Специфика программ ДПО, обеспечивающих становление тьюторской компетентности современного классного руководителя (Теров А.А.) 2019г
 /  Тьюторство в дополнительном профессиональном образовании / Специфика программ ДПО, обеспечивающих становление тьюторской компетентности современного классного руководителя (Теров А.А.) 2019г

Специфика программ ДПО, обеспечивающих становление тьюторской компетентности современного классного руководителя (Теров А.А.) 2019г

Для ссылок: Теров, А.А. Специфика программ ДПО, обеспечивающих становление тьюторской компетентности современного классного руководителя// Материалы XII Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность», 2019 – С. 198-215.

Теров А. А.

Специфика программ ДПО, обеспечивающих становление тьюторской компетентности современного классного руководителя

В данной статье приводится некоторое обобщение деятельности коллектива Лаборатории индивидуализации и непрерывного образова- ния ГАОУ ВО МГПУ по разработке, апробации и реализации программ ДПО, направленных на обеспечение становления тьюторской компе- тентности педагога. В данном случае рассматривается в качестве наглядного примера конкретная программа ДПО — программа повы- шения квалификации «Современные модели классного руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя» на 144 часа, по которой в 2019 году прошли обучение 45 классных руководителей из 19 общеобразовательных школ города Москвы.

Одной из ключевых задач, решаемых сотрудниками Лабора- тории индивидуализации и непрерывного образования во главе с д. п. н., профессором Ковалевой Т. М., в 2018–2019 учебном году стала разработка и апробация современной модели классного руководства, а также программ ДПО, обеспечивающих условия для становления и развития у педагогов кометентностей совре- менного классного руководителя. Мы предположили, а затем убедительно доказали многочисленными аргументами, данны- ми, полученными из образовательной практики, что модель современного классного руководства должна быть разработана на основе концепции индивидуализации и тьюторства.

Для популяризации и широкого тиражирования такой мо- дели в образовательной практике, она, на наш взгляд, должна была иметь в качестве наиболее значимых целей направлен- ность на решение задач 1) по повышению качества образова- ния (прежде всего, в части self-skils [Т. М. Ковалева] self-made- skils [А. А. Теров], а также 2) по профилактике насилия в школе и других значимых и  актуальных  задач.  Как  сама  модель,  так и программы ДПО по формированию компетентностей совре- менного классного руководителя (прежде всего тьюторской компетентности) были разработаны и реализуются на основе системно-деятельностного и антропопрактического подходов. [1] Программа повышения квалификации, на которой коллек-

тив ЛИНО отрабатывал свою версию формирования тьюторских компетенций деятельности классного руководителя в усло- виях ДПО, получила рабочее название «Современные модели классного руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя» и была рассчитана на 144 часа.

Область профессиональной деятельности выпускников данной программы включает образование, социальную сферу, культуру в части организации продуктивной образовательной деятельности при выполнении функциональных должностных обязанностей специально подготовленными педагогами — класс- ными руководителями, наставниками, кураторами с тьюторской компетентностью. Тьюторская компетентность предполагает прежде всего организацию разработки и реализации обучающи- мися индивидуальных образовательных программ, индивиду- альных образовательных маршрутов и траекторий, соблюдение и реализацию принципа индивидуализации в образовании. Тьютор, классный руководитель с тьюторской компетентностью несет ответственность за формирование таких результатов об- разования, как учебная самостоятельность, образовательная самоорганизация, навыки самоконтроля и т. д. [2]

Разработанная нами модель ДПО по подготовке современных

классных руководителей, наставников, кураторов в аксиоло- гическом и теоретико-реализационном контекстах основаны на реализации следующих базовых принципов [3]:

− принципа профессиональной ориентации и проектиро- вания профессионально-личностного развития, которые заключается в том, что в рамках освоения программы и по- сле неё каждый подготовленный классный руководитель обеспечивает непрерывное собственное профессиональ- но-личностное развитие за счет разработки и реализации ИППР — индивидуальных программ профессионально- личностного развития;

  • принципа индивидуализации, реализуемого за счет обеспе- чения инициирования и выдвижения каждым обучающимся идеи, направленной на решение актуальных проблем об- разовательной практики, профессиональной деятельности классного руководителя, развития данной идеи и оформле- ния её в проектный замысел по индивидуализации и тьютор- скому сопровождению, перевод замысла в реальный проект, являющийся основой, стержнем разработки и реализация ИППР — индивидуальных программ профессионально- личностного развития;
  • принципа согласованности с современными тенденциями и трендами развития человеческой цивилизации и системы образования;
  • принципа единства теории и практики требует, чтобы про- цесс обучения стимулировал обучающихся использовать умения и знания в решении практических задач. Реализа- ция данного принципа предполагает проведение прежде всего интерактивных, деятельностных форматов освоения содержания, педагогические тьюторские практики, посе- щение образовательных учреждений, реализующих совре- менные модели классного руководства, инициирование и реализацию инновационного педагогического проекта по внедрению практик индивидуализации и тьюторства в классное руководство, в повседневную деятельность класс- ного руководителя, куратора, наставника. Это является обязательным компонентом траектории профессиональ- ного становления современного классного руководителя с тьюторской компетентностью;
  • принципа рационального сочетания коллективных и индивидуальных  форм и способов  образовательной деятельности;

−  принципа ориентации на перспективу, который позволяет корректировать подготовку будущих наставников с учетом инновационных изменений, происходящих в классном руководстве;

− принципа сознательности и активности в обучении, кото- рый проявляется в том, что обучающиеся являются субъ- ектами учебной деятельности.

Лекционный материал занимает  незначительное  место в образовательном процессе. Лекционные занятия обязательно чередуются со специально организованной рефлексией, а да- лее осмыслением и осознанием содержания через повторное интерактивное взаимодействие с лектором. Таким образом, предметное содержание не столько становится знаниевой базой, но и создает проблемный фон с обозначением ориентиров для последующего обсуждения на семинарских занятиях, отработки и развития на интерактивных практикумах и т. д. Содержание лекций становится основанием для размышлений и последую- щего обсуждения.

Предлагаемая нами модель программ повышения квали- фикации современных классных руководителей с тьюторской компетентностью предполагает обязательное прохождение по пути от порождения идеи к оформлению замысла, переводу замысла в проект и его апробацию и рефлексию на каждом  этапе, супервизию профессиональных деятельностных проб. В образовательном процессе преимущественно используются интерактивные современные образовательные технологии [4]. Так как особый акцент при реализации данной модели программ повышения квалификации сделан на формирование у современного классного руководителя тьюторской компе- тентности, то в первую очередь по ходу освоения программы будущие классные руководители осваивают и апробируют в ходе профессиональных проб, в непосредственной профессиональ- ной деятельности тьюторскую метатехнологию личностно- ресурсного картирования комплекс технологий вопрошания [5], комплекс технологий образовательного, социокультурного и иного картирования, а также комплекс технологий открытого образования: технологии развития критического мышления [2], технологии образовательных событий, технологии портфолио, технология дебаты, технология образовательных путешествий и экскурсий и другие [6].

Разработанная нами модель программ повышения квалифи- кации классных руководителей ориентирована на создание усло- вий для достижения таких результатов образования, результатов освоения дополнительной профессиональной образовательной программы, как комплексная тьюторская компетентность совре- менного классного руководителя, проявляющаяся в возможности и способности осуществлять сопровождение разработки и реали- зации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, программ, траекторий. Использование возможностей индивидуализации для повышения качества образования, качества образовательного процесса, каче- ства и эффективности достижения образовательных результатов, для профилактики насилия, буллинга в образовательных органи- зациях в том числе за счет освоения педагогических технологий организации образовательной деятельности в контексте индиви- дуализации, освоения педагогических технологий организации продуктивной и результативной образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ, с различными социокультурными, этни- ческими, конфессиональными, ментальными особенностями, возможностями и запросами.

Наша модель программ повышения квалификации современных классных руководителей определяет трудоемкость обучения: 144–72 часа, оптимальная трудоемкость — 96 общих часов, из них 72 аудиторных часа.

Таким образом, целью реализации программы повыше- ния квалификации, разработанной и реализуемой на основе предлагаемой нами модели, является создание необходимых условий для формирования и развития у педагогов, обучаю- щихся по программе базовой профессиональной тьюторской компетентности, обеспечивающей реализацию принципа ин- дивидуализации в образовании, обеспечивающей повышение качества образования, создание благоприятной среды и атмо- сферы, делающих возможной самоактуализацию каждого об- учающегося в образовании, раскрытии задатков и способностей и развитии их до уровня таланта.

Область профессиональной деятельности выпускников программы ПК, реализуемой на нашей модели — педагогиче- ская деятельность классного руководителя по сопровождению процессов индивидуализации при организации образователь- ной деятельности лиц разных возрастов и на разных ступенях образования. Включает: а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, б) создание условий для проектирования образовательной деятельности, в т. ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; в) содействие в реализации проекта образовательной деятель- ности в образовательной  среде,  г)  организацию  рефлексии и проектирование следующего шага в образовании.

