Пятница
1 ДекСовина Л.П. Образовательные отношения как основа тьюторского сопровождения повышения квалификации педагогов
Совина Л.П. Образовательные отношения как основа тьюторского сопровождения повышения квалификации педагогов
Статья: Совина Л.П. Образовательные отношения как основа тьюторского сопровождения повышения квалификации педагогов / Л.П. Совина/ / Проблемы и перспективы современного гуманитарного образования-сб.ст.регион. науч.- практич. конф. —Ижевск.: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017.-с 139-143( 0,03п.л.)
Образовательные отношения как основа тьюторского сопровождения повышения квалификации педагогов Совина Лариса Петровна, методист центра развития тьюторских практик АОУ ДПО УР ИРО, региональный эксперт по индивидуализации и тьюторству Межрегиональной тьюторской ассоциации
Owl Larisa, Methodist centre development of tutoring practices AOU DPO UR IRO, regional expert customization and tutoring The interregional Tutors Association
Аннотация. В статье раскрывается понимание тьюторского сопровождения педагогов с системе дополнительного профессионального образования на основе выстраивания образовательных отношений тьютора – преподавателя и тьюторанта- педагога образовательной организации. Автор определяет этапы и ожидаемые результаты тьюторского сопровождения.
The article reveals the understanding of tutor support teachers with additional professional education on the basis of building educational relations tutor – teacher and tutorate – teacher educational institution. The author defines the stages and deliverables of tutor support.
Ключевые слова. Тьюторское сопровождение, открытое образование, образовательные отношения, дополнительное профессиональное образование.
Tutorial support, open education, educational relations, continuing professional education.
Открытость мирового образовательного пространства, которое легко осваиваивают обучающиеся, но сложно принимают педагоги его возможности и ресурсы, создает условия, способствующие выходу на новые способы и формы организации образовательной деятельности. Иными словами сегодня мы можем наблюдать разрыв между старыми образовательными «нормами», которые удерживаются педагогическим сообществом и новой нелинейной, самоорганизующейся образовательной деятельностью обучающихся в открытой образовательной среде, в которой не всегда находится место привычным «нормам», что приводит к хаотичности и неструктурированности процесса обучения: когда обучающиеся не хотят учиться по- старому, а педагоги не готовы обучать по- новому. Как преодлеть этот разрыв? Как подготовить педагогов к деятельности в условиях тотальной открытости, многообразия и вариативности образовательных ресурсов? Обратимся к возможностям, заложенным в Новых образовательных и профессиональных стандартах и в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”. Сегодня система образования соответствует реальному социальному многообразию, заложенному во ФГОС как «проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования», что предполагает многообразие функций педагогов: введение таких позиций и ролей, как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, тьютор и др. (Слободчиков В.И., Громыко Ю.К., Щедровицкий П.Г., Ковалева Т.М. и др.). Исходя из этого, система дополнительного профессионального образования должна быть настроена на подготовку педагогов к многообразию функций в сложном и открытом образовательном пространстве, восприимчивом к внешним изменениям, использовать как внутренние, так и внешние ресурсы, выстраивать вариативную и нелинейную образовательную деятельность, используя многообразные формы и технологии. Опорой в организации такой образовательной деятельности по повышению квалификации должны стать образовательные отношения как «совокупность общественных отношений, целью которых является освоение обучающимися образовательных программ»[1], предполагающие совместную образовательную деятельность между педагогами, преподавателями, наставниками и тьюторами – участниками этих образовательных отношений, направленных на повышение квалификации. Только в этой ситуации можно надеяться на то, что изменения произойдут в области личного признания педагогами необходимости перестроить отношение к своей профессиональной деятельности с знаниевой парадигмы на деятельностную как новой культуре современного образования, которая включает взаимодействие участников образовательных отношений. Образовательные отношения, как новая предметность повышения квалификации предполагает появление новых образовательных практик, которые можно определить как тьюторские, преподавателя с тьютоской позицией тьютором, а педагога– тьюторантом. Позиция тьютора – преподавателя системы повышения квалификации прописана в словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования», где значение термина «тьютор» определяется следующим образом: «тьютор (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей». Удерживать партнерскую позицию по отношений тьютора и тьюторанта, где тьюторантом может выступать как отдельный педагог, так и педагогическая команда школы. Целью процесса тьюторского сопровождения будет согласование позиций всех участников образовательных отношений, способствующее их продуктивной инновационной деятельности в новых условиях при сохранении и удержании «нормы». Задачу тьютора можно представить как комплекс задач двух уровней: • тактических – рефлексия спонтанно сложившегося многообразия самими тьюторантами; • стратегических – осознание того, что возникающее многообразие выводит тьюторанта на качественно новый этап развития. Тьютору, в своей деятельности с тьюторантом, необходимо удержание процесса сложившегося и формирующегося многообразия содержания и видов образовательной деятельности, опираясь на принципы многообразия и единства. Многообразие подразумевает, что в каждый участник образовательных отношений имеет право на собственный выбор видов и содержания образования, выстраивая собственный путь развития. Принцип единства утверждает, что все действия участников подчинены единой цели, что в свою очередь ограничивает степени свободы каждого из них. На первый взгляд эти принципы противоречат друг другу. Следование одному не исключает действие другого. Позиция тьютора в этих условиях состоит в том, чтобы помочь тьюторантам обеспечивать непрерывное развитие многообразия, сохраняя одновременно стабильность структуры образовательного пространства. Это возможно только в том случае, когда эти принципы будут использоваться как дополняющие, взаимообуславливающие, а не исключающие друг друга. Возникновение нового возможно там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеется большая свобода выбора. В данном случае действует принцип избыточности, благодаря которому возникающие новые элементы сохраняются все, независимо от того, имеются ли ближайшие перспективы включения их в сложившуюся систему повышения квалификации. Именно это избыточное многообразие создает спектр возможных направлений развития образовательного пространства системы дополнительного профессионального образования, предоставляет материал для отбора наиболее оптимальных тенденций этого развития. [2] Искусство тьюторского сопровождения будет состоять в том, чтобы обеспечить условия отбора не директивного, а естественного характера, соответствующего собственным тенденциям развития каждого тьюторанта. В качестве основных этапов тьюторского сопровождения можно выделить следующие: 1 этап. Создание условий для осознания тьюторантом накопившегося многообразия альтернативных школьному образованию образовательных услуг, которые приводят к разрыву между имеющимися образовательными ресурсами тьюторанта и образовательными запросами обучающихся. Помощь в выявлении профессиональных дефицитов, тьюторанта. Ожидаемый результат: выявление и осознание тьюторантом своих профессиональных дефицитов, формирование образовательного запроса и постановка образовательных целей. 2 этап. Определение направленности изменений. Помощь в проведении анализа и поиска необходимых образовательных ресурсов для преодоления профессиональных дефицитов. Ожидаемый результат: выбор приоритетного направлений саморазвития тьюторанта. Проектирование образовательной деятельности по преодолению профессиональных дефицитов. 3 этап. Помощь в разработке индивидуальной программы самообразования и выстраивании инновационной профессиональной деятельности педагога – тьюторанта. Ожидаемый результат: постоянное саморазвитие педагога, поиск новых образовательных ресурсов. 4 этап. Организация рефлексии – создание условий для осознания тьюторантом достигнутых результатов реализации индивидуальной программы самообразования. Выявление проблематики в образовательной деятельности тьюторанта, через расширение образовательных ресурсов. Ожидаемый результат: Формирование нового образовательного запроса на саморазвитие и самообразование тьюторанта. [3] Таким образом, тьюторское сопровождение индивидуального равития педагога или педагогической команды школы будет способствовать более успешному освоению того нового, что требут от образования быстро меняющийся мир.
Литература:
1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4b8eA1mat. – (Дата обращения: 05.02.2017).
2. Журавлев В.А., Харитонова В.А., Буданов В.Г., Колесниченко Е.В., Совина Л.П., и др. Территориальный образовательный комплекс. Моделирование управления/ В.А. Журавлев [и др.]; под ред. В.А. Журавлева — Ижевск: Удмуртский университет, 2004. — 240 с.
3. Совина Л.П. Тьюторское сопровождение педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Синергетический подход / Л.П.Совина // Стратегия 2015: образование через всю жизнь. Традиции и новации. Издательский центр «Удмуртский университет»,Ижевск— 2016.— С. 68—72.