Среда
9 ДекБорисанова Н.В. Образовательная среда для педагога дополнительного образования
Образовательная среда может рассматриваться как образовательная в полной мере, если она становится условием и ресурсом развития не только ребенка, но и педагога.
Специфика дополнительного образования в отношении к основному заключается во многом в более свободной организации пространства, свободе выбора профилей и видов деятельности, распределения временного ресурса и т.д. В дополнительном образовании в наибольшей степени актуализируется проблема культуры выбора, проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Педагог УДО обретает опыт решения этих проблем как в профессиональной (совместной с детьми) деятельности, так в процессе самообразования, повышения квалификации. Крайне важной представляется такая организация образовательной среды УДО, которая помогала бы проявлять профессионально-личностные дефициты и являлась ресурсом саморазвития педагога.
ДДТ «У Белого озера» г. Томска — муниципальное учреждение дополнительного образования традиционного типа, объединяющее более 9000 детей и 400 педагогов. 7 структурных подразделений (музыкальный отдел «Лира», шахматный клуб «Вертикаль», разновозрастные многопрофильные клубы «Огонек», «Смена», «Витраж» и др.). Как и во всех учреждениях данного типа, образовательный и профессиональный уровень педагогов очень различен (до 40% педагогов не имеют высшего педагогического образования, более 20% — бывшие «заочники»). Ведущий мотив профессиональной деятельности (по результатам анкетирования) — «научить детей тому, что умею сам», что во многом определяет методы и формы взаимодействия с детьми и способы повышения квалификации (лекции и семинары «по профилю», «обмен опытом»). Создание в 2000г. научно-методической службы ДДТ имело целью повышение профессиональной культуры и квалификации педагогов. Основное звено «вытягивающее» за собой профессиональные проблемы, НМС совместно с администрацией определили как образовательную программу и программное обеспечение образовательной деятельности.
Образовательная программа — это:
- – Инновационное явление, позволяющее при определенных условиях переходить от формализованного отношения к управляемой деятельности педагога и учреждения.
- – Проектирование профессиональной деятельности ее участника в общем контексте проблем, связанных с функционированием и развитием дополнительного образования.
Данное понимание образовательной программы легло в основу деятельности НМС и проекта «Образовательная программа как механизм изменения содержания образования» в рамках регионального проекта «Формирование механизмов развития открытого образовательного пространства региона» Мегапроекта «Развитие образования в России» института «Открытое общество».
Решение крайне сложной задачи — повышение квалификации педагога через создание и реализацию образовательной программы потребовало изменения образовательной среды организации.
- Создание методического кабинета; систематизация имеющихся материалов и приобретение новейшей литературы по педагогике, психологии, культурологии, методике; оформление систематического каталога публикаций в периодических изданиях; создание банка программ; оформление тематических стендов, выставок, методических плакатов — решало задачу информационного насыщения и даже, в некотором смысле, перенасыщения образовательной среды, повышения ее интенсивности, где, как в насыщенном растворе, повышается степень вероятности проявления образовательной инициативы. Интенсивность среды обеспечивалась и за счет таких форм, как педагогические сборы погружения с привлечением ведущих специалистов из различных сфер образования, педагогической науки.
- Организация анкетирования, собеседования, блиц — опросов детей, родителей, жителей микрорайона, обсуждение с педагогами особенностей, специфики ДДТ на рынке образования проявляли некоторые грани социально-образовательного заказа, заставляли задуматься о результатах педагогической деятельности, что, безусловно, влияло на когерентность образовательной среды.
- Принципиально важной для обеспечения осознаваемости и обобщенности образовательной среды представляется организация системы взаимопосещения, взаимоанализа и самоанализа занятий педагогами.