Объекты профессиональной деятельности: организации и учреждения общего и дополнительного образования, отчасти среднего профессионального и высшего образования, различных форм собственности. Инновационная деятельность в организа- циях и учреждениях всех уровней образования.

Особенности программ, разработанных и реализуемых  на предлагаемой нами модели, предполагают инициирование, оформление и общественно-профессиональную экспертизу про- ектных замыслов, апробацию инновационных педагогических проектов по индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению образовательной деятельности субъектов об- разования. Программа предполагает изучение, освоение и ис- пользование лучших практик в области индивидуализации образования и тьюторства, а также проектирование собственной уникальной практики исходя из собственных запросов профес- сионального развития и специфики и потребностей образова- тельной организации, субъектов образования, социума.

Обучающийся по нашей программе успешно сформирует, освоит и будет продуктивно применять в своей повседневной педагогической деятельности такие трудовые действия, про- фессиональные умения и трудовые навыки, как:

  • организация и проведение комплекса мер по диагностике возрастных, индивидуальных и иных особенностей, позна- вательных, образовательных интересов и запросов;
  • создание условий и тьюторское ресурсное обеспечение разработки и реализации обучающимися индивидуаль- ных образовательных маршрутов, траекторий, программ, индивидуальных учебных программ и индивидуальных учебных планов на различных масштабах;
  • организация и осуществление тьюторского сопровождения индивидуализации образования, образовательной деятель- ности обучающихся в рамках разработки и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий, программ, индивидуальных учебных программ и индиви- дуальных учебных планов на различных масштабах;
  • создание избыточной образовательной развивающей среды, обладающей такими характеристиками, как провокатив- ность, открытость, вариативность и т. д.;
  • освоение, применение и самостоятельное конструирова- ние, проектирование и использование адекватных средств, способов и форм индивидуализации образования, индиви- дуализации образовательного процесса;
  • организация и проведение рефлексии и саморефлексии обучающимися собственного образовательного опыта, дви- жения по ИОМ, ИОТ в рамках разработки и реализации ИОП.;
  • координация деятельности всех субъектов образования, прежде всего обучающегося, его семьи, родителей, педа- гогов, администрации ОУ и т. д.;

− обеспечение широкого участия субъектов образования, прежде всего родителей, в разработке и реализации обучаю- щимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

− организация и осуществление эффективной и продуктив- ной образовательной деятельности лицами с ОВЗ, включая освоение ими адаптивных образовательных программ.

Хотелось бы остановиться также на наиболее значимых, на наш взгляд, моментах, связанных с рекомендациями по эф- фективной реализации программ ДПО, направленных на ста- новление тьюторской компетентности наставников, классных руководителей, кураторов.

  1. Рекомендации по набору обучающихся по программе повыше- ния квалификации «Современные модели классного руковод- ства. Тьюторская компетентность классного руководителя» Набор обучающихся на освоение программы повышения квалификации «Современные модели классного руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя» должен быть организован особым образом и отвечать определенным требованиям. Освоение программы, зачисление на курсы повы- шения квалификации должно производиться исключительно на основании осознанного и осмысленного выбора. Основанием для осмысления и осознания собственного самоопределения в пользу освоения современных моделей классного руководства, основанных на идеях и практике индивидуализации и тьютор- ства, может происходить через выполнение кандидатами на по- падание в программу и последующую рефлексию специальных заданий. Задания направлены на выявление аксиологических оснований, ценностных установок и типа педагогического взаи- модействия, присущего кандидату. Часть задания посвящена описанию и рефлексии опыта встречи в собственной истории с педагогическими и образовательными прецедентами, наиболее близкими к осваиваемым в рамках программы моделям класс- ного руководства, становящейся в образовательном процессе, в процессе профессионализации тьюторской компетентности классного руководителя.

Приоритет при зачислении в программу имеют претенден- ты с педагогическим, гуманитарным образованием, имеющие склонность к демократическому стилю педагогического обще- ния, разделяющие цели и задачи индивидуализации образования и тьюторского сопровождения.

Принцип добровольности, осознанности и осмысленности обучения в программе являются основополагающими, так как   в программе, разработанной на основе деятельностного подхода каждый обучающийся педагог — будущий классный руководитель с тьюторской компетентностью будет проектировать собствен- ную модель реализации функционала классного руководителя на основе индивидуализации и тьюторства исходя из специфики, целей и задач образовательной организации, профессионально- личностного профиля и предпочтений самого специалиста, а также из особенностей как опекаемого данным специалистом класса, так и каждого отдельного взятого члена ученического коллектива. Практика показывает продуктивность реализации данной программы повышения квалификации — это повышение ква- лификации группы обучающихся, организованной на основе осознанного и осмысленного добровольного самоопределения из одной образовательной организации (так обучалась группа педагогов из ГОУ СОШ № 548, директор Ефим Лазаревич Ра- чевский; из ГОУ СОШ № 1811, директор Александр Аронович Рывкин; из ГОУ СОШ Университетская школа МГПУ, Московская областная гимназия имени Е. М. Примакова и из ряда других). Преимуществом такого способа освоения программы является возможность инициирования, оформления и реализации не толь- ко инновационных индивидуальных проектов по реализации моделей классного руководства на основе индивидуализации и тьюторства, но и коллективных, групповых проектов. При этом обучающиеся становятся друг для друга мощным обра-

зовательным ресурсом, партнерами и единомышленниками.

2. Рекомендации по содержательному наполнению программы повышения квалификации «Современные модели классно- го руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя»

Содержание программы должно быть относительно рамоч- ным и варьироваться в зависимости от запросов, потребностей и особенностей каждой конкретной группы обучающихся. Основным содержанием образования в рамках программы повышения квалификации классных руководителей с тью- торской компетентностью должно  стать  проектирование и апробация ими замыслов по преобразованию собственной профессиональной действительности в рамках обновления, модернизации функционала классного руководителя на осно- вах индивидуализации и тьюторства. Главное, чем занимается обучающийся в рамках освоения программы,— определяет актуальные проблемы, дефициты в деятельности классного руководителя в конкретной модели и с учетом специфики его функционала, особенностей образовательной  организации и особенностей контингента обучающихся, выдвижение идеи по поводу решения этих проблем и преодоления дефицитов   с помощью индивидуализации и тьюторства, преобразование этой идеи в конкретный проектный замысел и инновацион- ный педагогический проект, который готовится к реализации в образовательной практике и реализуется уже в процессе обучения по программе.

При этом каждый обучающийся педагог проживает сам

ситуации сопровождения со стороны педагогов — реализато- ров программы, т. е. приобретает и рефлексирует собственный опыт проектирования в условиях тьюторского сопровождения. Только имея собственный опыт образования в позиции тьюто- ранта можно экстраполировать практики индивидуализации и тьюторства в собственную профессиональную деятельность, в реализацию современных моделей классного руководства на основе индивидуализации и тьюторства.

Предметное содержание, учебные дисциплины и модули в таком случае актуализируются, так как они рассматривают как необходимый ресурс для проектирования модернизации, трансформации собственной профессиональной деятельности. Следует обратить внимание на то, что идеальное соотношение различных форматов образовательной деятельности в рамках подобной программы следующее:

  • интерактивные лекции, погружения — 10–20% от общего объема времени;
  • семинары, тренинги, практикумы, мастер-классы — 50–60% от общего объема времени;
  • тьюториалы, тьюторские консультации, рефлексивные часы — до 30% от общего объема времени;
  • стажировки, тьюторские практики — до 10% от общего объема времени с учетом краткосрочности программы повышения квалификации — 72–144 часа.

Программа должна обязательно содержать следующие предметные содержательные блоки, модули, дисциплины сле- дующей направленности:

  • нормативно-правовое регулирование деятельности классно- го руководителя, индивидуализации в образовании и тью- торской деятельности;
  • исторические истоки, методологические основания и теоре- тические основы классного руководства, осуществляемого на основе индивидуализации и тьюторства;
  • технологическая школа современного классного руково- дителя: технологии открытого образования, технологии тьюторского сопровождения, личностно-ресурсного кар- тирования и вопрошания;
  • основы проектирования и реализации практик классного руководства на основе индивидуализации и тьюторского сопровождения.
  1. Рекомендации по использованию инновационных образова- тельных технологий при реализации программы повышения квалификации «Современные модели классного руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя» Для успешной реализации программы повышения квалифи-

кации «Современные модели классного руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя» педагогический кол- лектив, обеспечивающий организацию эффективной образова- тельной деятельности обучающихся по освоению программы, по формированию у обучающихся компетенций, позволяющих осуществлять современную профессиональную деятельность классного руководителя, в том числе обеспечивающую качество образования, его доступность, безопасность, профилактику насилия в школе, тьюторскую компетентность классного ру- ководителя, применяет широкий арсенал современных антро- попрактических, образовательных, тьюторских технологий.

