Среда
16 ДекОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА (Олефир Л.Н.)
Педагогика.
УДК 378.046.4
Олефир Людмила Николаевна, аспирант Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, методист Информационно-методического центра Московского района Санкт-Петербурга.
ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Olefir Lyudmila Nikolaevna, post-graduate student of the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education,
methodist Information and methodological center of the Moscow district of St. Petersburg
FEATURES OF THE SUPPORT OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF THE INFORMATION AND METHODOLOGICAL CENTER
Аннотация. В данной статье анализируются особенности педагогического сопровождения слушателей курсов повышения квалификации в информационно-методическом центре в зависимости от способа и форм обучения: аудиторных, дистанционных, «смешанных». Педагогическое сопровождение раскрывается, как способ организации освоения содержания программ ПК, направленных на индивидуализацию и тьюторство, и как результирующий навык педагога в процессе обучения. Обосновывается идея, что в условиях информационно-методического центра (ИМЦ) возможно проведение в дистанционном режиме на хорошем уровне программ повышения квалификации, содержание которых ориентировано на передачу технологии сопровождения, при сочетании разных информационных ресурсов, к примеру: фиксация отработанных материалов и тем, а также оценивание слушателей на платформе Moodle, проведение практических занятий через ПАК «Пеликан», представление своих работ на конференции Zoom.
Annоtation. This article analyzes the features of pedagogical support for students of continuing education courses in the information and methodological center depending on the method and forms of training: classroom, distance, “mixed”. Pedagogical support isrevealed as a way of organizing the development of the content programs aimed at individualization and tutoring, and as the resultant skill of a teacher in the learning process. The idea is substantiated that in the conditions of the information-methodical center (IMC) it is possible to conduct advanced training programs remotely at a good level, the content of which is focused on the transfer of support technology, with a combination of different information resources, for example: fixing the waste materials and topics, as well as assessment of students on the Moodle platform, conducting practical exercisesthrough the Pelican PAC, presenting their work Zoom conference.
Ключевые слова и понятия: программы повышения квалификации педагогов, педагогическое сопровождение, информационно-методический центр, дистанционное обучение, «смешанное обучение».
Key words and concepts: Teacher training programs, pedagogical support, information and methodological center, distance learning, “blended learning”.
Введение.
Актуальность темы статьи определяется поисками и описанием условий для вариативного поведения учителя в различных обучающих и образовательных проблемных ситуациях, обусловленных особенностями «информационного» общества и новыми цифровыми возможностями. Переход обучения в системе дополнительного профессионального педагогического образования от репродуктивного способа к выстраиванию индивидуальных образовательных программ и маршрутов каждого педагога на основе его персональных запросов и обнаруженных дефицитов, обращает внимание на технологию педагогического (тьюторского) сопровождения. В современной российской педагогической науке понятие «сопровождение» рассматривается в различных научных школах как способ осуществления педагогического труда, в основе которого лежит педагогическое взаимодействие (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына и др.); как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации педагогов (Н.И. Городецкая, Г.А. Игнатьева, С.В. Кирдянкина, В.М. Лизинский и др.); самостоятельный процесс, рядоположенный поддержке и помощи (Н.М. Борытко, В.Е. Сластенин, И.А. Колесникова); как один из механизмов педагогического взаимодействия (М.В. Шакурова); более масштабное явление, которое в свой состав может включать и помощь, и поддержку (И.В. Жижина, Н.О. Яковлева).
Между тем, существует противоречие между востребованностью системного педагогического сопровождения профессионального роста учителя и недостаточной разработанностью содержательных аспектов технологии сопровождения. Необходимость педагогического сопровождения в системе повышения квалификации особенно актуальной стала в период вынужденного перехода на дистанционные формы обучения.
