Среда
9 ДекСуханова Е.А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа
С одной стороны это десятилетняя практика тьюторства в общем образовании и становящаяся исследовательская программа. С другой стороны, это программа исследования феноменов открытого образовательного пространства
и проект «Формирование механизмов развития открытого образовательного пространства», Мегапроект «Развитие образования в России». В рамках проекта велась разработка механизмов управления инновационными процессами в образовании через модернизацию системы повышения квалификации.
Поэтому в статье обсуждается образовательное пространство в рамке системы дополнительного профессионального образования, т.е. работы с процессом повышения квалификации людей, имеющих уже личностные и профессиональные ценности, ориентиры и опыт в сфере образования.
Я сошлюсь на наработки, сделанные в рамках проекта группой под руководством Г.Н.Прозументовой, касающиеся проблемы субъективации в образовании и формирования образовательного заказа к системе ПК как механизма решения этой проблемы (1). На результаты тьюторской исследовательской группы под руководством Т.М.Ковалевой, обобщившие технологии тьюторской работы, в частности картирование как тьюторскую технологию (2).
И более подробно хочу обсудить сам механизм формирования образовательного заказа с использованием технологии картирования и задачи тьютора в системе ПК.
Говоря об образовательном пространстве, обычно имеется в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося, образующегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося, например, как некоторый проект субъектов изменения в системе образования.
Образовательное пространство — объективная реальность потенциальных для образования мест, содержания, позиций, коммуникаций, которые становятся ресурсом для образующегося при определенных условиях. Обсудим эти условия относительно системы ПК.
На сегодняшний день в системе ПК сделаны неплохие прорывы в области содержания программ, способов работы. В систему ПК внесли существенный вклад психологи, андрагоги, приверженцы игровых технологий. Уже не только стало модным говорить об индивидуальных образовательных программах в системе ПК, но осуществлен ряд широкомасштабных проектов в разных регионах относительно этого направления.
В Томском региональном проекте в качестве ключевой проблемы системы образования была выявлена проблема субъективации. Причем проблему эту рассматривали в двух плоскостях:
- – отсутствие субъекта образовательной деятельности: педагоги не видят свою профессиональную деятельность в полноте, т.е. не удерживают ценностей, смыслового поля, не готовы к анализу опыта своей деятельности, к ее изменению, соответственно не готовы к инициативному действию и не могут обеспечивать условия порождения такого типа действия у своих подопечных;
- – отсутствие субъектности в системе ПК, т.е. не использование системы в качестве ресурса для решения проблем профессиональной деятельности, изменения своей практики, построения новых образовательных реальностей.
Поэтому для нас ключевым понятием в обсуждении ИОП или программ профессионального развития стало понятие образовательного заказа.
Понятие образовательного заказа для нас связано с субъектной позицией педагога (управленца) к собственной практике, определением направления изменения практики и поиска образовательных ресурсов для построения и реализации замысла изменения.
Исследования (Прозументова Г.Н., Пирогова И.В., Кашпур В.А.), на которые мы не раз ссылались, показали, что только 5.7.% педагогов считают систему ПК (причем учитывая все ее формы: административные, ведомственные и институционально не оформленные — не формальные), обладающей ресурсом для решения профессиональных проблем. Это педагоги инновационных школ, в которых организована «система ПК на рабочем месте» через особую структуру научно-методической работы.
Таким образом, образовательный заказ — это не то, что существует объективно и априори, а это особое сформированное видение педагога образовательного пространства (школы, региона, страны, мировой культуры, наконец), т.е. деятельностное видение ресурсов и умение ими воспользоваться.
Механизм формирования образовательного заказа:
- – исследование образовательной ситуации;
- – оформление замысла изменения собственной практики;
- – работа с ресурсными картами.
Если два первых элемента — это особые образовательные программы (3), которые работают с такой предметностью как педагогическая деятельность, проектная культура, то работа с ресурсными картами, на мой взгляд, лежит в области обсуждаемой здесь тьюторской проблематики. Материалом, на котором ведется эта работа, конечно, являются педагогические концепции, программы, технологии, но предметностью работы является субъектное, инициативное, образовательное действие по отношению к ним.
Мы уже сделали общим местом наработки группы по исследованию тьюторства, обобщившие три модели тьюторской деятельности:
- – тьюторство через расширение предметного материала, некоторой научной области;
- – тьюторское сопровождение ИОП (построение индивидуальных учебных планов, организация рефлексии его реализации);
- – построение карт образовательных и социальных мест, которые потенциально являются ресурсом для построения образовательного маршрута или профессионального.
Я обсуждаю работу с ресурсными картами. В отличие от первых двух моделей практическая реализация ресурсного хода не привязана к фигуре тьютора, к режиму тьюториала (индивидуальных или групповых консультаций), картирование — это действие особой инфраструктуры. Конечно, здесь присутствует субъектная позиция, взгляд проектировщиков — что может быть принципом построение ресурсной карты.
Принцип построения ресурсной карты в Центре инновационного образования (сегодня НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ).
Образовательные программы, разработанные в Центре, призваны способствовать становлению, оформлению, разворачиванию инновационной деятельности педагогов и управленцев. Причем инновационной деятельности как единственной, способной обеспечить субъектную позицию педагога в профессии и развитие массовой практики через использование инновационных разработок.
Программы составлены из модулей и вроде бы знакомство с перечнем модулей, подробной их аннотацией должно решать проблему построения на основе модулей программу своего профессионального становления.
Однако перечни и аннотации не решают следующие проблемы:
- – из каких оснований оценить значимость того, что предлагается?
- – что именно нужно для изменения образовательной ситуации;
- – в какое место практики может и должно быть положено, то новое, что приобретается.
Таким образом, ресурсная карта должна сначала помочь «расчистить» место для нового, показать эффективность этого нового, контуры его употребления.
Были разработаны и апробированы следующие типы ресурсных карт:
- – Карта ценностей: педагогические концепции (развития мышления, инициативы, совместной деятельности, свободы, индивидуализации)
- – Карта проектных идей, изменений: проблема — действие (эксперимент, соц. проект, демократизация управленческой модели и т.д.).
- – Карта способов: типы деятельности (исследование, изучение, освоение технологии, конструирование, проектирование, методические разработки, управление.).
- – Карта прецедентов (результатов): новые структуры, новые организованности, общности (модели школ, ресурсные центры, ССК, сетевые проекты).
Кроме типа ресурса карта представляет и способ его получения. Например, учебные семинары, программы ПК, образовательные события, услуги консалтинга, экспертизы, стратегических разработок, сетевые проекты.
Если ресурсная карта представляет инновационные практики, инициативы, то в ресурсном пакете оформлены технологически переносимые идеи, модели, технологии и методики. Чтобы клиенты Центра могли воспользоваться ресурсным пакетом, мы разработали методику представления этого пакета и услуг по диссеминации представленных в нем продуктов для разных целевых групп.
Формирование образовательного заказа организационно оформлено в специальные мероприятия Центра — вводные сессии. В этой работе не выделена позиция тьютора, как специалиста, но сама методика работы основана на тьюторской технологии.
После выбора клиентом Центра образовательной программы за изменением его образовательного заказа, корректированием образовательного маршрута следят координаторы программ. Они ставят своей задачей организацию рефлексии с участником программы продуктивности его обучения, выбора темы итоговой работы и ее формата. Техники работы здесь близки к тьюториалу, часто используемому в современных Британских университетах: индивидуальные и групповые консультации по содержанию работ и способу их подготовки.
На итоговых сессиях (экспертно-аналитических) происходит представление и защита аттестационных работ участников программ. Но эти сессии становятся площадкой и для дополнительной работы с ресурсным пакетом Центра и формирования заказа на продолжение работы с Центром. Причем защита работ организована таким образом, чтобы участники построили проект изменения собственной практики, в котором полученные знания, навыки, компетенции станут ресурсом для его воплощения.
Литература:
- 1. Формирование образовательного заказа в повышении квалификации: опыт, управление, организация / Г.Н.Прозументова, Е.А.Суханова, О.Н.Калачикова, В.Ю.Соколов/ методическое пособие. UFO-пресс, Томск.
- 2. Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации./ Сборник научных трудов 4 Всероссийской научной тьюторской конференции.- Томск, ПИЛАД, 2000
- 3. Переход к открытому образовательному пространству: стратегия и механизмы управления./ Отчет региональной стратегической команды. Часть 2/ под редакцией Г.Н.Прозументовой, — Томск: UFO-пресс, 2003