- Причем, в условиях многопрофильного и разноуровневого учреждения крайне важно взаимное внимание и компетентность коллег «вне профиля», когда педагог — хореограф и «прикладник» вырабатывают общие педагогические основания анализа и самоанализа занятия с опорой на образовательную программу. В подразделениях, где данная форма повышения квалификации была развернута глубоко и подробно, можно отметить значительный рост рефлексивной культуры, культуры обсуждения, анализа и, как следствие, выход отдельных педагогов и педагогических коллективов в режим коллективного комплексного программирования и проектирования.
- Необходимым условием профессионального развития является обеспечение открытости, широты образовательной среды. Организация внутреннего конкурса педагогического мастерства «Педагогический дивертисмент» с привлечением независимых экспертов из различных школ, УДО, общественных организаций, из числа родителей; участие более 40 педагогов ДДТ в сессиях Мегапроекта «Развитие образования в России» в качестве слушателей, организаторов, преподавателей во многом расширило содержательные рамки деятельности, позволило отнестись к своей профессиональной деятельности с разных позиций. С другой стороны, данные формы помогли четче определить свое педагогическое кредо и сформировать «бренды» педагогических сообществ, сработало на проявление преемственности, устойчивости образовательной среды.
- Важным этапом повышения квалификации явилась организация эксперимента по внутренней аттестации, идея которой была заимствована из опыта ФЭП «Школа совместной деятельности» (СШ № 49 г. Томска). Это пролонгированная форма самообразования педагога и саморазвития педагогического коллектива, которая обеспечивает (через подготовку к квалификационным экзаменам, коллоквиумам, дискуссии, взаимоанализ образовательных событий) непрерывный процесс выработки критериев успешности профессиональной деятельности.
- Пожалуй, самым сложным аспектом повышения квалификации можно без натяжки назвать оформление текста образовательной программы. Не секрет, что для большинства педагогов оформление письменного текста является серьезной проблемой. Не будем здесь останавливаться на методиках работы в данном русле, скажем лишь, что важнейшее значение имеет организация системы индивидуальных и групповых консультаций, в которой позиция консультанта (чаще всего, — методиста) — фактически мыслится в идеологии педагогической поддержки, тьюторства. Консультант сопровождает профессиональное и личностное продвижение педагога — разработчика программы через все виды деятельности.
Вопрос взаимного доверия субъектов этого процесса и квалификации самого консультанта трудно переоценить. В процессе такого сотрудничества создается прецедент нового опыта взаимодействия, который, как показывает практика, успешно переносится в профессиональную деятельность педагога (из системы «консультант U педагог» в систему «педагог – ребенок»).
В этом смысле особое значение приобретает эмоциональность образовательной среды. Она определяется, в том числе, и нетрадиционными формами методической работы и стилем методических рекомендаций, методических материалов. Как никогда ранее, сотрудники НМС почувствовали необходимость создания методических материалов нового поколения (иных стилей, жанров, тональности, авторской позиции) и проявили свои профессиональные дефициты.
Эмоциональность образовательной среды определяется и «общим тоном» педагогического коллектива, и позицией администрации, создающей ситуацию успеха для педагогов мыслящих, ищущих, стремящихся к постоянному профессиональному и личностному росту.
Именно при таком подходе к организации образовательной среды становится возможным создание и реализация программ нового поколения, в которых: проявляется:
- – Исследовательская позиция разработчика.
- – Проблематизация деятельности.
- – Культурно-исторический контекст деятельности.
- – Предусматривается:
- Возможность для всех субъектов образовательной деятельности влиять на содержание образования;
- Реальность выбора траектории образования, методов и форм соорганизации участников образовательной деятельности;
- Разрабатывается гибкий и точный механизм оценивания результатов и эффектов процесса обучения, воспитания, развития;
- Идеология и механизм взаимодействия образовательного заказа и педагогической практики.
В русле такого подхода образовательная среда организации неизбежно становится ресурсом профессионального развития управленца, задавая иные критерии профессиональных компетенций, иные формы соорганизации. Местом обсуждения собственных профессиональных проблем и способов продвижения стали семинары «Менеджмент в образовании» и «Стратегическое планирование».
Но это — тема особого разговора.