Воскресенье
4 Дек«Мотивационная одаренность: от отбора к развитию»
Современные подходы к работе с талантливыми детьми в России искали на Международной конференции «Мотивационная одаренность: от отбора к развитию». Мероприятие проходило 1-2 ноября в Москве и собрало на своей площадке около 400 представителей всех регионов РФ, стран СНГ и США.
Организаторы конференции: Министерство образования и науки Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ФГБУ «Всероссийский центр художественного творчества», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» и АНО ДПО «Открытое образование».
Александр Попов, главный научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО) дал характеристику существующей в России системы работы с одаренными детьми. Ссылаясь на проведенные исследования, Александр Попов отметил, что единая система поддержки таких ребят в стране еще не сформирована, и большинство педагогов продолжает «натаскивать» школьников на решение определенного типа задач. По мнению эксперта, существующая система образования, не может в полной мере выявить и охватить весь потенциал одаренных детей в России – их гораздо больше, чем есть в официальных списках.
Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов сообщил, что в последние годы удалось достичь определенных положительных сдвигов. «Создан Федеральный реестр одаренных детей, который включает порядка семи тысяч имен. Этот реестр является основой для отбора получателей грантов Президента России для поддержки ребят, проявивших выдающиеся способности и поступивших в вузы на очные отделения. Ежегодно выдается порядка пятисот грантов в размере 20 000 руб. ежемесячно», – подчеркнул замминистра. Большинство спикеров конференции отмечали необходимость построения современной эффективной работы с одаренными детьми, делая акцент на мотивацию к практической деятельности. По мнению экспертов, талантливый ребенок – это не только тот, кто выигрывает конкурсы и олимпиады, но прежде всего тот, кто готов и способен включаться во «взрослые» виды практики и работать над практическими проблемами. Это молодой человек, который замахивается на великие цели неординарных проектов.
Показательным в этом направлении является создание новой модели дополнительного образования детей в рамках инициативы АСИ – многоуровневой системы внешкольной работы на основе государственно-частном партнерстве. Сеть детских технопарков, где обучение ведется по современным образовательным программам научно-технической направленности, создает инфраструктурную среду ускоренного развития детей с целью подготовки будущих инженерных кадров для отраслей Национальной технологической инициативы. «При нашей поддержке уже в трех регионах страны (Ханты-Мансийский АО, Татарстан, Москва) открыты детские технопарки «Кваноториум», а к концу этого года они появятся еще в 17 регионах. Проект увеличивает доступность новых форм дополнительного образования в технической сфере для детей из самых удаленных уголков России. Школьники получают возможность развивать навыки практического решения актуальных инженерно-технических задач и работать с современной техникой. Это позволяет раскрыть потенциал талантливых ребят и способствовать его развитию», – заявила Светлана Чупшева, директор направления «Социальные проекты» АСИ.
Алексей Воронцов, кандидат педагогических наук, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» поднял вопрос о практике правоприменения нормативной базы, дающей возможность создания образовательного пространства, в котором есть все условия для развития самостоятельной, инициативной, ответственной и конкурентно способной личности. Он подчеркнул, что большинство руководителей образовательных учреждений не используют эту возможность, продолжая работать «по инерции». В своем докладе он представил модель, какой должна быть современная школа. По его мнению, задача школы – построить вариативное открытое образование, где сам ученик формулиует образовательный запрос к взрослому, привлекает взрослого как эксперта для оценки своей деятельности и результата, не боится делать ошибки и работать над ошибками, может учиться везде (школа как одно из образовательных мест). «Ребенок имеет право не ходить в школу или ходить выборочно, но при этом он не имеет права не учиться», – считает Алексей Воронцов.
Участники конференции уделили большое внимание неэффективности тестового подхода, заложенного в основе олимпиадного, конкурсного отбора школьников. «Пора переходить от соревновательной системы «кнута и пряника» к системе развития одаренности ребенка – совместно с педагогом и продвинутыми родителями и сверстниками», – отметил в своем выступлении Александр Асмолов, академик Российской академии образования. – Надо каждому ребенку помочь раскрыть свой внутренний потенциал, дав ему возможность научиться неординарно мыслить, получить навыки, недоступные в рамках общеобразовательных программ». Еще в 2000-х годах профессор Александ Асмолов ввел понятие «практическое мышление». По его мнению, именно эта компетенция должна стать одной из ключевых для современных детей.
СПРАВКА Организаторы конференции: Министерство образования и науки Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ФГБУ «Всероссийский центр художественного творчества», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» и АНО ДПО «Открытое образование». В конференции приняли участие: Вениамин Каганов, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации; Светлана Чупшева, директор направления «Социальные проекты» АСИ, Александр Асмолов, директор ФИРО, академик РАО; Александр Попов, главный научный сотрудник ФИРО; Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета; Сергей Косарецкий директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Михаил Случ, заместитель руководителя Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука» (образовательный центр «Сириус»); Светлана Гин, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся; Роберт Стернберг, профессор психологии Оклахомского университета, почетный профессор психологии в Гейдельбергском университете.