Среда
9 ДекКолосова Е.Б. Тьюторское сопровождение в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров как средство профессионального самоопределения слушателей
Технология «Тьюторского сопровождения ученической деятельности» представляет собой один из компонентов психолого-педагогического блока программы обучения по специальности
«Социальный педагог – руководитель детской театральной студии» на базе факультета переподготовки педагогических кадров МИОО. Особенность программы – сочетание дисциплин театрально-творческого цикла (режиссура, актерское мастерство, сценическая речь, пластика, танец, грим, основы драматургии, визуальное оформление спектакля) с общекультурологическими (история театра, социология культуры, история искусства и культуры), с одной стороны, и антропологическими (психология, педагогика), с другой.
Такая трехчастная структура призвана обеспечить высокий уровень теоретического осмысления и одновременно облегчить практическое применение современных методов школьной театральной педагогики. Имееется в виду не только профессиональная организация детских театральных коллективов как формы дополнительного образования и досуговой деятельности, но и внедрение театральных методов в общешкольный образовательный процесс. Следовательно, уместно подчеркнуть особую значимость отечественных разработок – социоигровых технологиях, аналоги которых успешно реализуются в европейских центрах подготовки “Drama education”, выпускающих соответственно “Drama teacher”.
Собственно педагогический цикл программы “Социальный педагог – руководитель детской театральной студии” представляют собой практикоориентированные курсы, где наряду с “Социальной педагогикой” и “Общими основами педагогики” проводятся занятия по освоению педагогических технологий открытого образования, а именно: “Дебаты”, “Французские мастерские”, “Проектная деятельность” и “Тьюторское сопровождение “.
В этой связи возникает ряд проблем, в целом связанных с особенностями организации образовательного процесса для взрослых, и, в частности, со спецификой переподготовки педагогов в системе повышения квалификации.
Первая проблема касается осознания слушателями целесообразности фундаментального изучения достаточно большого спектра дисциплин, что обуславливает требование реализации программы в течение двух лет. Однако это принципиальная позиция авторского коллектива, поскольку данная программа изначально задается в рамках получения второго высшего образования и освоения новой уникальной профессии – специалиста по театральной работе с детьми. (Следует отметить, что указанное название специальности является оригинальным, согласованным с административно-законодательными службами и более желательным для слушателей в отличие от традиционного – педагог дополнительного образования.)
Такая заданность требует глубокого погружения в проблематику и ценностные ориентиры профессии. Это достигается во многом за счет преобладания в учебном процессе практических занятий в режиме тренинга, что, благодаря высокой эмоциональной включенности, влечет за собой пересмотр базовых жизненных установок.
Немалые сложности прохождения программы связаны также с отсутствием устойчивого пласта знаний не только в профилирующей области режиссуры и актерского мастерства, но и в основах педагогики, практике деятельностного подхода в обучении, первичного знакомства с инновационными педагогическими технологиями. Несмотря на то что наличие высшего (или среднего специального) образования – обязательное требования к слушателям, зачастую театром с детьми занимаются учителя, которые не имеют ни специального педагогического образования, ни образования в данной области искусств. Однако это обстоятельство не отменяет наличия педагогических способностей и высокой мотивации к внедрению театральных методик в школьную жизнь. Речь идет об уровне профессионализма и осознанного педагогического самоопределения.
Таким образом, программа, которая мыслилась как настройка на базовом (либо педагогическом, либо театральном) образовании, в реальности практически лишена такого рода опоры и призвана стать основной составляющей профессионального становления.
Вторая проблема связана с внедрением технологий открытого образования в практику традиционной школы. Очевидно, что если учебное заведение не готово к ведению такого рода работы и не заинтересовано в серьезном изменении форм и методов обучения, усилия одного специалиста окажутся напрасными. Более того, не найдя путей свободного использования полученных знаний, педагог рискует оказаться в некой культурной изоляции, т.к. в его образовательной траектории уже произошли качественные изменения по направлению к личностно-ориентированной педагогике, и работать, не основываясь на присвоенном содержании профессиональной деятельности невозможно, абсурдно.
Третья проблема состоит в некоторой статусной неопределенности новой специальности. С одной стороны, на протяжении всего обучения непрестанно утверждается важность и необходимость внедрения театральных методик в учебный процесс, подчеркивается преемственность с глубокими российскими традициями театрального образования в средней школе, идущими с петровских времен. С другой стороны, нередко в реальной практике, кроме школьного театра, вынужденного соответствовать разного рода требованиям, далеким от современных педагогических принципов – администрации, родителей и т.п., места для творческой деятельности такому специалисту не предусмотрено. Следовательно, возникает противоречие между заявленной значимостью профессии и реальной социальной востребованностью.
Сформулированные выше проблемы, на наш взгляд, являются рабочими и в какой-то мере неминуемыми при адаптации любой новой специальности.
Каждую из проблем можно рассмотреть сквозь призму возможностей тьюторского сопровождения, в центре внимания которого освоение культуры работы с собственным будущим. При этом непосредственное обучение технологии будет проводиться посредством постоянной рефлексии слушателем собственного образовательного движения в театральном пространстве. В этом заключается главное отличие технологии тьюторства от других выше перечисленных технологий открытого образования, которые изучают слушатели.
Используется опора на два основных принципа технологии тьюторства: принцип индивидуализации и принцип открытости. Первый пониматся как актуализация индивидуального, специфического только для данной личности развития. Это влечет за собой изначальное проектирование разных результатов образовательного процесса.
Второй связан с представлением об образовательном потенциале социальной и культурной среды, преодолении внешних рамок, контекста высшей школы (жестко очерченного программами и т.п.). Следствием такого представления становится организация специальной работы по поиску индивидуального образовательного ресурса и методов его присвоения.
На первом этапе слушатели формулируют собственный познавательный интерес, используя способы и приемы специфичные для тьюторской технологии (от первичного вопроса к истинному, углубление вопроса, развертывание на культурном материале, анализ возможных источников и методов работы с ними и т.п.). Эта работа подкрепляется тренинговой деятельностью на профильных занятиях по актерскому мастерству. Особо значимым представляется то, что именно здесь и сейчас происходит т.н. “прорыв к собственному Я”, организуемый за счет интенсивного режима тренинга, ситуации погружения. Тьюторские ходы позволяют слушателям осмысливать и упорядочивать довольно большое количество принципиаально новых знаний применительно к собственному пути в образовании.
От способов работы с конкретными познавательными интересами слушатели переходят к осмыслению стратегических жизненных целей, задач и видов деятельности, обеспечивающих эти задачи и соответственно реализующих цели. Каждый вид деятельности связан с конкретными задачами и поставленными целями. Каким образом и через какие виды деятельности реализуются заявленные цели в процессе получения новой специальности – тема самоанализа и как результат проектирования индивидуального образовательного плана.
Один из ключевых моментов технологии – обучение трем способам образовательного исследования:
- 1. Знаковое (интерпретация знаков – язык символов);
- 2. Коммуникативное исследование (исследование словом – языки общения);
- 3. Ролевое или игровое исследование (исследлвание поступком – язык действия).
Третий способ (игровое исследование) играет ведущую роль и используется как практическая реализация знаний, полученных на спецкурсах – социоигровые методики и театрально-творческие: актерское мастерство и режиссура. Слушатели применяют театральные методы (исследование действием) при проектировании цикла уроков (в том числе, точных и естественных предметов: математики, химии, биологии), дополнительных мероприятий и тренингов с детьми. Особое значение приобретает проектирование работы театрального педагога в условиях профильной школы и школы полного дня.
Таким образом, технология тьюторства сопровождает подготовку квалифицированных кадров для общеобразовательной школы в области театрального образования, активизируя процессы целеполагания и самоопределения.