Технология тьюторского сопровождения, обеспечивающая полноту тьюторского действия, предполагает создание на первом этапе в образовательном процессе избыточной образовательной развивающей среды. Данная среда имеет такие обязательные характеристики, как провокативность, открытость, вариатив- ность, нацеленность на принятие участниками образования субъектной позиции, неструктурированность и ряд других.

На следующих этапах педагоги организуют сопровожде- ние в форме навигации в образовательных ресурсах. Педагоги  с тьюторской компетентностью, используя технологии образо- вательного, ресурсного картирования, обеспечивают разработку и применение в образовательной и профессиональной деятель- ности обучающихся — классных руководителей –ресурсных карт, атласов ресурсных карт. На этапе масштабирования обучающиеся на основе принципа транспективности проектируют трансфор- мацию своей профессиональной деятельности, преобразова- ние образовательного пространства и образовательной среды, образовательного  процесса своих подопечных  на  основаниях индивидуализации и тьюторства. Обучающиеся осваивают техно- логии проектирования будущего на основе рефлексии, анализа прошлого здесь и сейчас. При этом используются различные прогностические технологии, форсайт-технологии и т. д.

Классный руководитель современного типа с тьюторской компетентностью не только и не столько догматически исполь- зует готовые технологии методики и техники, но и проектиру- ет и применяет сам (а также «оспосабливает» этим своих под- опечных) техники, методики и даже технологии под решение разнообразных ситуативных задач, различных проблем. В этой связи весьма уместно использовать метафору про «чемоданчик с тьюторским инструментарием». В этом чемоданчике достойное место займут и освоенные классными руководителями в рамках освоения ими программы повышения квалификации «Современ- ные модели классного руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя» такие тьюторские технологи и техно- логии открытого образования, как технология организации образовательных событий, технология личностно-ресурсного картирования. Комплекс технологий вопрошания, технология образовательного картирования, технология развития крити- ческого мышления, технология образовательного путешествия, технология дебатов, технология портфолио, форсайт-технологии, технология опен спэйс, технологии кейс-стади и многие другие [7]. В образовательном процессе также применяются особые технологии, методики и  техники  диагностики,  экспертизы  и оценки достигаемых обучающимися по программе повышения квалификации образовательных результатов. Текущий контроль, диагностика осуществляются в  разнообразных  формах:  это и устные развернутые опросы, и фронтальные интерактивные беседы, пресс-конференции, дискуссии, дебаты, рефлексивные собеседования, письменные контрольные работы, рефлексив- ные эссе, разработка дидактических материалов, творческие работы (рефераты, исследования, методики и техники, описание

педагогических техник и др.).

Для понимания технологических подходов к диагностике и оценке результатов образовательной деятельности приведем несколько примеров возможных диагностических, контрольно- оценивающих, экспертных материалов:

Примерные контрольные задания Задание 1.1

  1. Проанализируйте какое-либо современное публичное выска- зывание, посвященное проблемам классного руководства, наставничества в образовании, найдите указания на обсу- ждаемые тенденции к открытости и индивидуализации образования, направления его дальнейшего развития.
  2. Какие документы и свидетельства могут быть использо- ваны при выявлении актуальных тенденций в классном руководстве, наставничестве на современном этапе? Где можно почерпнуть информацию о направлениях государ- ственной образовательной политики в области реализации воспитания, функций классного руководства?
  3. Приведите примеры трудностей школьника, воспитанника в качестве обоснования необходимости дальнейшей дивер- сификации деятельности классного руководства по обес- печению открытости и индивидуализации образования. Задание 2
  4. Проанализируйте известный вам опыт работы классного руководителя, наставника с подрастающим поколением с точки зрения современных принципов построения прак- тик классного руководства, наставничества.
  5. Составьте список психолого-педагогических понятий и пред- ставлений, которые, на ваш взгляд, задействованы при описании тьюторского сопровождения при реализации функционала классного руководителя.
  6. Попробуйте рассказать о своем опыте классного руководи- теля по сопровождению образовательной, проектной или исследовательской деятельности подопечного так, чтобы можно было проследить преемственность его этапов, связь ваших решений по поводу направления образования с по- следующими результатами.

Задание 2.1.