При этом, педагогическое сопровождение используется нами как способ организации освоения содержания программ, направленных на индивидуализацию и тьюторство, и как результирующий навык педагога в процессе обучения. При построении профессионального образовательного маршрута педагога в информационно-методическом центре мы считаем главным принципом соблюдение целостного представления о технологии сопровождения: от выявления интересов и профессиональных дефицитов до получения результата в виде умения педагога сопровождать индивидуальный учебный план учащегося, индивидуальную образовательную программу, маршрут. То есть, педагогическое сопровождение профессиональной деятельности учителей – это индивидуализированный поэтапный процесс, представляющий собой взаимодействие сопровождаемого учителя и сопровождающего (преподавателя, методиста, тьютора, наставника, др.) Для нас этапы процесса сопровождения обусловлены логикой достижения индивидуальных образовательных целей или преодоления профессионального затруднения сопровождаемого. В данной статье мы анализируем особенности педагогического сопровождения слушателей в информационно-методическом центре в зависимости от способа и форм обучения: аудиторных, дистанционных, «смешанных».
Изложение основного материала статьи.
Педагогическое сопровождение учителя в ИМЦ для обеспечения индивидуального развития учащихся формируется за счет интеграции ресурсов районной системы образования. ИМЦ является координатором, модератором взаиморесурсности системы повышения квалификации, инновационной деятельности, сетевого взаимодействия организаций района, наставничества и привлечения партнеров к реализации совместных программ и проектов, создавая условия для применения педагогического (тьюторского) сопровождения как определенной технологической культуры и формирования нового профессионального дискурса учителя.
Полнота сопровождения является основой воспроизводимости технологии и возможности передачи в других условиях посредством диссеминации полученных продуктов: программ повышения квалификации, учебно-методического обеспечения для них, средств мониторинга и оценивания, методических разработок для сопровождения индивидуальных проектов и программ учащихся. В программах ПК, ориентированных на индивидуализацию и тьюторство, позиция преподавателя уходит на второй план и выстраиваются отношения «тьютор – тьюторант», которые могут продолжаться и после окончания курса. В течение последних пяти лет нами было проведено в ИМЦ Московского района 10 программ повышения квалификации, содержанием которых были различные аспекты освоения технологий сопровождения индивидуализации обучения и образования учащихся. Было замечено, что педагогическое сопровождение наиболее полно реализуется через формы «смешанного обучения». Поэтому в каждой программе использовалось сочетание аудиторных занятий и дистанционных форм на различных платформах. Уровни освоения содержания программ (теоретический, технологический, практический) мало зависят от возраста, опыта работы, наличия компетенций ИКТ у слушателей, но зависят от способа обучения и от того, в какой образовательной среде осуществляет педагог основную профессиональную деятельность. Информационный уровень введен нами как дополнительный параметр и определяется по использованию функций платформы MOODLE, других средств ИКТ для поддержки горизонтального взаимодействия, оформления и презентации результатов. В наших программах не ставится задача развития ИКТ-компетенций, а только их прикладное применение. Сравнительные результаты представлены в Таблице 1. Здесь мы разделили наших курсантов на две основные группы: педагоги, работающие в школах, реализующих инновационные проекты, и педагоги, работающие в других школах района. Для сравнения мы взяли группу курсантов, обучающихся по нашей программе в ООО «Экстерн» в дистанционном формате. Мы отдельно зафиксировали результаты молодых (до 35 лет) и опытных педагогов.
Таблица 1. Уровни освоения содержания ППК, ориентированных на индивидуализацию и тьюторство, курсантами ИМЦ в 2016-2020 г.г. ( %)
№ | Категории курсантов:
Уровни: |
Педагоги РИП | Педагоги других ОУ района | Слушатели курсов ДО «Экстерн» | Среднее значение | |||
МП
(n= 38) |
ОП
(n= 35) |
МП
(n= 31) |
ОП
(n= 33) |
МП
(n= 26) |
ОП
(n= 23) |
|||
1. | Теоретический | 89% | 69% | 71% | 72% | 53% | 52% | 67,6% |
2. | Технологический | 60 | 67 | 58 | 56 | 21 | 20 | 47% |
3. | Практический | 43 | 48 | 42 | 43 | 23 | 18 | 36,2% |
4. | Информационный | 86 | 82 | 84 | 84 | 83 | 85 | 84% |
Пояснение сокращений:
МП РИП – молодые(малоопытные) педагоги, до 35 лет ОП РИП – опытные педагоги РИП – инновационные площадки регионального и районного уровней «Экстерн» – курсанты дистанционного обучения. |
Уровни усвоения содержания ППК различны для групп, в которых использовались разные способы обучения: наименьший % выполнения заданий по всем уровням (теоретический, технологический, практический) имеет группа дистанционного обучения, наибольший уровень освоения показали группы, обучающиеся в «смешанном обучении», при этом основную свою деятельность осуществляющие в образовательной среде инновационных площадок. Поясняем, почему ни один из показателей не приближается к 100% освоению: содержание программы спланировано как избыточное и вариативное. Для получения зачета определены базовые компоненты, выполнение которых является обязательным. Но можно набирать дополнительные баллы, и этим определяется большой разброс в персональных результатах курсантов, это соответствует их индивидуальным целям, демонстрирует, чего можно достичь в процессе освоения технологии сопровождения, и оставляет «эффект незавершенности», столь важный для продолжения процесса самообразования и дальнейшего обучения.
По результатам итогового мониторинга, не зафиксировано значимых различий для групп молодых и опытных педагогов (Таблица 2.) по уровням технологическому, практическому и даже информационному. Некоторые различия наблюдаем в освоении содержания теоретического уровня.
Таблица 2. Результаты итогового этапа мониторинга: сравнение уровней освоения ППК молодыми и опытными педагогами.
Категории педагогов | Педагоги РИП | Теоретические частоты
Т |
Расчеты по формуле |
Х2 |
||
№ | Уровни освоения
ПК |
МП
(n = 38) |
ОП
(n = 35) |
|||
1. | Теоретический | 89 | 69 | (89+69)/2 = 79 | (89-79)2/79 +(69-79)2/79= | 2.52 |
2. | Технологический | 60 | 67 | (60+67)/2 = 63,5 | (60-63,5)2/63.5+ (67-63.5)2/63.5= | 0,385 |
3. | Практический | 43 | 48 | (43+48)/2 = 45,5 | (43-45,5)2/45.5+(48-45.5)2/45.5 = | 0,274 |
4. | Информационный | 86 | 82 | (86+82)/2 = 84 | (86-84)2/84+(82-84)2/84 = | 0,095 |
То есть при освоениии технологии педагогического (тьюторского) сопровождения ИУП/ИОП/ИОМ учащихся шансы у всех примерно равны, с некоторым преимуществом молодых педагогов в освоении теоретического материала с одной стороны, с другой – с некоторым преимуществом в освоении инструментария технологии и применением его на практике у опытных педагогов.
Более подробно покажем особенности организации работы всех участников в программе «Дополнительное образование школьников в обеспечении индивидуальной траектории развития» (авторы: Олефир Л.Н., Головинская Е.В., Евсеенко Е.В.), реализованной в период самоизоляции, то есть только в дистанционном режиме. Данная программа является продуктом кооперации усилий преподавателей, интеграции результатов созданных и реализованных проектов, региональных инновационных площадок и их продуктов: ИМЦ, ресурсного центра школы 643, ЦДЮТТ. Программа реализуется на современной образовательной платформе Moodle, которая позволяет осваивать теоретический материал в индивидуальном порядке, осуществлять индивидуальное взаимодействие с преподавателем при разработке своих материалов и заданий, обсуждать на форуме с членами группы проблемные вопросы. С помощью программно-аппаратного комплекса “Пеликан”, позволяющего приблизиться к созданию «эффекта присутствия» с использованием Интернет в качестве информационного канала, предоставленного партнерами ИМЦ wizardforum.ru, осуществляется процесс сопровождения во время практических занятий и тьюториалов.
В ситуации перехода на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса, разработчикам программы пришлось полностью перевести ее на платформу Moodle: провести юзерское занятие со слушателями, используя телефон, электронную почту, ПАК «Пеликан», дать доступ на платформу и дистанционно помочь зарегистрироваться. Предварительно преподаватели адаптировали УМК к дистанционному обучению и «залили» учебные и оценочные материалы по темам ПК:
1.Нормативно-правовое регулирование деятельности педагога дополнительного образования.
- Вызовы времени, или основные тренды образовательной политики.
- Как учесть в дополнительном образовании условия индивидуализации?
- Изменение подхода к проектированию личностно-ориентированного содержания образовательных программ
5.Сопровождение индивидуального развития одаренности детей в процессе взаимодействия общего, дополнительного образования.
- Особенности сопровождения одаренных детей.
7.Психолого-педагогические особенности работы педагога дополнительного образования в цифровой среде.
Каждая тема предполагала педагогическое сопровождение слушателей (педагогов дополнительного образования) по схеме: Мотивация – Информация – Технология – Деятельностные пробы. Виды и формы работ, которые выполняли слушатели, представляли работу с текстами, формирование документов, саморецензирование по заданным алгоритмам, взаимодействие с педагогом с целью корректировки выполненных работ, написание педагогического эссе, решение кейса по этапам сопровождения, выполнение тестов по разделам. В ситуации невозможности организации очного взаимодействия, общение с преподавателями осуществлялось в индивидуальном порядке через функции платформы, а также были визуальные встречи на ПАК «Пеликан», где слушатели могли задать свои вопросы не только в чате, но и выступить с перед группой. Итоговое занятие 28.05.2020 было зачетным, здесь использовалась платформа Zoom, где курсанты выступали с опытами индивидуального сопровождения развития одаренных и проявляющих способности воспитанников. Причем, это был новый педагогический опыт, сформированный в период пандемии. Было отмечено, что и дети, и педагоги сумели получить необходимые навыки для дистанционного общения и обучения, чем с удовольствием делились с однокурсниками. Также отмечали недостаточность эмоционального и сенсорного контакта, в то время как программы, по которым занимаются дети, предполагают также и тактильные контакты (скалолазание, театральная деятельность, хореография, вокальные ансамбли). В то же время, курсанты заметили, что их воспитанники стали более глубоко осмыслять свои цели и задачи в дополнительном образовании, чаще обращаться с мотивированными персональными запросами, привлекать к общению родителей и друзей.
Компенсировать недостаточность горизонтальных контактов слушателей друг с другом на платформе Moodle в данной группой не удалось, т.к. юзерская готовность не была, в целом, высокой изначально, точнее, она была разноуровневой, а аудиторных занятий по выравниванию юзерских навыков провести, как с другими группами, было невозможно. Надо сказать, что слушатели отмечали, что к платформе Moodle «надо привыкать, преодолевая себя и постоянно делая работу над ошибками». А мы сделали вывод, что для успешности обучения с использованием дистанционных модулей, необходимо планировать занятия для «выравнивания юзерских навыков», независимо от общего уровня ИКТ-компетенций. Данная процедура позволяет не только обеспечить более оптимальную горизонтальную коммуникацию через функции платформы Moodle, но и решать кейсы программы, используя взаимодействие.
Дискурс профессионального общения формируется в процессе освоения технологии. Так, содержанием ППК «Дополнительное образование школьников в обеспечении индивидуальной траектории развития» не предусматривались навыки тьюторского сопровождения, тем интересней было услышать в выступлениях и прочитать в текстах эссе попытки педагогов встать на позицию тьютора, как бы «примериться» не только к освоению технологии сопровождения, но и войти в роль тьютора. Возможно, что кто-то из курсантов этой группы проявит интерес к программам подготовки педагогов с тьюторскими компетенциями в дальнейшем.
Основной целью мониторинга являлось определение уровней освоения содержания программ повышения квалификации ИМЦ, ориентированных на индивидуализацию образования. Откуда нами взяты представления об уровнях освоения? Мы задались вопросом, как выглядит для педагога осваиваемая им образовательная технология? Самыми привлекательными и зримыми являются элементы методического (инструментального) уровня. Вопрос о специфике технологических компонентов лежит глубже. За педагогическими технологиями стоят психологические идеи, например, идея «обучение, которое ведет за собой развитие», а философские основания определяют смысл любой деятельности. Когда идет процесс обучения педагогов, то мы имеем дело со взрослыми людьми, мировоззрение которых уже сформировано. Как правило, на начальном этапе они видят узнаваемые методические приемы, упражнения, сценарии, так нам известный «эффект узнавания». Для взрослого обучающегося педагога нормален вопрос «Как?» к содержанию образования. И тогда появляются ответы из психологических теорий и философских оснований. Так, например, не сразу даются педагогам различия между «индивидуальным подходом» и «индивидуализацией образования». Сначала на уровне описаний, текстов о теориях и концепциях, затем при попытках реализовать и далее отрефлексировать реализацию происходит «интериоризация».
Поэтому мы выделили несколько уровней освоения содержания программ повышения квалификации, которые условно назвали: теоретический, технологический, практический. И предусмотрели под них оценочные средства. Как фиксируется работа курсанта на платформе и как она оценивается? В данной программе теоретический уровень оценивается по тестам (для каждой темы – свой), здесь преподавателем устанавливается допустимый минимальный уровень, количество попыток и время выполнения задания.
Для технологического уровня курсант набирает баллы за выполнение кейсов по технологии сопровождения (программа, рецензия, карта ресурсов, диагностический тьюториал, алгоритм сопровождения). Практический уровень оценивается при выполнении следующих заданий: представление 2-3 примеров сопровождения в формах, которые выбирает курсант как приближенные к своей практике: ИУП/ИОП/ИОМ сопровождаемого, рефлексивное эссе об опыте сопровождения, анализ участия сопровождаемого в образовательном событии. Практический уровень является продуктным, который может быть индивидуальным или групповым. Продукт презентуется группе и/или представляется на экспертизу как отчет на зачетном занятии или на внешнюю экспертизу, в случае участия в образовательных событиях на районном или региональном уровне.
Структура заданий в каждой программе сохраняется по уровням: теоретический, технологический, практический; содержание (количество, виды, формы) оценивается, поэтому баллы, которые фиксируются на платформе, для удобства перевода «сырых» баллов в «шкальные» во всех программах находятся в одном и том же диапазоне.
Рефлексия реализованной программы со всеми участниками позволила сделать вывод: сочетание проработанных материалов и тем, а также оценивание на Moodle, проведение практических занятий (основы консультирования) через ПАК «Пеликан», представление своих работ на конференции Zoom – хорошая версия для ситуации вынужденного перехода на дистанционное обучение.
Выводы.
– выявлено методами статистического анализа, что педагогическое сопровождение в сочетании со «смешанным обучением» в программах, ориентированных на индивидуализацию и тьюторство, более продуктивно, чем очное (аудиторное) и дистанционное, т.к. позволяет использовать возможности информационных технологий для поддержки гетерохронности индивидуального обучения, а также позволяет выстроить групповое взаимодействие, необходимое для обогащения профессиональных ресурсов и связей педагога;
– зафиксировано, что статистически существенных различий в освоении программ, ориентированных на индивидуализацию и тьюторство, между группами молодых и опытных педагогов не выявлено;
– уровень освоения программ, ориентированных на индивидуализацию и тьюторство, не зависит от опыта и возраста, а выше у педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности на месте основной профессиональной деятельности.
Литература:
- Городецкая, Н.И., Игнатьева, Г.А. Технология тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов как открытая система / Н.И. Городецкая, Г.А. Игнатьева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – № 2-1– 2010. – С. 11-17.
- Жижина, И.В. Организация работы тьютора в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16987
- Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; // М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
- Тряпицына, А. П., Писарева, С. А. Непрерывное профессиональное образование педагогов: возможности педагогического университета / С. А. Писарева, А. П. Тряпицина // Преемственность в сфере профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации в условиях опережающего образования Республики Казахстан и Российской Федерации: мат-лы науч. конф. – СПб, 2016. – С. 128-133.
Bibliography:
- Gorodetskaya, N.I., Ignatiev, G.A. Technology of tutorial support for distance education of teachers as an open system / N.I. Gorodetskaya, G.A. Ignatyev // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. – No. 2-1–2010. – S. 11-17.
- Zhizhina, I.V. Organization of the tutor’s work in the system of additional professional education // Modern problems of science and education. – 2014. – No. 6; URL: http://science-education.ru/en/article/view?id=16987
- Slastenin, V. A. Pedagogy: textbook / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; // M.: Publishing Center “Academy”, 2013. – 576 p.
- Tryapitsyna, A. P., Pisareva, S. A. Continuing professional education of teachers: possibilities of a pedagogical university / S. A. Pisareva, A. P. Tryapitsina // Continuity in the field of professional training of teachers and advanced training in the conditions of advanced education Republic of Kazakhstan and the Russian Federation: materials of scientific. conf. – St. Petersburg, 2016. – S. 128-133.