Среда
9 ДекМуха Н.В. Старшая школа индивидуальных образовательных программ
Появление в совращенной педагогической науке множества исследований, так или иначе посвященных поиску технологических и методических средств индивидуализации образования, связано с
изменением социального и государственного заказа к сфере общего образования. В свою очередь, изменение социального и государственного заказа является следствием смены критериев «готовности» современного выпускника школы к дальнейшему встраиванию в образовательные и социальные институты, профессиональные сферы.
«Другое употребление людей», а именно, не только как функциональных единиц общей системы, а как источников развития и совершенствования любой системы, организаторов внутренних и внешних ресурсов для решения задач развития, разворачивает педагогов к поиску критериев другой оценки уровня образованности выпускников, других компетенций, предлагаемых для освоения. Как бы ни формулировались эти новые компетенции, владение ими должно стать залогом возможности профессионального роста, приобретения социальных статусов, разного рода перспектив, достижения желаемого образа и уровня жизни.
«Символический Капитал» – то, посредством чего обмениваются статусы, перспективы, возможности, становится предметом наработки образовывающегося человека и приходит на смену «общей эрудиции», ранее занимавшей это место.
Очевидно, что мы живем в то время, когда индивидуальные характеристики человека являются «символическим капиталом». О каких индивидуальных характеристиках идет речь? В качестве таковых, как правило, называются социальная и образовательная мобильность, адаптация к меняющимся условиям, способность к саморазвитию и самореализации, инициативно-творческий подход к делу и т.д.
Актуальность проектирования новой модели образовательного пространства Старшей школы обусловлена необходимостью пересмотра содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного процесса в Старшей ступени общеобразовательной школы в силу изменения внешней социальной и образовательной ситуации.
Современная социально-экономическая ситуация в России делает актуальными дополнительный ряд характеристик современного выпускника. Среди таковых можно назвать способность к инновационной организации деятельности, способность к мобилизации различных ресурсов для реализации образовательных и профессиональных целей, способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач, способность к выстраиванию продуктивной коммуникации с людьми, разными по статусу и профессиональной принадлежности.
В связи с этим проектная группа кафедры Старшей школы по-новому формулирует цели образования в современной школе. Для нас это:
- – Формирование знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям учащегося и его планам на будущее (Предметная компетентность)
- – Формирование способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество и др.), оформления продуктов деятельности. (Управленческая компетентность)
- – Формирование способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.). (Коммуникативная компетентность)
- – Формирование способов социализации (включения в разные образовательные, профессиональные и др. сообщества). (Социокультурная компетентность)
Следовательно, закономерен вопрос о педагогических средствах, обеспечивающих формирование названных характеристик современного выпускника.
Проблема поиска средств для организации условий становления индивидуальных образовательных программ учащихся Старшей школы требует детального прояснения культурно-образовательных задач подросткового и юношеского возраста. Психологический аспект здесь важен в силу понимания ИОП как механизма индивидуализации образования, а индивидуализации, в свою очередь, как способа самопостроения человека. Именно поэтому было бы неверным думать о принципах проектирования возрастного образовательного пространства Старшей школы безотносительно к основным положениям психологии развития.
Вот какую психологическую характеристику дает Б.Д. Эльконин юношескому возрасту, сравнивая его с подростковым:
«Подросток опробует цели действия, рационально определяет то, чего он может достичь. Но ему надо организовать поле проб. Подросток все время выходит за границы знаемого, но каковы эти границы он не знает. Отсюда -доминанты подросткового возраста, такие как доминанты дали, риска и прочие. Он не решает конкретную задачу. Он решает задачу построения задачи. Цель – это больное место подростка.
В отличие от подростка юноша начинает ставить цели, соразмерные себе. Не прожекты, а цели. То есть, он начинает понимать про условия достижения цели. На этом базируется юношеский кризис.
Юноша в пределе – это человек, который имеет ощущение цели отличной от ощущения мечты. Переход к юноше чреват невратизацией: чутье, что мой замысел выше меня, а, соответственно, острое отношение к критике. Основное . противоречие, которое он решает: цель не достижима за один шаг. Человеческое действие отличается от Божественного тем, что надо удерживать цель, как цель, не разочароваться (что типично для юношеского возраста), строить программу, а не план (удерживая замысел себя, что мной будет сделано)».
Вопросом практического назначения относительно выше сказанного остается вопрос о том, каким образом, за счет каких условий, выстраиваемых в образовательном пространстве Старшей школы, мы можем способствовать этому «прожетно-проектному переходу».
Очевидно, что современная Старшая школа должна быть индивидуально-ориентированной для того, чтобы обеспечить разноплановый образовательный заказ старшеклассников и сделать заключительный период обучения и образования в школе осмысленным относительно их планов на будущее. Механизмом реализации подобного типа образования является процесс становления Индивидуальной образовательной программы как целенаправленного движения субъекта образовательной деятельности по формированию и реализации своего заказа на образование.
Реализации данных целей образования соответствует модель многопрофильной Старшей школы с общей метапредметной специализацией (в нашем случае – «Управление человеческим капиталом»), где профильность задается как возможность углубленного изучения ряда предметов, прямо или опосредованно относящихся к какой-либо области профессиональной деятельности, а метапредметная специализация оснащает учащегося умениями и навыками, относящимися к управленческой, коммуникативной и социокультурной компетентностям.
Комплекс необходимых условий индивидуализации является принципиальной основой построения образовательного пространства Старшей школы и включает:
- – Условия для образовательного и профессионального самоопределения учащихся;
- – Возможности для удовлетворения и развития личного предметного и профессионального интереса;
- – Условия для расширения горизонтов образовательного, профессионального, социального и культурного самоопределения;
- – Наличие мест приобретения нового образовательного, социального, управленческого, коммуникативного и экзистенциального опыта.
Исходя из этого, образовательное пространство Старшей школы наполнено:
- – Системой образовательных и профессиональных стажировок в места предполагаемой будущей учебы или работы учащихся;
- – Курсом «Основы социализации личности», реализующим линию первоначального профессионального и образовательного самоопределения;
- – Системой разноуровневого обучения, предоставляющей учащимся возможность уровня освоения предметного материала и реализации предметных, метапредметных и межпредметных проектов, исследований и творческих работ;
- – Образовательными событиями, разворачиваемыми на социальном, экономическом, культурном и прочем материале;
- – Курсами и формами организации учебной и образовательной жизни, реализующими управленческую специализацию: «Технология управления», «Психология управления», «Индивидуальный образовательный и культурный опыт», Совет Старшей школы, участие старшеклассников в работе кафедры Старшей школы.
Организация перехода ребенка из основной в Старшую школу
Возрастные задачи перехода требуют организации «трудного входа» в Старшую школу (как механизма инициации подростка):
- – Преодоление установленного «барьера» (требуемый для зачисления средний балл по итогам предыдущего периода, ознакомительное предметное и др. тестирование и т.д.).
- – Переход к деловым формам выстраивания учебных отношений с преподавательским составом с фиксацией степеней ответственности сторон (учащийся, родители, администрация Старшей школы), например. Соглашение об индивидуальном учебном плане, заявления о поступлении в Старшую школу, об изменении ИУП и т.п.
Целесообразно считать 9 класс переходным этапом, ставя перед ним особые задачи, помимо успешного прохождения первой государственной аттестации:
- – Пропедевтика метапредметных дисциплин, реализуемых в 10-11 классах.
- – Организация первоначального профессионального и образовательного самоопределения с помощью теоретических курсов по профессиональному самоопределению, образовательных и профессиональных стажировок, знакомства с представителями профессий.
- – Модельная проба реализации профильного обучения (через составление и выполнение ИУП).
Образовательные программы
Для реализации модели многопрофильной школы учащиеся должны иметь возможность выбора уровня обучения и соответствующей программы в каждом предмете, таким образом скомпоновав собственный профиль обучения. Для этого необходимы:
-
1. Разноуровневые программыв каждом предмете, предполагающие
I уровень(minimum): Освоение общеобразовательного стандарта, которое подлежит проверке при государственной аттестации и едином экзамене (программа minimum);
II уровень(medium): Освоение расширенной или углубленной программы, включающей освоение дополнительных тем, введение межпредметной составляющей, расширение контекста практического применения предметных знаний и умений, которые подлежат проверке в ходе экзаменов по выбору (программа medium);
III уровень (maximum): Индивидуальное образовательное движение в дополнение к программе IIуровня, предполагающее реализацию учащимся проектной, исследовательской или творческой работы в предметной, межпредметной или ближайшей профессиональной области и итоговую защиту работы в соответствующем научном или профессиональном сообществе (программа maximum).
- 2. Выделение резерва временив базовом учебном плане для осуществления обучения на уровнях medium и maximum за счет сокращения обязательных для всех часов освоения общеобразовательного стандарта.
- 3. Предъявление спектра дополнительных образовательных услуг, расширяющих возможности БУШ и содержание профильного обучения.
- 4. Наличие механизмов и позиций, удерживающих выполнение ИУП, таких как заключение Соглашений об ИУП, механизмы изменения ИУП, порядок сдачи экзаменов, институт тьюторства.
Организация сообразного возрасту образовательного процесса
Для организации сообразного возрасту образовательного процесса необходимо иметь диагностические данные о представлении старшеклассников об образе будущего. На этапе перехода от подростковой к старшей школе представления об ОБ можно условно разделить на 3 категории, являющиеся основанием для проведения диагностики в ходе психологической консультации «Образ будущего» и выстраивания организационно-педагогических условий для формирования у старшеклассников средств достижения ОБ в образовательном пространстве Старшей школы:
- 1. Ближайшее будущее, как правило, связанное с поступлением в ВУЗ и указывающее на необходимость организационно-деятельностных форм соотнесения собственных способностей, предметных знаний и умений с требованиями, предъявляемыми к ним Вузами, со способами обучения в процессе профессионального становления специалиста. Одной из таких форм является Образовательная стажировка, предполагающая временное обучение старшеклассника в Вузе на том факультете, куда он собирается поступать.
- 2. Профессиональное будущее, предполагающее, помимо учета собственных способностей и возможностей, видение социальной ситуации, востребованности профессии в обществе, перспективы после получения профессионального образования. Таким образом, очевидна необходимость наполнения образовательного пространства Старшей школы формами деятельности, провоцирующими у старшеклассников соотнесение себя с тем или иным профессиональным сообществом. Примерами таких форм являются Talk-show с представителями профессий, экскурсии на рабочие места, пассивные и активные Профессиональные стажировки, предполагающие наблюдение или выполнение работ на выделенном участке деятельности, рефлексивное анкетирование.
- 3. Будущее в образе жизни, являющееся сложным и многоуровневым, и собирающее штрихи самоопределения относительно семьи, профессии, ближайшего сообщества, социального и экономического статуса, политических предпочтений. Дальнейшим шагом для таких учащихся является самоопределение относительно способов и средств достижения желаемого образа жизни. Для того, чтобы подобное самоопределение старшеклассников могло постепенно осуществляться, целесообразно дополнять образовательное пространство Старшей школы такими формами как организационно-деятельностные, имитационно-деятельностные, деловые и ролевые игры на социальном, политическом, экономическом, философском материале, где возможно приобретение опыта в таких видах деятельности как социальное проектирование, политическое и экономическое моделирование, решение креативных и других нестандартных задач.
В процессе такого многоуровневого самоопределения учащихся оказывается важным опыт управления различными аспектами человеческой деятельности:
- – Управление человеческим капиталом собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением.
- – Управление человеческим капиталом коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, владеть организационной культурой.
- – Уметь строить свой имидж, знать способы влияния на общественное мнение, уметь соотносить нормы своей деятельности с общепринятыми.
Решению подобных учебных и образовательных задач может способствовать введение в учебный план метапредметных дисциплин,разворачивающих такое необходимое в современных условиях содержание образования на материале реального управленческого опыта учащихся.
(В нашем случае обязательным школьным компонентам учебного плана являются курсы «Основы социализации личности», «Технологии управления», «Психология управления»), «Индивидуальный образовательный и культурный опыт»).
Будучи проектировщиками образовательного пространства, предоставляющего возможность реализации учащимися ИОП, мы обозначаем те «места», где необходимы дальнейшие теоретические и практические исследования процесса ее становления и сопровождения. Это. прежде всего,
- – условия выхода учащихся в управленческую позицию по отношению к своей жизни и процессу обучения и образования,
- – особенности построения образа будущего, наработка средств его достижения,
- – условия работы с целеполаганием и самоопределением как средствами формирования ИОП,
- – работа с рефлексией средств самопостроения,
- – методы и техники сопровождения ИОП.
Собственно, большой проектно-исследовательской задачей являются все аспекты условий становления и сопровождения индивидуальной образовательной программы, в той мере, в какой мы говорим сегодня о переходе от идеологии тьюторства к тьюторским технологиям.