророческим взглядом, Ивана Иллича, «экстраординарного социального философа, аналитика и критика современного мира»: «Прежде, чем искать альтернативы современной школе, надо ясно определить, что мы называем школой». Иллич предлагает «определять школу как процесс, обуславливаемый спецификой возраста, связанный с действиями учителей, требующий обязательного ежедневного присутствия и обязательной учебной программы». Мы можем увидеть в этом перечислении описание закрытой системы. Однако, кажется, что все эти признаки делают систему закрытой не сами по себе, и не просто отказ от них обеспечит ее открытость. Проблема современного массового образования в том, что оно все больше напоминает производство типовой продукции из-за своего подхода, направленного на то, чтобы сделать из человека инструмент, а не развивать его как личность. Задача всех, кто устремлен в будущее, понимающих, что от их сегодняшних усилий зависит, каким оно будет – создать все возможности для личностно-ориентированного образования.

Мир стоит на пороге перехода в новую фазу своего развития. В такие периоды важно обращаться к истокам и фундаментальным структурам. Такой структурой является семья, которая, по-нашему убеждению, должна рассматриваться и всячески поддерживаться в своем первоначальном замыслекак маленькое сообщество, где передаются ценности и модели поведения, где естественным образом заложена личностная ориентированность.

Также в такие периоды зарождаются или усиливаются тенденции, которые со временем могут стать ключевыми направлениями развития. В таком качестве мы видим процесс объединения семей, берущих образование собственных детей в свои руки, в сообщества. Особую роль в этом процессе могут играть тьюторы. А стандарт, которому посвящена эта конференция, как видится, сыграет свою положительную роль в развитии и становлении самоорганизующихся сообществ в сфере образования.

Говоря об участии тьютора в созидании самоорганизующихся образовательных сообществ, мы должны еще раз подчеркнуть, что самым основным и естественным сообществом такого типа является семья. Изымая ребенка из семьи, современная массовая школа закладывает массу проблем, с решением которых не справляется: кризисом мотивации к учебе, проблемами в поведении и взаимодействии учеников, проблемами со здоровьем.

Американский учитель с большим стажем Дж. Гатто утверждает: «…Школа является серьезной причиной возникновения неблагополучных семей и общин. Она разъединяет детей и родителей… Школа подавляет семейную жизнь, отбирая время, необходимое для развития полноценной семьи, а потом сама же и обвиняет семью в ее слабости».

Действующий закон об образовании говорит о родителях как о первых педагогах. Справедливо пойти дальше и сказать, что они не только первые, но главные и наиболее важные учителя своего ребенка. Из этой центральной роли семьи в деле воспитания и образования призван, по нашему убеждению, исходить в своей работе тьютор. Взаимодействуя с семьей или группой семей, выстраивающих свой образовательный проект, тьютор помогает осознать, увидеть и последовательно воплотить тот замысел, который следует из ценностных ориентиров и жизненных выборов данной семьи или группы. При этом его задача – помочь созданию среды, наиболее благоприятной для такой реализации. В такой работе тьютора два равноважных фокуса: семья в ее целостности и личность ребенка в ее становлении.

Понимание этого частично снимает противоречие, нередко возникающее при обсуждении вопроса о том, какой подход тьютора к ученику является оптимальным – противоречие между акцентом на свободе ученика и на необходимости последовательного руководства. Именно формирующаяся с участия тьютора образовательная культура семьи определяет выбор педагогического действия в конкретном случае. Вместе с тем тьютор – полноправный участник образовательного процесса. А полноценность этого участия зависит от наличия у него собственной личной зрелой позиции как человека и педагога, позиции, созвучной выбору самой семьи и ученика. Из чего следует, что не любой тьютор сможет работать с любой семьей. Речь идет о том, что служение тьютора в сообществе и сообществу плодотворно тогда, когда у них единые или хотя бы созвучные базовые ценности. Здесь задача стандарта не предопределять и программировать это многообразие позиций, а предъявляя профессиональные требования, предоставлять необходимую для мировоззренческого становления как личности и педагога свободу.

Говоря о том, что побуждает людей к объединению в сообщества, и называя общие интересы, общие точки зрения, мы еще раз подчеркиваем, что на первом месте – общие ценности, и вытекающие из них цели. Вы можете вполне успешно двигаться с кем-то в каком-то деле при разных точках зрения, разных интересах. Но при отсутствии общности ценностей – невозможна эффективная (продуктивная) совместная деятельность.

Сильное ощущение, что наши семейные ценности – личности ребенка и его образования – расходятся с ценностями школы, побудило нас девять лет назад не отдавать в школу своего старшего сына. Посещая собрания родителей будущих первоклассников, я каждый раз выносила оттуда один образ – моего ребенка поместят в некую «мясорубку» и на выходе будет некий «фарш».

Исходя не только из собственного опыта, но и глядя на все усиливающееся противостояние семьи и массовой школы, мы можем утверждать, что существует значительное расхождение между семейными ценностями, наиболее важными для созидания личности ребенка, и инструментальными задачами массового образования.

Начав обучать своего ребенка дома, через два года мы объединились с семьями своих друзей, двигающимися аналогично, так как понимали, что ребятам нужен коллектив. Возникло родительское объединение, которое мы назвали «Клуб семейного образования». Оно до сих пор живет и здравствует, успело вырасти и разделиться на два объединения. В прошлом году у нас был первый выпуск: 11-ый, 9-ый, 4-ый классы. Все старшеклассники успешно сдали экзамены и поступили в очень осознанно выбранные учебные заведения, чтобы получать то образование, которое поможет им реализовать свое призвание. А ведь изначально в проекте на пять взрослых приходился только один с педагогическим образованием. Со временем, некоторые участники, включившиеся в проект как помощники, открывали в себе призвание педагога и получали соответствующее образование. Вообще очень характерной особенностью нашего объединения, где мы утверждаем, что образование связано с созданием среды, в которой раскрывается личность, является одинаково яркое раскрытие и детей, и взрослых.

Опыт нашего становления, конечно же, связан и с ошибками, и со сложностями. Но мы уверенно можем говорить и о серьезных положительных моментах, прежде всего имеющих отношение к реализации ценностей (которые во многом определяют содержание обсуждаемого стандарта). Это личность ребенка, его жизненный путь, способность учиться, находить индивидуальные пути для самообразования, отношения в семье, свобода и выбор… Наш опыт позволил нам открыть новую педагогическую позицию – преподавателя-технолога, который владеет целым блоком предметов (гуманитарным или естественным), и способен не «преподавать предмет», а организовывать его изучение, что кажется весьма актуальным. Это позволяет видеть ученика целостно, и простраивать соответствующую программу.

Мы очень довольны тем, что наше объединение является ресурсом в преодолении проблемы отчуждения родителей от детей, семьи от «школы» (как образовательного процесса). Дети много времени проводят в семье. Они не «привязаны» к центру, приезжают два-три дня для проверки достижений и получения дальнейшего руководства. У всех них насыщенный график дополнительных занятий.

Мы описываем опыт нашего объединения, зная, что он не единственный в Москве, Подмосковье, да и России. Говоря о своих характерных особенностях, мы называем типичные черты родительских образовательных сообществ. И с каждым годом, количество родителей, для которых безусловными ценностями являются личности их детей и их образование, и которые не чувствуют в этом смысле общности со школой, поэтому берутся за образование своих детей сами – растет. Формируется тренд, при поддержке которого – нормативной и необходимой другой – у нас есть перспектива увидеть образование будущего таким, каким оно должно быть – помогающим становлению личностей, могущих ответственно управлять своей жизнью, опираясь на способность делать осознанный выбор.

ДЖ.Гатто. Фабрика марионеток.- Москва: Генезис, 2006.-С.95

И.Иллич. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир.- Москва: Просвещение, 2006.- С.48

 

Кови С. Восьмой навык. От эффективности к величию. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007.- С. 27

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости