Как совместить цели образования основных заказчиков при реализации курса «Индивидуальный проект» в старшей школе (Митрошина Т.М.)
 /  Тьюторство в государственной школе / Тьюторство в основной школе / Как совместить цели образования основных заказчиков при реализации курса «Индивидуальный проект» в старшей школе (Митрошина Т.М.)

Как совместить цели образования основных заказчиков при реализации курса «Индивидуальный проект» в старшей школе (Митрошина Т.М.)

Митрошина Т.М. Как совместить цели образования основных заказчиков при реализации курса «Индивидуальный проект» в старшей школе // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

Как совместить цели образования основных заказчиков при реализации курса «Индивидуальный проект» в старшей школе

В статье рассматриваются вопросы продуктивной организации об- разовательного процесса по освоению старшеклассниками содержания курса «Индивидуальный проект». Акцент сделан на посреднической миссии педагога, тьютора, направленной на корреляцию, взаимосо- гласование целей и проектируемых результатов основных заказчиков курса — субъектов образовательной деятельности при индивидуальном проектировании.

Ключевые слова: индивидуальный проект, образовательный заказ, заказчик, старшеклассник, самоопределение, целеполагание, согласо- вание целей.

В процессе образования всегда исторически выделялись две составляющих целей образования:

  • заказ государства — то есть установление четких приорите- тов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современ- ном государстве от каждого человека, в нем проживающего (этот заказ как раз и транслируется в первую очередь через определенные государственные учебные программы и со- ответствующую организацию учебно-воспитательного про- цесса во всех типах государственных учебных заведений);
  • частный (внутренний) заказ — то есть осмысленный ответ самого человека (ученика, или его родителей как потенци- альных заказчиков на образование для своих детей) на во- прос: «Чему и зачем он намерен учиться?» [1].

Рассмотрим тему реализации индивидуального проекта  в старшей школе в Удмуртской республике со стороны этих двух заказчиков.

Заказчик 1. Государство.

С 01.01.2019 по 31.12.2024 в Российской Федерации реали- зуется Национальный проект «Образование». Одной из задач национального проекта является обновление содержания. Ре- шить эту задачу возможно при реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).

ФГОС представляет собой совокупность трех системных требований:

  1. Требования к структуре основных образовательных про- грамм, в том числе требования к соотношению частей ос- новной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образова- тельной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. Требования к условиям реализации основных образова- тельных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. Требования к результатам освоения основных образова- тельных программ.

ФГОС вводился ступенчато. В сентябре 2011 года началась реализация ФГОС в начальной школе. В сентябре 2020 года эти дети начинают учиться уже в 10 классе. Именно с этой даты во всех школах Российской Федерации официально начинает- ся реализации ФГОС старшей школы.

ФГОС старшей школы в Удмуртской Республике в пи- лотном режиме начал реализовываться с 2017 года. Именно тогда на основании решения Республиканского экспертного совета Министерства образования и науки  (протокол  №  2  от 26.06.2017 г.) и приказа министра образования и науки Уд- муртской Республики от 30.06.2017 г. № 716 «Об организации раннего введения федерального государственного образова- тельного стандарта среднего общего образования в Удмурт- ской Республике» в 23 общеобразовательных учреждениях было организовано раннее введение ФГОС среднего общего образования. Из них 10 пилотных площадок в Ижевске, 2 в го- родах Воткинск и Сарапул, 3 в Завьяловском районе, по 1 пло- щадке в Игринском, Каракулинском, Кизнерском, Можгин- ском, Сарапульском и Ярском районах.

Девять пилотных  общеобразовательных  организаций  из 23 выбрали  тьюторское  сопровождение.  В  соответствии с   приказами   ректора   Института   развития    образования от 29 июля 2017 года «О научно-методическом и тьюторском сопровождении пилотных площадок по раннему введению ФГОС среднего общего образования» и от 19 марта 2018 года

№ 58/01–03 «О создании рабочей группы по тьюторскому со- провождению образовательных организаций — пилотных площадок по раннему введению ФГОС среднего общего обра- зования» данный вид сопровождения осуществляли тьюторы из числа сотрудников Центра развития тьюторских практик Института развития образования Удмуртской Республики.

Тьюторское сопровождение пилотного введения ФГОС среднего общего образования в Удмуртской Республике осуще- ствлялось по двум линиям:

  1. Индивидуальное тьюторское сопровождение администра- тивно-педагогических групп школ-тьюторантов (например МБОУ «Ягульская средняя общеобразовательная школа» За- вьяловского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 им. А. Л. Широких» г. Сарапула и др.)
  2. Командное тьюторское сопровождение сообщества адми- нистративно-педагогических групп школ-тьюторантов, реализующих ФГОС в пилотном режиме.

В рамках первого направления тьюторами Центра разви- тия тьюторских практик ИРО использовались такие формы работы, как стратегическая сессия, включённое наблюдение, тьюториал. Тьюторами проведено 149 тьюториалов по различ- ной тематике:

  • выявление проблем введения ФГОС среднего общего образования;
  • выявление запроса на тьюторское сопровождение, опреде- ление ресурсов для реализации требований ФГОС среднего общего образования;
  • проектирование деятельности по подготовке обучающихся к защите индивидуального проекта;
  • организация профильного обучения в средней школе и др. В рамках командного тьюторского сопровождения прак- тиковались такие формы, как семинар-событие, семинар-практикум, круглый стол, рефлексивный деловой завтрак.

Одним из трендов современного образования является ин- дивидуализация. С целью выявления и продвижения практик индивидуализации образования и тьюторства 17 июня 2019 г. в Институте развития образования состоялся уже III Меж- региональный семинар «День тьютора в Удмуртской Респуб- лике». Организаторами события выступили центр развития тьюторских практик Института и Удмуртское региональное отделение    Межрегиональной    общественной    организации

«Межрегиональная тьюторская ассоциация». Школы-тьюто- ранты с целью организации профессионального взаимодей- ствия между педагогами республики, распространения соб- ственного опыта введения ФГОС среднего общего образования всегда принимали активное участие в данном событии, где  активно обсуждалась, в том числе, практика реализации ин- дивидуального проекта в старшей школе (МБОУ «Гуманитарно- юридический лицей № 86» г. Ижевска, МБОУ «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Можгинского района, МБОУ  «Воткинский  лицей»).  Помимо  этого,  они   проводили открытые семинары по различным актуальным проблемам внедрения ФГОС. Также активное участие школы-тьюторанты принимали в конференциях, форумах различного  уровня — от республиканских до международных. В настоящее время на этапе массового перехода на стандарт старшей среднего общего образования можно смело утверждать, что школы- пилоты уже готовы стать стажировочными площадками для других образовательных организаций.

В процессе сопровождения раннего введения ФГОС сред- него общего образования в Удмуртской Республике был обоб- щен и описан опыт реализации ФГОС основного и общего об- разования в следующих изданиях:

  1. Практики индивидуализации и тьюторства. Сборник ма- териалов Республиканского семинара «День тьютора в Уд- муртской Республике» / Сост. А. А. Клементьев.— Ижевск: Издательство АОУ ДПО УР «Институт развития образования», — 100 с.
  2. Индивидуальный проект: организация, сопровождение, оценка: учебно-методическое пособие / О. В.  Комарова, Л. П. Совина.— Ижевск: АОУ ДПО УР ИРО, 2018.— 80 с.
  3. Тематический номер научно-информационного журнала

«Педагогический родник» по теме «Пилотное введение ФГОС среднего общего образования в Удмуртской Республике» (2018, № 4).

  1. Индивидуальный проект в старшей школе: сборник статей/ АМОУ «Гуманитарный лицей»; под ред. Митрошина Т. М.— Ижевск: Шелест, — 100с.

Следует отметить публикационную активность пилотных школ. Статьи и методические разработки педагогов напечата- ны в сборниках и профессиональных периодических издани- ях. Некоторые школы свой опыт описали в формате пособий  и сборников статей. Это издания БУО ШИ УР «Республикан- ский лицей-интернат», МАОУ «Гимназия № 56» г. Ижевска, МБОУ «СОШ № 13 им. А. Л. Широких г. Сарапула [3].

Исходя из этого, можно выделить положительные сторо- ны введения ФГОС среднего общего образования с точки зре- ния заказчика-государства, которые можно наблюдать в том числе в школах Удмуртской Республики в пилотном режиме прошедших этап реализации.

Первый плюс — это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности лич- ности. Потому что во главе реализации ФГОС лежит систем- но-деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской дея- тельности. В том числе через реализацию курса «Индивидуаль- ный проект».

Второй плюс ФГОС — воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гу- манной личности, способной ценить себя и уважать других     в условиях личностно-ориентированного образования.

Третий плюс  —  преемственность  подходов  и  принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:

  • начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
  • основная школа развивает самостоятельность в использо- вании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;
  • старшая школа закрепляет навыки и способности к само- стоятельному целеполаганию, выбору инструментария  и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения  полученных  знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятель- ности на предпрофессиональном уровне [4].

Заказчик 2. Ученик и его семья.

Очень часто в последние годы перед современной семьей и ребенком стоит вопрос «Чему и зачем учиться?». Этот част- ный (внутренний)  заказ  может  быть  сформирован  только  в результате осмысленного ответа самого человека (ученика).

По замыслу авторов ФГОС, профильное обучение и индиви- дуальный проект должны были стать тем учебным простран- ством,  где  старшекласснику  можно   найти   ответ   на   этот и другие вопросы. Также индивидуальный проект был при- зван сформировать важные для дальнейшей жизни ученика компетенции.

Тема компетенций, или «скилов» (от англ. skills — навыки, умения), сегодня является одной из самых обсуждаемых. Ка- жется, что сегодня все включились в поиск «ключевых компе- тенций/навыков XXI века», наличие которого превращало бы сотрудника организации или компании в «универсального солдата», способного выживать в сверхсложную турбулентную эпоху и двигать вперед свою корпорацию. Одна из наиболее известных скиллз-классификаций предполагает существова- ние двух видов компетенций: хард-скиллз (hardskills) и софт- скиллз (softskills). Хард-скиллз «твердые» навыки, проявляю- щиеся в профессиональной деятельности и бизнес-процессах. Софт-скиллз — «мягкие» навыки, пригождающиеся в боль- шинстве жизненных ситуаций: творческие, коммуникатив- ные, командные, навыки критического мышления и другие. Относительно недавно, в связи с констатацией наступления цифровой эры и началом Четвертой промышленной револю- ции, эта классификация пополнилась еще одним видом — ди- джиталскиллз (digital skills), или цифровыми навыками [5].

Рассмотрим курс «Индивидуальный проект», который реализуется в ФГОС старшей школы с точки зрения этих важных скилов. Курс «Индивидуальный проект» направлен на включе- ние старшеклассников в процесс проектирования собствен- ного профессионального будущего, приобретение начального опыта реализации собственного карьерного замысла, форми- рование готовности к продолжению образования и выстраи- ванию карьеры на протяжении всей жизни.

С точки зрения хард-скиллз (hardskills) индивидуальный проект   направлен   на   формирование   одного   из  основных навыков XXI века, а именно навыка проектной деятельно-  сти. В результате освоения этого навыка старшеклассник приобретает:

  • умение выявлять особенности проектной деятельности;
  • способность выстраивать и соблюдать технологию проект- ной деятельности;
  • умение обосновывать необходимость и актуальность своего проекта;
  • навыки постановки цели и задачи, планирования работы и анализа рисков проекта;
  • умение анализировать и подбирать необходимые ресурсы;
  • умение оформлять и представлять проектную заявку и не- обходимые формы по проекту (Бортовой журнал проекта, Паспорт проекта, Отчет о реализованном проекте и др.);
  • умение оценивать эффективность проекта [6]

«В целом про проектную деятельность могу сказать сле- дующее: это однозначно очень полезная Вещь, через которую просто надо пройти. Во время проектирования можно полу- чить целую кучу различных навыков, которые трудно достать где-то еще. Возможно, единственное место, где их еще можно получить — это реальная, взрослая жизнь» (Демид Ш., 16 лет).

«Для себя я поняла множество вещей и развила навыки, которые уже имела, а какие-то и получила. К примеру, я раз- вила навык организации мероприятий,  я думаю,  что он важен в наше время  и может  пригодиться  в любой  момент. Вообще, я считаю, что проектная деятельность в рамках школы дает нам некий, можно сказать, предпринимательский старт и опыт. Сей- час я стала лучше понимать, как вообще осуществляются какие- либо проекты, стратапы, как зарождается их идея и как горит огонь в глазах после их удачного осуществления» (Соня Л.,16 лет).

С точки зрения софт-скиллз (softskills) индивидуальный проект помогает формировать следующие навыки;

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности и намечать стратегии ее осуществления;
  • умение самостоятельно осуществлять,  контролировать и корректировать деятельность;
  • умение использовать разнообразные ресурсы для достиже- ния поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • умение распределять ответственность и согласовывать процедуры совместных действий;
  • умение ясно, логично и обоснованно излагать свою точку зрения;
  • умение осознавать и анализировать совершаемые действия и их результаты;
  • умение контролировать и корректировать деятельность (самостоятельно и используя помощь тьютора) [6].

«Мне понравилась работа в команде и сам результат, кото- рый получился. Попробовала себя в роли журналиста и сцена- риста. Я считаю, что это дало мне большой опыт, уйму эмоций (не только положительных, но и отрицательных тоже, так как у нас были кое-какие проблемы и стресс какой-никакой был). Но самый важный урок для меня был тот, что нужно серьёзно относиться к любому виду деятельности, уметь планировать и делать всё в срок» (Маша М, 16 лет).

В 1982 году американский психолог Сюзан Хартер впер- вые ввел понятие self-competence. Но он, к сожалению, не был услышан. Идею селф-компетенций очень хорошо описал Фуко, отмечая, что большинство людей живут «пунктирно», лишь эпизодически задумываясь о себе и тех выборах, которые им приходится совершать в жизни. В том числе, о выборе сво-  его образования. Сегодня настало время обратить внимание на новые селф-компетенции «self skills», которые означают на- выки построения себя и заботы о себе.

Впервые эту тему в России подняли  тьюторы.  Ковале-  ва Т. М., д. п. н., президент Межрегиональной тьюторской ас- социации, пишет об  этом  так:  «Продолжая  эту  типологию,  я предлагаю ввести отдельный термин Self Skills, задающий принципиально  другой  тип  навыков  и  умений.  Связанных с самоопределением человека, умением совершать осознан- ный  выбор  и  формировать  собственную  индивидуальную (в частности образовательную) программу» [7].

Ректор ТГУ, д. псх. Н., профессор, академик РАО Эдуард Галажинский считает «Выход в self-компетенции — это сме- щение фокуса с оболочки внешней на внутреннюю, ядерную, на которую потом все надстраивается: хоть “софт”, хоть “хард”, хоть “диджитал”». «Это умение работать со своим собственным ядром, то есть заниматься самостроительством в себе человека и профессионала. И этим нужно заниматься специально, по- скольку от природы мы получаемся неосознанными пользо- вателями самих себя. Это как купить компьютер с изначально заданными настройками и даже не знать, что эти настройки можно поменять, улучшить. Селф-скиллз — это компетенции своего потенциала и развития, творческого строительства соб- ственной жизни. Но мы почти никогда про них не говорим» [5].

С точки зрения cелф-скиллз (selftskills) индивидуальный проект помогает формировать следующие навыки:

  • профессиональное самоопределение;
  • повышение социальной активности и ответственности;
  • способность видеть в окружающей действительности про- блемы и предпринимать шаги для их решения;
  • осознание влияния собственных усилий на изменение текущей ситуации и реализацию жизненных планов;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску мето- дов решения практических задач и применению различных стратегий достижения результата [6].

«Этот год был весь в проектировании. Думаю, что такой вид деятельности и является настоящим показателем вообще почти всего. Работая над проектом, ты можешь понять, как че- ловек ведет себя в той или иной ситуации, можешь отследить, как он мыслит и мыслит ли вообще, как он вкладывается, мо- жет ли он решать проблемы и задачи или же только выпол- нять указания. Самое интересное, что это можно отследить и у себя, если можно сказать, то столкнуться с самим собой.  На мой взгляд, проектная деятельность в большей степени похожа на жизнь, чем вся эта классно-урочная система» (Уль- яна В. 16 лет).

«Технология проектирования началась у нас в начале года. Ее главной задачей было, как мне показалось,— воспитание    в нас серьезности и ответственности» (Валера Л.,16 лет).

Анализ реализации Индивидуального проекта в Удмурт- ской Республике показал, что процесс  осмысления  процес-  са образования в логике внешнего государственного заказа (ФГОС, Национальный проект «Образование») и освоения опре- деленной учебной программы (профильное обучение в 10–11 классе, обязательный курс «Индивидуальный проект») как вы- полнения конкретного государственного заказа, состоялся.

Гораздо более важным является то, что сегодня необходи- мо запускать процессы, которые позволят современному уче- нику ощущать себя ответственным за свой образовательный потенциал. В связи с этим в сегодняшней образовательной си- туации вторая составляющая целевых ориентаций процесса образования, а именно — осознанный заказ школьника на соб- ственный процесс образования — становится чрезвычайно важной. Все это можно реализовать, если идти от интересов семьи и ребенка, его актуальных потребностей и приорите- тов. И тогда индивидуальный проект станет не только одним из многих обязательных учебных предметов, но и полигоном отработки важных компетенций (скилов), которые пригодят- ся во взрослой жизни вчерашнего школьника. Именно об этом и говорят рефлексивные тексты старшеклассников, которые, благодаря грамотному взрослому сопровождению, реализова- ли свои первые индивидуальные проекты.

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Новые ресурсы дидактики для современного об- разования. Индивидуальный проект в старшей школе: сборник статей/ АМОУ «Гуманитарный лицей»; под ред. Митрошина Т. М.— Ижевск: Шелест, 2019 — 100 с.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях  и стратегических задачах развития Российской Федерации на пе- риод до 2024 года» (7 мая 2018 года) Режим доступа https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
  3. Материалы для коллегии МОиН Удмуртской Республики 04.19, подготовленные сотрудниками центра развития тьюторских практик АОУ ДПО «Институт развития образования»
  4. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и си- стемности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Режим доступа: Социальная сеть работников образования.— ru.
  5. Статья «Селф-компетенции как философский камень». Режим доступа http://www.tsu.ru/university/rector_page/self-kompetentsii- kak-filosofskiy-kamen/
  6. Сарычева Т. С., Митрошина Т. М. Рабочая программа курса «Инди- видуальный проект». Индивидуальный проект в старшей школе: сборник статей/ АМОУ «Гуманитарный лицей»; под ред. Митро- шина Т. М.— Ижевск: Шелест, — 100 с.
  7. Ковалева Т. М. Создание образовательных событий в работе тьюто- ра и формирование self «Тьюторство в открытом образователь- ном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская дея- тельность» Материалы ХII Международной научно-практической конференции (ХХIV Всероссийской научно-практической) /Научные редакторы: Т. М. Ковалева, А. А. Теров, 2019, 512 с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости