Вторник
14 НояМуниципальный проект «Управляй мечтой» как механизм сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Во ФГОС осознанный выбор школьником будущей профессии определяется как личностный результат освоения ООП, поэтому целью учителей становится подготовка учеников к выбору профессии и раскрытие значения профессиональной деятельности для развития личности и общества. В условиях рыночных отношений и научно-технического прогресса возрастает потребность в выпускниках, способных мобильно реагировать на запросы работодателей. Многие профессии канут в Лету с развитием информационных технологий и робототехники, ростом применения нейросетей и искусственного интеллекта – всё это усложняет задачу профессионального самоопределения школьников. При организации профориентационной работы в школе XXI века учитываются интересы и способности школьника и запросы общества, поэтому важно создать профориентационную среду с учётом общественных тенденций. Как это сделать? Как это сделать в условиях ограниченности ресурсов? В Берёзовском муниципальном районе накоплен опыт сетевого взаимодействия при организации профориентационной работы со старшеклассниками. Своим рождением проект «Управляй мечтой» обязан необходимости реализации Концепции предпрофильного и профильного обучения. Сначала главным механизмом в проекте были краткосрочные курсы по выбору, среди которых были предметные, межпредметные и профориентационные. Чтобы обеспечить старшеклассникам возможность выбора по интересам, необходимо было обеспечить избыточность предлагаемых курсов, в том числе по тематике, а также наполняемость групп учащихся. С этой целью директорами школ было принято решение об объединении в первую очередь кадровых ресурсов, а методистами информационно-методического центра разработан проект, предполагающий включение педагогов и учащихся девятых классов всех школ района в совместную деятельность на протяжении 5-6 недель на базе образовательных учреждений дополнительного образования в с. Берёзовка. В настоящее время проект претерпел значительные изменения, на что в прежнем названии «Управляй мечтой» указывает цифра «2». Безусловно, сохранился принцип сетевого взаимодействия, а организующее начало сосредоточено в учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества». Ежегодно формируется проектная команда из педагогов школ (а это, как правило, классные руководители 9-ых классов, педагоги-психологи, социальные педагоги), педагогов дополнительного образования, методиста информационно-методического центра, отвечающего за методическое сопровождение, заместителя директора ЦДТ, являющегося координатором проекта. Партнёрами проекта являются представители градообразующего предприятия – Кунгурское ЛПУМГ, предприятия агропромышленного комплекса, учреждения здравоохранения и культуры, ОО «Дорожник», отделения Сбербанка и малого бизнеса, а также специалисты отдела службы занятости в районе. Старшеклассники (обычно это в пределах 90 человек) из основных школ района съезжаются каждую среду в течение ноября – декабря в районном центре и становятся участниками разных образовательных мероприятий профориентационной направленности. Важно заметить, что образовательная программа предполагает активную деятельность самих девятиклассников, которая имеет обязательную и часть по выбору. Например, обязательным условием является защита конечного продукта, но каким он будет решает сам ученик: проект, портфолио, образовательное решение. Каждый участник проекта получает навигатор – «Навигатор УМ» – это красиво оформленный блокнот, в котором содержится самая важная информация о событиях, местах, формах и ресурсах проекта «Управляй мечтой». Кроме того, в нём содержатся формы заявлений для прохождения пробы или встречи со специалистом, организации экскурсии с целью знакомства с профессией. Есть в нём и зачётный лист, куда девятиклассники заносят баллы, полученные по итогам участия в мероприятиях проекта. Таблица с балльно-рейтинговой системой с объектами оценивания, числовыми значениями и ограничениями тоже включена в навигатор. На основе набранных участниками баллов составляется рейтинг, по итогам которого формируется ТОП –20 лучших. В качестве поощрения – образовательная поездка в Пермь. Знакомство с навигатором происходит на первом тьюториале (всего их три групповых, но по запросу могут быть и индивидуальные), таким образом по сути начинается тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в проекте. «Мир стремительно меняется, и рынок труда меняется вместе с ним. Как выглядит будущее и как добиться в нем успеха? А ты заканчиваешь 9-ый класс и размышляешь, куда пойти учиться после окончания школы? Какие экзамены выбрать? Как определиться с будущей профессией? Для того чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы приглашаем тебя, дорогой девятиклассник, стать участником проекта «Управляй мечтой – 2». Тебе предстоит узнать, какие профессии появятся в будущем, на что нужно ориентироваться выпускникам школы и какое образование стоит получать сегодня, чтобы завтра стать востребованным специалистом.» – такое короткое обращение читает девятиклассник, взяв в руки навигатор. Замысел организаторов состоит в том, что, став участником проекта, каждый учащийся сможет, если захочет, пройти профориентационное тестирование, диагностику у специалиста, чтобы выявить склонности, способности, интересы к профессиональной сфере и особенности своей личности. Обратиться за консультацией к психологу, тьютору по самым разным важным для него вопросам, познакомится с вузами и колледжами, интересными с точки зрения продолжения образования, встретиться с представителями профессии, специалистами, профессионалами своего дела, чтобы обсудить особенности и достоинства профессии, совершить экскурсии на предприятия, в учреждения по собственному выбору. На встречах обязательно обсуждаются вопросы востребованности профессий на рынке труда Пермского края, за его пределами, рейтинг вакансий, перспективы на будущее. Наконец, учащиеся могут пройти профессионально-деятельностную пробу, чтобы понять что-то новое про себя и выбранную, а может быть, пока наоборот, невыбранную профессию. В завершение защитить проект, собранный портфолио или образовательное решение, с которыми продолжается работа на протяжении 6-ти проектных недель. Принцип образовательного конструктора становится ведущим в совместной деятельности учащихся и взрослых, поэтому требуется не просто активная позиция педагогов, готовых поддерживать и развивать самостоятельность учащихся, но педагогам необходимы компетенции тьютора. Почему? Сопровождение всех видов деятельности старшеклассников в проекте предполагает работу с выбором учащихся, ориентацию на их интересы и предпочтения, организацию серьёзной рефлексии, работу по изменению образовательной среды. Кроме того, важной становится работа со старшеклассниками и их родителями как до проекта, так и после него. Сам педагог в проекте тоже может выбирать в зависимости от ситуации позицию (организатор, тьютор, классный руководитель), группу учащихся, виды, формы, техники, приёмы, способы сопровождения учащихся. Методическое сопровождение педагогов, участников проекта, заключается в организации научно-методических семинаров или курсов повышения квалификации по проблематике профессионального самоопределения старшеклассников, тьюторского сопровождения. На разработнических семинарах моделируются ключевые образовательные мероприятия проекта, методистом осуществляется не только подбор разнообразных ресурсов для проведения профориентационной работы с учащимися, но и демонстрируются техники тьюторского сопровождения, проводятся консультации по запросам педагогов с целью преодолению профессиональных затруднений и реализации собственных педагогических интересов. Главными результатами проекта «Управляй мечтой – 2» организаторы считают: ОПЫТ проектирования старшеклассниками собственной жизни, опыт принятия образовательного решения и его воплощения на основе полученного знания себе, о профессиях будущего и настоящего, сфере профессиональной. деятельности. Педагогам, кроме нового опыта педагогической деятельности, освоения новых технологий, способов сопровождения деятельности учащихся (проектной и профориентационной), готовность их подопечных к осознанному выбору дальнейшего пути в образовании: в 10-ый класс или в учреждение СПО. .