Среда
16 ДекО ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ (Олефир Л.Н.)
Педагогика.
УДК 378.046.4
Олефир Людмила Николаевна, аспирант Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, методист Информационно-методического центра Московского района Санкт-Петербурга
О ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ.
Olefir Lyudmila Nikolaevna, post-graduate student of the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education,
methodist Information and methodological center of the Moscow district of St. Petersburg
About tutor support of professional development of the teacher in the information and methodical center.
Аннотация. В статье описывается опыт использования тьюторского подхода к организации повышения квалификации педагогических работников. Тьюторское сопровождение рассматривается как особая форма педагогического сопровождения. Представлены результаты исследований готовности управленцев и педагогов сопровождать индивидуальные образовательные запросы учащихся, проанализированы ограничения и возможности системы повышения квалификации района в этом направлении. Приведен перечень программ повышения квалификации ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, которые были разработаны и реализованы на принципах индивидуализации. Обосновывается идея, что применение технологии тьюторского сопровождения в процессе повышения квалификации создает условия для реализации педагогом оптимального индивидуального образовательного маршрута, с учетом актуальных профессиональных потребностей, развития навыков, позволяющих отвечать на новые образовательные запросы учащихся.
Annоtation. The article describes the experience of using the tutor approach to the organization of training of teachers. Tutor support is considered as a special form of pedagogical support. The results of researches of readiness of managers and teachers to accompany individual educational requests of pupils are presented, restrictions and opportunities of system of improvement of qualification of the area in this direction are analyzed. The list of training programs of IMC of Moscow district of St. Petersburg, which were developed and implemented on the principles of individualization, is given. The idea that the use of technology tutor support in the process of training creates conditions for the implementation of the optimal individual teacher educational route, taking into account the actual professional needs, the development of skills to respond to new educational needs of students.
Ключевые слова и понятия: повышение квалификации педагогов, тьюторское сопровождение, информационно-методический центр, профессиональные компетентности, индивидуальная образовательная программа педагога, профессиональный стандарт тьютора.
Key words and concepts: professional development of teachers, tutor suppor, information-methodical center, professional competences, individual educational program for a teacher, professional standard of the tutor.
Введение. Индивидуализация образовательных запросов обучающихся требует создания специальных условий для развития у педагога компетенций сопровождения индивидуального учебного плана, образовательной программы, маршрута, проекта.
Анализ инновационной практики учреждений дополнительного профессионального педагогического образования (Архангельск, Иркутск, Пермь, Санкт-Петербург, Чебоксары) показывает, что идея «сопровождения» реализуется чаще всего с использованием технологии «тьюторского сопровождения», сориентированного на индивидуальную потребность педагога, как субъекта, в самоопределении и самореализации.
Современные исследователи (Казакова Е.И., Кирдянкина С. В., Махов А.П., Певзнер М.Н., Шумакова К.С. и др.) отмечают педагогическое сопровождение как эффективный способ формирования субъекта образовательной деятельности. Уходя от определений субъектности, Суханова Е.А. обращает внимание на педагогические контексты процесса индивидуализации, которые «связаны с формированием осознанного заказа обучающегося к собственному процессу образования и выбором своего образовательного маршрута» [1, с.13]. Технологически следует обеспечить процесс, чтобы «заказ» прошел стадию целеполагания и формулирования образовательных задач и оформился, как индивидуальная образовательная программа педагога и маршрут ее реализации. А на практике приходится говорить о двух, взаимосвязанных, процессах: создание условий для формирования тьюторских компетенций педагогов и тьюторское сопровождение процесса повышения квалификации учителем в рамках его индивидуальной программы.
Анализируя различные практики сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов, С.В. Кривых, Н.Н. Кузина делают вывод, что «тьюторское сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе постдипломного образования носит стихийный характер, страдает технологической неоформленностью и используется лишь локально» [2, с.36].
