Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета (Бутенко О.Ю.)
 /  Тьюторство в дополнительном профессиональном образовании / Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета (Бутенко О.Ю.)

Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета (Бутенко О.Ю.)

Бутенко О.Ю. Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Экология личности как необходимое условие для формирования индивидуального образовательного маршрута слушателей Серебряного университета

В данной статье рассматриваются аспекты организации образо- вания обучающихся серебряного университета МГПУ (55+) на основе проектирования и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов. Учитывая возраст, жизненный опыт и ценностные установки данной целевой группы раскрывается важность и значи- мость экологичного подхода к образованию, выстраивания адекватной особенностям целевой группы экосистемы «серебряного образования». Ключевые слова: Серебряный университет, серебряный обучающий- ся, экосистема образования, экология личности, индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут.

В современной мире образование на протяжении всей жиз- ни становится перманентным процессом, в который все актив- нее вовлекаются и обучающиеся серебряного возраста — студен- ты Серебряного университета возрастной категории от 55 лет  и старше. В данном аспекте все чаще возникает необходимость не только в составлении индивидуального образовательного маршрута, но и в построении системы тьюторского сопрово- ждения данного процесса с учетом аспекта заботы о себе.

Профессиональная позиция тьютора при работе с данной целевой аудиторией ориентирована не только на помощь в со- ставлении индивидуальной образовательной программы, ока- зании поддержки в процессе следования по индивидуальному образовательному маршруту, но и на непрерывное удержание равновесной ситуации между реальными возможностями тьюторанта и объемом его запроса, постоянной рефлексии ди- намических показателей образовательных воздействий.

Рассматривая непрерывное образование слушателей 55+, необходимо говорить об экологичности образовательного процесса, в котором происходит развитие личности.

Экология в широком смысле слова — это наука о взаимо- действии живых организмов между собой и их средой обита- ния, условия их существования. В 80-е годы ХХ века выделя- ется отдельной частью социальная экология, а из нее, в свою очередь, экология человека, личности. Экология личности — это, прежде всего, «хозяйское отношение человека к самому себе» или, по выражению французского культуролога М. Фуко, забота о себе, о собственном теле, собственном здоровье, со- хранение и развитие здоровых взаимоотношений между людьми. Однако стоит несколько развести понятия: сегодня отдельно принято говорить об экологии человека с точки зре- ния заботы о сохранении здоровья, а под экологией личности чаще подразумевают избегание травмирующих факторов при работе с самим собой и во взаимоотношениях между людьми. Таким образом, ориентируясь на родовое понятие, под экологией личности будем понимать гармоничное самораз- витие, комфортное взаимодействие  индивидов между собой в обществе, сохранение и развитие здоровых взаимоотноше- ний между ними. Следовательно, личностная экологичность тесно связана с теми нравственными принципами, которые

формируются у человека в процессе социализации.

Влияние личностного фактора на результативность дея- тельности прослеживается в работах отечественных и зару- бежных ученых. Правильный выбор образовательной тра- ектории является залогом оптимальной самореализации личности, служит профилактикой возникновение внутренних конфликтов, которые могут возникнуть вследствие несовпаде- ния между ожиданиями и возможностями человека. Именно поэтому в данном статье уделяется внимание экологии лич- ности как условии формирования индивидуального образова- тельного маршрута. По мнению Т. М. Ковалевой, А. А. Терова, во время формирования и следования по индивидуальному образовательному маршруту идет погружение в процесс, ос- нованный на установлении доверительных межличностных отношений и продуктивном мотивировании.

Заявленная в теме статьи целевая аудитория — слушатели Серебряного университета — это люди возрастной категории 55+, которые являются уже сформировавшимися личностями, имеют богатый жизненный опыт и сложившиеся ценностно- смысловые установки. При составлении индивидуального об- разовательного маршрута данной целевой группы, необходи- мо учитывать некоторые особенности:

  1. Склонность к профессиональному и психическому выго- ранию (это связано с тем, что взрослые люди очень ответ- ственно относятся к любой деятельности, ставят перед собой высокие цели, не всегда реально оценивая свои возможно- сти для их достижения. Выполняя какую-либо трудовую функцию, готовы отдавать много времени и сил. Имеют высокие ожидания от других);
  2. Низкий уровень социальной адаптации (общество стре- мительно меняется, появляются новые тренды, требуется овладение новыми компетенциями, технологиями. Для данной возрастной группы все это вызывает определенные затруднения);
  3. Межпоколенческий провал (люди, воспитанные в иной социальной ситуации, на других ценностях и идеологии, образовательной системе, часто не могут найти общего языка с современным поколением);
  4. Еще одним фактором, свойственным людям старшего возра- ста, является опора на жизненный опыт. Это может привести к трудностям во взаимоотношениях между людьми, т. к. собственный опыт хочется считать единственно верным.

Все это зачастую приводит к внутренним переживаниям, а это, в свою очередь, к соматическим расстройствам. Включе- ние в индивидуальный образовательный маршрут блока «за- бота о себе» может способствовать минимизации негативных факторов, влияющих на психическое здоровье личности.

Мы рассмотрели группу рискогенных факторов для дан- ной возрастной группы. Однако нельзя не отметить и положи- тельные факторы для данной целевой группы. Большая часть взрослых людей воспитана в спортивных традициях, традици- ях активного образа жизни, которые необходимо учитывать при составлении и реализации развивающих программ.

Говоря об экологии личности как условии работы с об- учающимися Серебряного университета, необходимо обра- тить внимание на следующие факторы:

  1. При работе с собой и взаимоотношениях с другими людь- ми важно подобрать такие методы, которые явились бы наименее травматичными и решали поставленную задачу (медитативные техники, коммуникация в ДА-концепции, эмоциональный интеллект, принципы заботы о себе и др.);
  2. При формировании образа будущего важно учитывать свои реальные возможности, но и не ограничивать себя устоявшимися стереотипами;
  3. При составлении маршрута индивидуального профессио- нального развития необходимо составить ресурсное поле, отобрав наиболее актуальные и качественные. А для выбора именно качественных ресурсов важно обладать критиче- ским мышлением, способностью к  системному  анализу и рефлексивностью.
  4. Рекомендовать использование принципа «peer-to-peer», т. е.

«равный-равному», где главным источником становится ресурсное взаимообогащение.

  1. Систематически проводить рефлексию действий обучающиеся Серебряного Университета, чтобы увидеть проблемное поле и возможность минимизировать данные проблемы точки.

    Таким образом, при разработке индивидуального образо- вательного маршрута обучающихся Серебряного университе- та важно не только учитывать их возрастные и индивидуаль- ные особенности, использовать технологии, которые являются актуальными для данной возрастной группы, но и помнить об экологии личности, включая в индивидуальный образова- тельный маршрут блок «заботы о себе».

 

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.mioo.ru/.(дата обращения: 07.2020)
  2. Грачева Н. Ю., Дудчик С. В. Профессиональная подготовка тью- торов для работы в социально-образовательной среде // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3(36). С. 256–260.
  3. Ковалева Т. М, Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередили- на М. Ю. Профессия «Тьютор» — Москва 2013 г.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости