Вторник
19 ЯнвЭссе тьютора
Запуск научно-методического проекта «Система тьюторского сопровождения элективных образовательных практик как инструмент подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения» (ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»), под руководством Тюминой Марины Владимировны стартовал три года назад.
Вначале проекта поняла, что работа предстоит серьёзная. Но ожидание нового, предвкушение неизвестного вдохновило двигаться вперед, открывать новые горизонты, делать новые открытия. Этот период был насыщенным, интересным, полезным и увлекательным. Когда проект закончился, у меня возникли вопросы: что дал этот проект лично мне? Какой профессиональный прирост я приобрела?
Получила удовлетворение от проделанной работы. Несмотря на эмоциональную перегрузку, интеллектуальную, психологическую и даже физическую усталость, хотелось больше погружаться в тему. Я чувствовала и понимала, что эти знания мне нужны во всех сферах моей жизни.
Цикл очных семинаров и вебинаров обогатил меня новыми тьюторскими техниками и приемами, такими как «Аквариум», «Дырявое зеркало». Технология «Аквариум» интересна, прежде всего, тем, что позволяет обсуждать тему с собеседниками через эмоцию, озвучивать собственное мнение, слушать и слышать мнение других. Техника интерактивного вопрошания «Дырявое зеркало» была прожита мною на одном из вебинаров и впоследствии была применена на тьюториале с моими тьюторантами.
Профессиональное общение, обмен опытом с коллегами через очные семинары, вебинары и конференции дал толчок к дальнейшему развитию в области тьюторской деятельности.
Опыт дистанционного участия в научно-методическом проекте позволил приобрести новые знания и практические навыки не только в данном направлении, но и в сфере цифровых образовательных технологий: научилась работать на платформе ZOOM, которую сейчас успешно использую в своей деятельности.
Получила новый опыт: попробовала себя в создании кейса тьюторского сопровождения учащегося 9 класса в выборе предметных олимпиад, явилась одним из авторов образовательного проекта «Тьюторское сопровождение ИОП обучающихся 8-х классов на 2018-2019 уч. год».
В рамках данной краевой апробационной площадки ФГОС ООО Пермского края в нашей школе были реализованы проекты по темам: «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ (ИОП) обучающихся 8-х классов» в 2017-2019 учебном году. «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ (ИОП) обучающихся 8 –х классов и учебных проектов обучающихся 9 классов», 2019-2020 учебном году.
Целью проектов является организация тьюторского сопровождения подростков, направленная на развитие «meta-skills»- современных навыков 21 века: построение личной образовательной стратегии, работу в команде, самостоятельность, инициативность, ответственность за свой выбор.
У каждого тьюторанта была возможность развивать в себе те навыки, которые он считает наиболее важными, попробовать себя в новых видах деятельности, понять, чем ему нравится заниматься. Стоит отметить, что образовательная среда, которую создавали тьюторы, способствовала этому, была наполнена различными образовательными ресурсами для проектирования индивидуальной образовательной траектории каждым участником.
Я, как тьютор оказалась в свойственной для меня роли – навигатора, т.е. помогала тьюторанту встроиться и сориентироваться в образовательном пространстве, оказывала поддержку подростку в его собственном выборе при многообразии образовательных событий. Использовала в данной ситуации эффективный тьюторский приём – технику вопрошания: с какой целью ты делаешь данный выбор? Как этот выбор повлияет на твое будущее? Почему важно нести ответственность за свой выбор? и другие. Кроме этого, совершенствовали с тьюторантами методику создания образовательных карт и маршрутов.
Для развития личностных качеств самоорганизации я предлагала подросткам вести дневник тьюторанта. Ребятам предлагалось определить свои цели, задачи, ориентиры и желания на вводном тьюториале, выбрать образовательные события под данные цели и зафиксировать их в своем дневнике. Тьюторант мог зафиксировать это путем схемы или карты возможностей. Подростки индивидуально рефлексировали, при необходимости вносили изменения в свои индивидуальные образовательные маршруты. Размышление было направлено на самого себя, своих поступков и прошедших событий. Тьюторант фиксировал свои изменения, полученный опыт, который стал ценным для него, а также впечатления, чувства и мысли на рефлексивных страницах. Для фиксации значимых проявлений поведения тьюторанта с целью отслеживания динамики его деятельности я использовала дневник тьютора. Профессиональный прирост: освоила инструменты: дневник тьютора и дневник тьюторанта.
Какой прирост наблюдался у моих тьюторантов? Результатом участия подростков в проектах явился образовательный маршрут каждого тьюторанта. В условиях избыточной образовательной среды:
- тьюторанты теперь умеют делать осознанный выбор ресурсов, способов деятельности под свою образовательную задачу;
- тьюторанты самостоятельно могут выстроить индивидуальный образовательный маршрут в контексте образовательного события;
- они могут вступать в коммуникацию с разными субъектами образовательного события;
- тьюторанты принимают образовательные решения и несут ответственность за их реализацию;
- умеют рефлексировать и анализировать собственную деятельность;
- после и в ходе рефлексии тьюторанты могут определять и ставить перед собой новые учебные и познавательные задачи на будущее.
Рефлексивные эссе тьюторантов говорят о том, что они анализируют не только образовательные события, проходившие в школе и социуме, но и делятся собственными ощущениями, эмоциями, подчёркивают ценность приобретённого опыта в новом образовательном формате, когда что-то происходит и самому нужно выбрать то, что будешь делать, с кем будешь это делать и как. Отмечают собственное продвижение относительно поставленных целей, строят планы на будущее. Благодарят тьютора за общение и помощь, умение слушать, слышать их.
Оборина И.Н., тьютор МБОУ «Берёзовская СОШ №2» с. Берёзовка, Пермский край