  1. Приведите известные вам примеры посреднического действия.
  2. О чем идет речь, когда мы обсуждаем развитие человека? Подберите словосочетания со словом «развитие», которые мы употребляем. Проанализируйте их смысл.
  3. Напишите небольшое эссе, в котором вы можете предста- вить реально существующего человека  как  Посредника в проектной деятельности, который оказала влияние на вас и ваше образование и т. д.
4.          Рекомендации по особенностям материально-технического и методического обеспечения реализации программы повыше- ния квалификации «Современные модели классного руковод- ства. Тьюторская компетентность классного руководителя» Специфика материально-технического обеспечения реализа-

ции программы повышения квалификации «Современные модели классного руководства. Тьюторская компетентность классного руководителя» заключается в том, что оно должно обеспечивать создание в образовательном процессе избыточной, вариативной, развивающей, провокативной, открытой образовательной среды. В связи с этим аудитории, в которых будут проводиться занятия, должны иметь мебель, которая позволяет легко транс- формировать пространство — традиционная для академического образования расстановка мебели, круглые столы, зоны для ра- боты проектных групп, свободные пространства для телесных

практик и практик динамического вопрошания и т. д.

Аудитории должны иметь персональные рабочие места, оснащенные компьютерами со свободным доступом в интернет, так как важным содержательным блоком программы является блок по освоению тьюторской деятельности современного класс- ного руководителя по работе с цифровыми образовательными средами и цифровыми образовательными пространствами.

Как правило реализация программы предполагает ис- пользование образовательных платформ Мудл и др., на кото- рых выкладываются образовательные ресурсы и организуется образовательная деятельность по различным направлениям офф- и онлайн и т. д.

Преподаватели тьюторской программы повышения ква- лификации классных руководителей задействуют все каналы восприятия, освоения  и  применения  информации.  В  связи  с этим должны быть специально оборудованные аудитории для проведения занятий. В аудиториях постоянно должно быть муль- тимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор и пр.), места и материалы для организации кинестетической образовательной деятельности — изготовле- ние коллажей, тьюторских аппликаций, личностно-ресурсных и иных карт на основе разнообразных техник визуализации, разнообразных кинестетических техник. Как уже отмечалось выше, важно, чтобы у каждого обучающегося был свободный доступ в систему дистанционного обучения для организации образовательной деятельности в любом удобном для обучаю- щегося формате, в удобном месте и в удобное время.

С целью обеспечения максимальных возможностей для раз-

работки и реализации каждым обучающимся программы инди- видуального образовательного маршрута, маршрута  становления и развития тьюторской компетентности классного руководителя в условиях тьюторского сопровождения со стороны педагогов программы необходимо программное обеспечение современных информационно–коммуникационных технологий, системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникаци- онных сетей), а также прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые процессоры, электронные таб- лицы, программы для работы с графикой, браузеры).

 

 

Литература

  1. Ковалева Т. М. Тьюторство как антропопрактика. Человек.RU. 2016. № 11 (11). С. 71–81.
  2. Хачатрян Э. В. Использование технологических стратегий и прие- мов для организации самостоятельной деятельности учащихся

// Педагогика, № 9, 2016. С. 53–57.

  1. Теров А. А., Грачева Н. Ю. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТЬЮТОРА. В сборнике: Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного об- щества Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под редакцией А. А. Ващен- ко.— 2016. С. 635–646.
  2. Дудчик С. В. Технология тьюторского сопровождения образова- тельных событий в системе повышения квалификации Новое в психолого-педагогических исследованиях.— 2016, № 2, С45–51.
  3. Хачатрян Э. В. Технологический подход к формированию мета- предметных умений обучающихся // Тенденции развития науки и образования. Научный журнал. В выпуске собраны материалы XXXIII международной научной конференции «Тенденции разви- тия науки и образования». 25 декабря 2017 г. Часть 3. Изд. НИЦ

«Л-Журнал», 2017.— 56 с. С. 34–36.

  1. Ковалева Т. М. Образовательное путешествие как ресурс совре- менного образования. В сборнике: Семья и ребенок: проблемы взаимодействия Материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Институт детства. Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи.— 2015. С. 54–57.

Драгиле М. Д., Теров А. А. Использование технологии Rapid-forsight в современном образовании//Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного об- щества Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под редакцией А. А. Ващен- ко.— 2016. С. 692–698.

 

Для ссылок: Теров, А.А. Специфика программ ДПО, обеспечивающих становление тьюторской компетентности современного классного руководителя// Материалы XII Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность», 2019 – С. 198-215.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости