Среда
4 ОктПотрясающе важно для современного образования!
Цель состоявшегося в конце сентября в Перми межрегионального форума «Тьюторское сопровождение в различных социальных и образовательных контекстах» заключалась в том, чтобы поддержать тьюторские практики, их авторов, содействовать распространению лучшего опыта тьюторского сопровождения в разных средах. В числе участников немало было представителей сельской школы: это были, директора, заместители директоров, учителя и тьюторы. Конечно, далеко не в каждой городской школе сегодня есть специально выделенная штатная единица тьютора, а в сельской школе тем более. Это чаще всего учитель, наделённый дополнительными функциональными обязанностями. Но это совсем не мешает педагогам с тьюторскими компетенциями (так о них говорят чаще всего) делать своё дело интересно, творчески и профессионально. Осознанное понимание того, что достижение ряда метапредметных и личностных результатов учащимися невозможно без сопровождения, сподвигает учителей на освоение новых компетенций. Организация избыточной вариативной среды, насыщение её разнообразными ресурсами, поиски таковых за пределами привычного образовательного пространства, обсуждение с учащимися личностных интересов, смыслов, целей образования, способов достижения. А главное – выбирать и конструировать свой образовательный маршрут, план, программу (зависит от конечной цели, возможностей и желания ученика). На Форуме поделились опытом создания избыточной образовательной среды в сельской школе учителя – тьюторы Берёзовской средней общеобразовательной школы Берёзовского муниципального района Е.М. Гулак и Л.В. Перина. О сопровождении научно-исследовательской деятельности старшеклассников рассказала Н.И. Леонова, учитель Платошинской средней школы Пермского муниципального района. На мастер-классе учителя истории и обществознания Гамовской средней школы Пермского района Е.С. Сыпачевой участники осваивали инструмент построения личностной карты с подростками, а Д.С. Анкудинова из МАОУ СОШ №7 г. Перми предложила собравшимся создать рефлексивный дневник по определённой структуре, но с вариантами компоновки, выбором тематизма, способов оформления. Вообще, программа была очень насыщенной. Так что участникам Форума пришлось сделать свой выбор не только между форматами (как-то: мастер-класс, презентационная площадка, круглый стол, экспертная площадка), содержательного наполнения, а также возрастом своих тьюторантов. Навигацию по ресурсам Форума в самом начале сделала М.В. Тюмина, руководитель Пермского регионального отделения МТА, федеральный эксперт МТА. Безусловно, что выступления спикеров на пленарной части Форума, а их было две, заставили всех собравшихся в зале Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета рефлексивно отнестись не только к актуальным вопросам образования, но и собственной профессиональной деятельности. В числе спикеров ведущие преподаватели вузов г. Перми, занимающиеся проблематикой тьюторства: В.Р. Имакаев, доктор философских наук, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы РИНО ПГНИУ, Косолапова Л.А., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагоги ПГГПУ, О.В. Игнатьева, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой культорологии ПГГПУ, О.Н. Новикова, кандидат философских наук, доцент, начальник отдела института развития образования (ИРО) Пермского края. С особым интересом, конечно, все ждали выступления президента Межрегиональной тьюторской ассоциации, доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой. Большинство собравшихся впервые слушало Татьяну Михайловну воочию. В заключение сказали так: «Это потрясающе важно для современного образования!»