Трофимова Г.С. Программа индивидуального сопровождения как средство развития грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня
 /  Тьюторство в сельской школе / Трофимова Г.С. Программа индивидуального сопровождения как средство развития грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня

Трофимова Г.С. Программа индивидуального сопровождения как средство развития грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в

познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых речевых норм.

Структурными компонентами речи являются фразовая речь, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, фонематическое восприятие, связная речь. Правильность построения значимых отрезков в речи, а именно слов, высказываний, текстов принято считать правильным грамматическим строем речи.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. При усвоении предложных форм дети правильно употребляют в речи все простые и сложные предлоги, свободно используя их в своих высказываниях. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Таким образом, к школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Особенности речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня (далее – ОНР 3 уровня) характеризуются нарушением формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматики). Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР 3 уровня, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР 3 уровня проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Решение задач развития грамматического строя речи связано с организацией коррекционной работы с детьми.

Методика коррекционной работы по развитию грамматического строя речи должна быть направлена на умение оперировать синтаксическими единицами, на обеспечение сознательного выбора языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Наиболее предпочтительной является форма организации детей, направленная на индивидуализацию коррекционной работы с дошкольниками.

Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Собатович, Л.Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, Е.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименко-ва, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), проблема преодоления общего недоразвития речи изучена недостаточно полно.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико–грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Учитывая важность сформированности грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни, мы заинтересовались, какие эффективные средства можно использовать для развития грамматического строя речи?

Изучив и проанализировав литературу по проблеме развития грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни, мы выяснили, что в качестве такого средства может выступать программа индивидуального сопровождения дошкольника.

Мы считаем, что важнейшим принципом формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с ОНР 3 уровня является принцип индивидуализации образования ребенка. При этом цель педагога – помочь построить индивидуальную траекторию развития дошкольника, тем самым позволить ему по-разному двигаться к реализации поставленной цели. Этот путь, по нашему мнению, возможен в ходе организации индивидуального сопровождения ребенка.

Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.

Изучение теоретических основ развития грамматического строя речи у детей шестого года жизни, позволило нам спроектировать и провести эксперимент, в ходе которого мы сделали попытку не только изучить и описать особенности грамматического строя речи детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни, но и найти пути развития этого компонента речи.

Результативность развития грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни будет зависеть от правильного выбора форм и методов работы, их сочетания, обеспечения максимальной активности ребенка и его заинтересованности.

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 4 «Солнышко» г. Онеги Архангельской области.

В ходе констатирующего этапа нами была отобрана и апробирована методика, которая позволила определить уровни развития у детей понимания грамматических конструкций; умение самостоятельно образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа имён существительных, обозначающих детёнышей животных; умением конструировать предложения.

Анализ данных констатирующего эксперимента позволил выявить потребности детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни в коррекции основных структурных компонентов грамматического строя речи.

Под сопровождением мы понимаем особый тип взаимодействия ребенка и педагога, в ходе которого дошкольник выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия.

При этом программа индивидуального сопровождения будет строиться с учетом разных для каждого ребенка видов и форм образовательной деятельности, методов и форм диагностики результатов, технологий освоения учебного содержания.

Также в своей работе мы учитывали следующие принципы коррекционной педагогической работы:

  • 1. Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип реализуется в двух аспектах: проведение диагностического обследования до начала коррекционной работы и контроль над динамикой развития грамматического строя речи;
  • 2. Принцип учёта структуры дефекта (ОНР 3 уровня);
  • 3. Принцип доступности. Материал подбирается в соответствии с возможностями детей шестого года жизни с ОНР 3 уровня;
  • 4. Принцип комплексного подхода. Освоение грамматического строя речи происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей;
  • 5. Принцип системного подхода, предполагающий системный характер работы над формированием некоторых элементов грамматического строя речи;
  • 6. Принцип поэтапности и последовательности. Предполагает одновременный учёт особенностей формирования грамматического строя в онтогенезе и характер трудностей в овладении грамматикой у детей шестого года жизни с ОНР 3 уровня;
  • 7. Принцип деятельностного подхода. Учитывается ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра.

Мы считаем, что для реализации программы индивидуального сопровождения будут важны следующие условия:

  • – создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастом детей и с требованиями к ее содержанию;
  • – согласование действий воспитателя, работающего на группе, логопеда и экспериментатора.

Отметим, что в экспериментальной работе с детьми мы использовали различные дидактические игры, игровые приемы и упражнения, создавали игровые ситуации. В своей работе мы руководствовались программно-методическими материалами Филичевой Т.Б., Чиркиной С.Н., а также авторскими программами Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

С целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребёнка к связному высказыванию. Мы включали и упражнения по совершенствованию моторики кистей и пальцев рук, предлагая отгадать загадку и раскрасить, например, хвосты животных или составить картинку из разрезанных частей.

Мы учли, что у детей, участвующих в формирующем эксперименте, на этапе констатации были выявлены различные нарушения некоторых элементов грамматического строя речи, поэтому мы наметили несколько конкретных задач, которые нужно решить за данный период для каждого ребёнка индивидуально. Тем самым мы стремились реализовать принцип индивидуального сопровождения ребенка для решения конкретной проблемы – развития грамматического строя речи дошкольника шестого года жизни с ОНР 3 уровня.

В ходе формирующего эксперимента нами были разработаны и апробированы программы индивидуального сопровождения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни. В качестве примера приводим некоторые из них.

    • 1. Программа индивидуального сопровождения Димы В.
      • Задача 1.Учить интерпретировать предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции.
        • – Дидактическая игра (далее – д/и) «Что делает человечек?»;
        • – Д/и «Заколдованный мир»;
        • – Упражнение ( далее – упр.) «Повторяй за мной».
      • Задача 2. Учить правильному образованию множественного числа именительного и родительного падежа имён существительных. Научить самостоятельному образованию новых форм слова:
        • – Д/и «Назови животных парами»;
        • – Д/и «Кто в домике живёт»;
        • – Д/и «Что у нас получится?»;
        • – Д/и «Что за зверь»;
        • – Д/и «Подбираем рифмы»;
        • – Д/и «Кто в домике живёт?».
      • Задача 3.
        • а) Учить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
        • б) учить правилам согласования слов в предложения с использованием предлогов;
        • в) учить грамматически правильно строить предложения (простые и сложносочиненные).
        • – Д/и «Какое слово по порядку»;
        • – Упр. «Закончи предложение»;
        • – Упр. «Предложения по картинкам»;
        • – Упр. «Подумай и составь сочетание из слов»;
        • – Д/и «Поможем Незнайке»;
        • – Д/и «Подумай и составь сочетание из слов»;
        • – Д/и «Что ты любишь?».
    • 2.Программа индивидуального сопровождения Серёжи И.
      • Задача 1. Учить интерпретировать предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции.
        • – Д/и «Что делает человечек?».
        • – Д/и «Выполняй команды».
        • – Д/и «Заколдованный мир».
      • Задача 2. Учить правильному образованию множественного числа именительного и родительного падежа имён существительных. Научить самостоятельному образованию новых форм слова:
        • – Д/и «Игра в загадки»;
        • – Д/и «Подбери картинки»;
        • – Д/и «Назови животных парами»;
        • – Д/и «Кто в домике живёт?»;
        • – Д/и «Что за зверь?»;
        • – Д/и «Чьи хвосты?»;
        • – Д/и «Как кто передвигается».
        • – Упр. «Пропавшие слова».
      • vЗадача 3. Учить грамматически правильно строить предложения (простые и сложносочиненные).
        • – Упр. «Составь схему»;
        • – Д/и «Что ты любишь?»;
        • – Д/и «Что тебе сказали по телефону?»;
        • – Д/и «Исправь ошибку»;
        • – Д/и «Опорные слова».
    • 3.Программа индивидуального сопровождения Андрея К.
      • Задача 1. Учить выполнять и слушать до конца инструкцию педагога.
        • – Д/и «Выполняй команды».
      • Задача 2. Научить правильному образованию множественного числа именительного и родительного падежа имён существительных. Научить самостоятельному образованию новых форм слова;
        • – Д/и «Игра в загадки»;
        • – Д/и «Назвать животных парами»;
        • – Д/и «Кто в домике живёт»;
        • – Д/и «Чьи хвосты?»;
        • – Д/и «Как кто передвигается»;
        • – Д/и «Разное значение»:
        • – Д/и «Делает – сделал»;
        • – Д/и «Что у нас получится?»;
        • – Д/и «Домики»;
        • – Упр. «Пропавшие слова».
      • Задача 3. Учить грамматически правильно строить предложения (простые и сложносочиненные).
        • – Упражнение «Подумай и составь сочетание из слов»;
        • – Д/и «Что ты любишь?»;
        • – Упражнение «Исправь ошибку»;
        • – Д/и «Что тебе сказали по телефону?».
    • 4.Программа индивидуального сопровождения Бори Б.
      • Задача 1. Учить интерпретировать предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции.
        • – Д/и «Что делает человечек?»;
        • – Д/и «Выполняй команды»;
        • – Д/и «Заколдованный мир».
      • Задача 2. Научить правильному образованию множественного числа именительного и родительного падежа имён существительных. Научить самостоятельному образованию новых форм слова;
        • – Д/и «Игра в загадки»;
        • – Д/и «Кто в домике живёт?»;
        • – Д/и «Назови животных парами»;
        • – Д/и «Чьи хвосты?»;
        • – Д/и «Как кто передвигается»;
        • – Д/и «Что у нас получится?»;
        • – Упражнение «Пропавшие слова»;
        • – Д/и «Один и много»;
        • – Упр. «Подбираем рифмы».
      • Задача 3.
        • а) Учить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
        • б) учить грамматически правильно строить предложения (простые и сложносочиненные);
        • – Д/и «Закончи предложение»;
        • – Упр. «Подумай и составь сочетание из слов»;
        • – Д/и «Что ты любишь?»
        • -Упр. «Запиши предложение»;

Отметим, что упражнения и игры подбирались индивидуально для каждого ребёнка с учетом недоразвития некоторых элементов грамматического строя речи. Для каждого ребёнка подбирался и разный уровень сложности.

Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что реализация программы индивидуального сопровождения, направленной на развитие грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни оказалась успешной. Применение различных игр и игровых упражнений, подобранных в соответствии с уровнем развития грамматического строя речи конкретного ребенка позволили спроектировать индивидуальную траекторию развития основных структурных компонентов грамматического строя речи (понимание грамматических конструкций; умение самостоятельно образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа имён существительных, обозначающих детёнышей животных; умение конструировать предложения).

Для всех детей, участвующих в эксперименте были характерны искажения смысла и структуры предложений, нарушение порядка или пропуск слова, смысловые ошибки, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, неправильная форма слова в образовании множественного числа. Анализ результатов, полученных на контрольном этапе, и сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента, показали, что состояние грамматического строя у детей экспериментальной группы в результате коррекционного воздействия с привлечением игровых средств было на высоком уровне, в отличие от детей контрольной группы.

Таким образом, применение оптимальных для каждого конкретного ребенка игровых средств в ходе реализации программ индивидуального сопровождения, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывало огромный интерес к заданиям у детей экспериментальной группы, оживление, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность дошкольников, повышало мотивацию к обучению и всецело способствовало основной идее нашей работы.

При создании игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение материала программы индивидуального сопровождения. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей.Разработанные и апробированные программы индивидуального сопровождения, направленные на развитие у детей основных элементов грамматического строя речи (понимание грамматических конструкций; умение самостоятельно образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа имён существительных, обозначающих детёнышей животных; умение конструировать предложения) детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни оказались эффективными. Эффективность программ была подтверждена на контрольном этапе исследования: большинство детей экспериментальной группы продемонстрировали средний уровень развития, в то время как на констатирующем этапе у 100% детей уровень развития грамматического строя речи был низким (Рис 1). Высокий уровень развития в нашем исследовании не выявлен.

Таким образом, нам удалось теоретически обосновать и экспериментально подтвердить идею о том, что программа индивидуального сопровождения, направленная на исправление структурных компонентов грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня шестого года жизни является действительно эффективным средством. Результаты исследования могут быть использованы воспитателями и логопедами дошкольных образовательных учреждений в педагогической практике.

Список литературы

  • 1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М., 2005. – 296с.
  • 2. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. -2004. – №1. – С. 34 – 40.
  • 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд. «Литур», 2003. – 320с.
  • 4. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. – Нижний Новгород, 1999.- 134 с.
  • 5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160с.
  • 6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ, 2001. – 151 с.
  • 7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.
  • 8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 224с.

Авторы:

  • Трофимова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ № 4 «Солнышко» г. Онеги Архангельской области
  • Груздова Елена Валентиновна, доцент кафедры педагогики и психологии Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, канд. пед. наук

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости