Пятница
18 ДекО развитии самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (Зиновьева М.В. )
Зиновьева М.В. О развитии самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
О развитии самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития, становления самостоятельности у детей с ограниченными возможно- стями здоровья в начальной школе, а также потенциал тьюторского инструментария в данной работе.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ОВЗ, самостоятельность, самостоя- тельность детей с ОВЗ.
В настоящее время гуманистический подход к образованию актуализирует проблему формирования самостоятельной лично- сти, создания условий для подготовки учащихся к социализации. Рассматривается вопрос необходимости перехода от зна- ниевой направленности образования к использованию его как средства развития самостоятельной, творческой личности.
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года в Статье 48 указывается на необходимость развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельно- сти, инициативы, творческих способностей, формирования гражданской позиции, умения работать и жить в современ- ном мире, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Говорится об обязательном учете педагогами особенностей психофизического развития обучаю- щихся и состояния их здоровья, соблюдении особых условий, необходимых для получения образования лицами с ограни- ченными возможностями, взаимодействии с медицинскими организациями при необходимости [1].
В Федеральном государственном образовательном стан- дарте НОО второго поколения указывается на необходимость развития самостоятельности личности у младших школьников как условия ее самоактуализации. Отмечается, что необходимо учитывать образовательные потребности детей с ограниченны- ми возможностями здоровья.
Стандарт ориентирован на формирование личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): одной из характеристик является готовность действо- вать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки перед семьей и обществом.
В личностных результатах освоения основной образова- тельной программы начального общего образования одним из критериев является развитие самостоятельности и личной от- ветственности за свои действия, в том числе в информационной деятельности, основанных на представлениях о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе [2].
Что же такое самостоятельность?
В педагогике и психологии существует множество опреде- лений термина самостоятельность. Один из наиболее полных приводится в словарях А. М. Прохорова [3], Б. М. Бим-Бада [4], Е. С. Рапацевича [5]. По их мнению, самостоятельность — это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициатив- ности, адекватной самооценке, независимости, решительности, целеустремленности, настойчивости, организованности, сосре- доточенности, собранности, серьезности, сопротивляемости, самоуправляемости, уравновешенности, чувстве личной от- ветственности за свою деятельность и поведение. Она имеет структуру, проявляется во всех сферах жизни и выполняет определенные функции. Формируется самостоятельность в про- цессе взросления, имеет свои особенности на каждом возраст- ном этапе, оказывает большое влияние на всю последующую жизнь человека.
Т.М. Ковалева рассматривает самостоятельность как «систем- ное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопре- деленности». По ее мнению, самостоятельность означает харак- тер отношений между человеком и ситуацией, допускающий свободу человеческой деятельности, свободу выражения своей активности, выбора вариантов своего поведения и возможного воздействия на ситуацию [6].
Зачем нужно развивать самостоятельность, в частности у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Проблему развития навыка самостоятельности в своих тру- дах освещали такие ученые как В. И. Селиванов, С. Л. Соловейчик, Л. Ю. Гордин, С. Н. Теплюк и другие. В своих работах педагоги и психологи говорят о том, что, развивая самостоятельность, мы формируем различные навыки и умения, формируем привычку, заставляем детей хотеть что-то делать самим, своими руками. Сделав что-то самостоятельно, дети чувствуют свою причаст- ность к какому-то делу, важность и значимость своих действий. Помимо этого, самостоятельность является важным этапом взросления. В то же время цель ее развития состоит не только в том, чтобы научить детей с ограниченными возможностями обслуживать себя и убирать за собой. В процессе работы над формированием навыка самостоятельности важно обратить внимание на развитие таких сопутствующих качеств, как фор- мирование собственного мнения и уверенности в себе. Дети должны научиться принимать решения, не бояться последствий, проявлять инициативу, уметь добиваться поставленных целей и не бояться совершать ошибки.
Процесс развития самостоятельности у детей с ограничен- ными возможностями здоровья имеет особенности, обуслов- ленные средним уровнем адаптивных функций этих учащихся, отставанием в формировании активного свободного поведения и способности контролировать себя, свои эмоции и потребности.
С. Л. Соловейчик и Л. Ю. Гордин считают, что взаимодействие ребенка с учителем играет важную роль в развитии самостоя- тельности. По мнению В. И. Селиванова, работа по развитию самостоятельности должна проводиться целенаправленно и по- следовательно во всех видах деятельности детей с учетом их склонностей и интересов. Целенаправленная работа по развитию самостоятельности формирует у детей позитивное отношение, способствует формированию образа «Я», оказывает влияние на личность в целом. Способствует их успешной социализации в обществе. Педагог должен продумать методы и приемы разви- тия у детей способности действовать и мыслить самостоятельно, четко определить виды деятельности, в которых дети могут проявить свою инициативу и самостоятельность.
Развитию самостоятельности у детей с ограниченными
возможностями здоровья способствует пониманию ими зна- чимости своих действий, а также ощущению себя активным участником образовательного процесса.
Одним из наиболее эффективных методов развития са- мостоятельности является обучение детей с ограниченными возможностями способам рефлексии. Это помогает им понять, что они знают и чего не знают, чему они хотят научиться, учит их понимать пути и цели движения в учебной деятельности и планировать свой маршрут. С помощью проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них детям с ограниченными воз- можностями здоровья предоставляется возможность научиться самостоятельно ставить вопросы и формулировать задачи. Они начинают понимать, что знание важно не только само по себе, но интересен и сам процесс его получения. Все это способству- ет развитию мотивации и познавательной самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не менее важную роль в воспитании самостоятельности играют родители. С. Н. Теплюк считает, что родители должны принимать активное участие в развитии детей, каждый раз уменьшая помощь взрослого при одновременном увеличении объема самостоятельных действий детей. Показателем само- стоятельности детей является эффективность их действий.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, посвя- щенную проблеме развития навыка самостоятельности у детей младшего школьного возраста, в частности у детей с ограничен- ными возможностями здоровья, можно сделать вывод о том, что существует множество подходов к развитию самостоятельности. Самостоятельность развивается и формируется в процессе обуче- ния в виде постепенного перехода от действий, выполняемых только под руководством взрослого, к деятельности, основан- ной на самостоятельном творческом подходе к поставленной задаче. Ее формирование происходит на разных возрастных этапах. При этом младший школьный возраст имеет одно из ве- дущих значений, так как именно в этот период закладываются и развиваются личностные качества, являющиеся основой для дальнейшего развития самостоятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 12.2012 N273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обра- зовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) https://zakonrf- info.turbopages.org/s/zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
- Федеральный государственный образовательный стандарт на- чального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.— М.: Просвещение, 2010–31 с.— (Стандарты второго поколения).
- Советский словарь/ под ред. А. М. Прохорова.— М.,
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим- Бада.— М.,
- Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич.— М.,
- Профессия «Тьютор»./Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю.— М.-Тверь; «СФК-офис». 2013 г.
- ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здо- ровья от 19 декабря 2014 г.
- Электронный ресурс: https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/ prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19–12–2014g-1598-ob-utverzhdenii- federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html