В данной статье мы описываем и анализируем опыт применения тьюторского сопровождения повышения квалификации педагогом в информационно-методическом центре.
Изложение основного материала статьи.
Специфика профессиональной деятельности и позиции тьютора была зафиксирована в 2012 году в тексте корпоративного стандарта по версии Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) в книге «Профессия ТЬЮТОР» [3, с.1-303], и на сайте (https://thetutor.ru/doc/professionalnyj-standart-tyutora/tekst-korporativnogo-prof-standarta-tyutorskoj-deyatelnosti/).
А в 2017 году профессиональный стандарт тьютора официально был принят Министерством труда и социальной защиты РФ (https://thetutor.ru/wp-content/uploads/2018/07/standart.pdf)
Введению этого стандарта предшествовал процесс развития института российского тьюторства (Т.М.Ковалева, А.А. Попов, И.Д. Проскуровская, Н.В. Рыбалкина, Е.А. Суханова, П.Г. Щедровицкий, М.Ю.Чередилина, Б.Д. Эльконин и др.). И в настоящее время профессиональным сообществом тьюторов разрабатываются новые педагогические и управленческие средства индивидуализации образования, совершенствуется технология, реализуются программы подготовки тьюторов. Содержание тьюторского сопровождения предполагает этапы и «полноту» развития образовательной деятельности сопровождаемого: от интереса и конкретного вопроса через целеполагание и проектирование индивидуального образовательного маршрута (траектории) до получения планируемых результатов.
Положения профессионального стандарта тьютора стали нормативными основаниями для организации сопровождения профессионального развития педагога и повышения квалификации в информационно-методическом центре Московского района Санкт-Петербурга Сейчас уже можно говорить о становящемся центре развития тьюторских практик на разных уровнях образования. В 2019 году Межрегиональная тьюторская ассоциация поддержала открытие Регионального отделения в Санкт-Петербурге, что последовало за индивидуальными достижениями педагогов Московского района: наличием сертифицированных МТА практик, методических разработок, тьюторов, программ повышения квалификации. Этим решением МТА зафиксировало образовательную среду, где есть условия, профессионалы, программы повышения квалификации.
Координируемые ИМЦ практики тьюторского сопровождения определяют требования к характеристикам образовательной среды, условиям управления и наличию нового профессионала:
-образовательная среда формируется как открытая, вариативная, избыточная по ресурсам, но также и сложная, многопозиционная, за счет сетевого интегрирования, наличия экспериментальных площадок, ресурсных центров районного и регионального уровней;
-организационно-управленческие условия оформления практик индивидуализации: кластерная модель управления системой образования в районе; создание ресурсов для выбора вариантов профильного обучения; разнообразие форм стимулирования; разработка или заказ новых цифровых форм диагностики, сопровождения и фиксации результатов обучающихся;
-новые позиции и компетенции профессионалов, реализующих принципы индивидуализации: психологов, конфликтологов, коучей, наставников, аналитиков, медиаторов, экспертов, руководителей проектов и других; с одновременным формированием профессиональной позиции тьютора, обученного формированию специальной образовательной среды для реализации индивидуальных запросов, владеющего навыками навигации в ресурсах этой среды, могущего предложить формы фиксации, в том числе «цифровые», результатов обучающегося.
Если под сопровождением мы понимаем формирование элементов специально созданной среды, ее насыщение ресурсами, помощь в принятии решений по поводу выбора, то необходимо проектирование деятельности, которая ставит задачи расширения образовательного пространства и сопровождения в нем индивидуальных программ, траекторий участников. Такую роль оператора выполняет в системе образования района Информационно-методический центр (ИМЦ.
Информационно-методические центры, как учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, организованы Комитетом по образованию СПб в 2010 году с целью «содействия повышению качества и степени адаптивности системы образования района к современным требованиям образовательной политики, направлениям и особенностям подготовки и методического сопровождения педагогического и руководящего состава».
А уже 2018 году директор ИМЦ Московского района И.Г. Лужецкая отмечает: «Новые роли районного информационно-методического центра как аттрактора идей и лаборатории образовательных инноваций, проектного офиса развития образовательной среды района, координатора сетевого взаимодействия, места формирования новых профессиональных педагогических компетенций, пространства с индивидуальными образовательными программами (траекториями)».
При формировании государственного задания по программам повышения квалификации в ИМЦ, используется персонифицированная модель, главное преимущество которой декларируется, как создание условий для возможности выбора педагогом места развития своей квалификации с учетом индивидуальных запросов и предпочтений цены и качества. В нынешнее время на этом рынке аккредитовано достаточно много организаций, предлагающих услуги повышения квалификации. Казалось бы, вот они, разнообразие, избыточность, вариативность, но именно в так организованной среде важную роль приобретают компетенции самоопределения, целеполагания, выбора и реализации своих задач оптимальными средствами. В целом, можно говорить о том, что педагог в новой образовательной среде должен решать те же задачи, что и его ученики. Предположительно, педагог, освоивший способ приобретения новых компетенций, может передать этот способ своему ученику.
Особенностями реализации персонифицированной модели повышения квалификации в ИМЦ Московского района являются:
-установка на реализацию полного тьюторского действия: от формирования ИОМ педагогом до получения адекватных новым требованиям образовательных продуктов;
-тьюторское сопровождение инициации и реализации программ региональных и районных экспериментальных площадок;
-перенос идеологии и технологии тьюторского сопровождения обученными педагогами в систему общего образования;
-расширение ресурсности для реализации ИОМ через взаимодействие с Межрегиональной тьюторской ассоциацией и другими общественно-профессиональными организациями;
-формирование районной сетевой интегрированной образовательной программы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
– каскадное формирование потребностей в освоении новых профессиональных позиций: педагог с тьюторскими компетенциями – тьютор – сетевой тьютор.
В целом, стратегия сопровождения охватывает все больше направлений деятельности методистов и преподавателей информационно-методического центра. Главными субъектами сопровождения являются педагогические работники и управленцы образовательных организаций Московского района СПб, решающие задачи:
–организовать сопровождение при переходе из начальной школы в основную;
–обеспечить индивидуализацию образовательного процесса обучающихся с признаками одаренности;
–организовать тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании;
–создать условия для формирования тьюторских компетенций учителей-предметников и классных руководителей, готовых к сопровождению ИУП/ИОП;
–предоставить возможность услуги педагогического (тьюторского) сопровождения для детей на семейной форме образования/самообразования;
–организовать для подростков особые сетевые образовательные события, выявляющие тьюторский потенциал педагогов;
–обеспечить тьюторским сопровождением предпрофильную подготовку в условиях сетевого взаимодействия организаций для определения индивидуального маршрута учащегося в старшей школе.
Результаты анкетирования директоров школ которого стали «заказом» на подготовку педагогов с тьюторскими компетенциями. Отвечая на вопрос о подходах к организации индивидуализации образования, часть руководителей (42%) стоит на позициях увеличения нагрузки и расширения функционала имеющихся сотрудников; часть директоров школ (28%) планирует использовать часы внеурочной деятельности для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов; Но есть часть руководителей (30%), которые готовы ввести в штатное расписание таких специалистов, как тьюторы. Более подробно результаты представлены в статье Олефир Л.Н. «Сетевой учитель, сетевой тьютор: школе нужны новые профессионалы» [4, с. 2].
Как следствие, в 2018-19 учебном году тьюторы появились в штатном расписании школ, работающих по адаптированным образовательным программам (в коррекционных школах тьюторы были и раньше, но сейчас их функционал меняется, в соответствии с профессиональным стандартом), а также в статусных школах и школах, являющихся экспериментальными площадками.
Мониторинг готовности учителей к инновационной деятельности и сопровождению индивидуальных образовательных интересов учащихся позволяет выявить установки и профессиональные дефициты педагогов, обучавшихся на курсах повышения квалификации ИМЦ в 2015-2018 годы. Так, готовность педагогов работать с обучающимися по углубленному учебному плану в начале прохождения курса составляла 64%, а по окончанию курса эта готовность снижается на 25%. В данном случае можно говорить об отсутствии простого линейного приращения и, напротив, увеличении количества курсантов, которые увидели сложность проблемы сопровождения индивидуальных запросов и свою недостаточную технологическую и методическую оснащенность для обеспечения процесса индивидуального развития обучающихся. Также важно понимание нашими курсантами необходимости переоценки значения развития элементов образовательной среды: значение оснащенности школы оборудованием и лабораторными комплексами постепенно уступает интеграции технических ресурсов в сетевых формах обучения, а на первые места выходит возможность реализации школьниками индивидуальной программы при сопровождении специалистом (тьютором, психологом, тренером и другими).
Когда 60% наших слушателей по завершению курса обучения отвечают отрицательно («недостаточно») на вопрос «Владеете ли ВЫ необходимыми компетенциями для сопровождения ИУП/ИОП/ИОМ?», то мы получаем вариант «вытесняющей модели сопровождения» (в терминах М.Н. Певзнера), которая «предполагает полную или частичную замену существующей стратегии профессиональной деятельности, поскольку ее ключевые характеристики не отвечают решаемым задачам, ограничивают возможности специалиста и приводят к возникновению проблемных ситуаций и конфликтов». [5, с.136].
Следствием такого «вытеснения» становится установка на дальнейшее самообразование, потребность в экспертизе изменений, необходимость вхождения в новые профессиональные сообщества. Фактом является наблюдение, что многие курсанты через определенный период повторно или даже в третий раз выбирали программы повышения квалификации, сориентированные на сопровождение индивидуализации образования, тем самым углубляя, пролонгируя процесс освоения теории и технологии тьюторского сопровождения. Так, в 2019 году из 16 человек, пришедших на программу «Тьютор – педагог, сопровождающий программы индивидуализации образования», 11 слушателей уже имели предварительную подготовку по основам деятельности тьютора, занимали позицию тьюторов в своих образовательных организациях. Индивидуальная образовательная программа этих педагогов изначально шире, чем ИМЦ может предложить. Осознание этого факта заставляет сопровождающих расширять возможности за счет внешних ресурсов , разрабатывать все новые образовательные модули.
Мы проанализировали, как происходило развитие содержания программ повышения квалификации (направление – индивидуализация и тьюторство), в течение 5 лет в ИМЦ района. Программы на сайте ИМЦ http://imc-mosk.ru/levoe-menyu/napravlenie-deyatelnosti/innovaczionnoe/oer-imcz/setevoe-vzaimodejstvie-v-profilnom-obuchenii/programmyi/
- «Основы тьюторского сопровождения»;
- «Сетевое взаимодействие в профильном обучении в условиях внедрения ФГОС нового поколения»,(в соавторстве, Матина Г.О);
- “Практика тьюторского сопровождения индивидуального учебного плана/образовательной программы/ маршрута обучающегося”;
- «Основы тьюторского сопровождения талантливых и одаренных детей», (в соавторстве, Матина Г.О.);
- «Профориентационное сопровождение индивидуального проекта старшеклассника»;
- «Проектирование и сопровождение ученических проектов в условиях ФГОС», (Кузьмин Г.С.);
- «Тьютор – педагог, сопровождающий программы индивидуализации образования в условиях реализации ФГОС». Очно-заочное обучение на платформе – moodle,
Процесс освоения позиции тьютора начинается с оснований тьюторской деятельности (программа прошла экспертизу Межрегиональной тьюторской ассоциации в 2014г. и является сертифицированной), за несколько лет программа была реализована на разных группах 4 раза. Затем происходит дифференциация по специальным задачам (профессиональное самоопределение, дополнительное образование, проектирование), особым группам сопровождаемых, использованием разных форм и технологий обучения.
При этом, каждая программа проектируется преподавателями с учетом:
- первичной диагностики затруднений и потребностей;
- самоопределения в способах и формах работы;
- продуктности результата;
- стажировки/практики на площадках и ресурсных центрах;
- рефлексии, как способа понимания своего шага развития;
- фиксация этого способа и перенос в свою педагогическую деятельность.
- возможности супервизии на шаге собственной практики;
- подготовки к экспертизе практики индивидуализации и тьюторства.
Специалисты сопровождения (Е. И. Казакова, Т.М. Ковалева, С.А. Степанов, Е.А. Суханова и др.) сходятся в описании его основных этапов. Тьюторский подход к сопровождению профессионального развития педагога в условиях ИМЦ Московского района, в целом, воспроизводя классическую модель сопровождения, имеет ряд особенностей:
-организационные шаги в ИМЦ по определению потребностей, возможностей и выбору модели сопровождения профессионального развития педагога;
-выявление дефицитов управленцев и педагогов, создание условий для формулирования интересов и запросов;
-наличие тьюторской практики у преподавателей, разрабатывающих и ведущих программы повышения квалификации, содержанием которых является индивидуализация образования.
Содержание этапов сопровождения также изменяется:
1.договор на обслуживание;
2.формирование индивидуальной программы педагога, планирование результатов;
3.поиск ресурсов;
4.сопровождение и корректировка реализации индивидуальной программы;
5.насыщение образовательной среды профессионального развития сетевыми событиями, разнообразием платформ для самореализации, созданием условий для направленных инноваций, возможностями интеграции с образовательным опытом внешних провайдеров;
6.рефлексия полученных результатов для сопровождаемых и сопровождающих, создание более сложных и адекватных требованиям времени образовательных продуктов.
Выводы. Возможности организации тьюторского сопровождения профессионального развития педагога в условиях информационно-методического центра несут потенциал для инновационности как сопровождаемого, так и сопровождающего, являются ресурсом для проектирования индивидуальных программ профессионального развития и самореализации педагогов, способных в будущем построить свои тьюторские практики и успешно сопровождать индивидуальные образовательные программы обучающихся.
Литература:
- Суханова Е.А. и др. Потенциал профессионально-общественной экспертизы в повышении качества условий индивидуализации образования. – Томск, ТГУ, 2018. – 152 с.
- Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Авторы-составители С.В. Кривых, Н.Н. Кузина. – СПб.: ИПК СПО, 2014. – 92 с.
- Ковалева Т.М. Кобыща Е.И. Попова С.Ю. Теров А.А. Чередилина М.Ю. Профессия «Тьютор» – СФК-офис, 2012-2013.- 303с.
- Олефир Л.Н. «Сетевой учитель и сетевой тьютор», «Вести образования» (федеральное электронное издание) 25.09.2017г 4с. http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14988.html
- Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер и др. /– Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; 2002. – 316 с. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=5300&p_page=21).
Bibliography:
- Sukhanova E. A. and others. the Potential of professional and public expertise in improving the quality of conditions of individualization of education. – Tomsk, TSU, 2018. 152 p.
- Olefir L. N. “Network teacher and network tutor”, “News of education” (Federal electronic edition) 25.09.2017, 4 р.
- Features of tutor support of development of professional competence of teachers in the conditions of postgraduate education. Part 1. Textbook / Authors-compilers S. V. Krivykh, N. N. Cousin. – SPb.: PKI, SPO, 2014. – 92 p.
- Kovaleva T. M. Kobasha E. I. Popova, S. Y. TERS, A. A., M. Y. Cheredilin Profession “Tutor” – SFK-office, 2012-2013.- 303 р.
- Scientific-methodical support of school staff: educational counseling and psychology: Monograph / M. N. Pevzner Veliky Novgorod: Novgu; 2002. 316 р. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=5300&p_page=21).