Семейный  онлайн-фестиваль  и  новые  возможности педагогов в организации самостоятельной деятельности младших школьников (Монасевич З.Л., Новикова Н.В., Семенова  М.М.)
 /  Тьюторство в дистантном образовании / Семейный  онлайн-фестиваль  и  новые  возможности педагогов в организации самостоятельной деятельности младших школьников (Монасевич З.Л., Новикова Н.В., Семенова  М.М.)

Семейный  онлайн-фестиваль  и  новые  возможности педагогов в организации самостоятельной деятельности младших школьников (Монасевич З.Л., Новикова Н.В., Семенова  М.М.)

Монасевич З.Л., Новикова Н.В., Семенова  М.М. Семейный  онлайн-фестиваль  и  новые  возможности педагогов в организации самостоятельной деятельности младших школьников // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Семейный  онлайн-фестиваль  и  новые  возможности педагогов в организации самостоятельной деятельности младших школьников

В статье рассмотрены проблемы онлайн-обучения в период самоизо- ляции. Описан опыт образовательного семейного онлайн-фестиваля для младших школьников, где выявлены педагогические стереотипы и страхи, найдены новые ресурсы для содержательной и увлекательной образовательной жизни семей участников через их самостоятельную деятельность.

Ключевые слова: онлайн-обучение в начальной школе, самоизоляция, осмысление педагогических приемов

Пандемия весны 2020  года  многих  педагогов  погрузила в ситуацию неопределенности и вынужденного перехода на ди- станционные форматы работы. Эта ситуация обострила про- блемы школьного преподавания, явила для многих педагогов их несостоятельность в удержании интереса и внимания к пре- подаваемому предмету, неспособность к согласованной работе преподавателей разных  дисциплин,  жесткую  привязанность к программе, неспособность адекватно оценить ситуацию, по- нять свои педагогические цели и действовать исходя из своих педагогических замыслов, а не по приказу, неумение видеть отдельного ученика с его потребностями и трудностями. Дан- ные проблемы создали крайне неблагоприятную ситуацию для успешного и осмысленного учения детей. Ученики и родители стали заложниками растерянности педагогов: большинство предлагаемых учителями видов работ были мало адекватны возрастным особенностям детей и ситуациям семей. Особо ост- ро ситуация пандемии коснулась семей с младшими школьни- ками. Ученики начальных классов еще не обладают ни доста- точным вниманием, ни  достаточными  волевыми  усилиями, ни устойчивостью интересов для самостоятельного учебного занятия, при этом ведущим видом деятельности еще остается игра, а учебная деятельность только начинает складываться.

Наша команда преподавателей и студентов кафедры пе- дагогики и психологии дошкольного и начального образова- ния ВлГУ приняла на себя вызов профессионального роста педагогов (нас самих) через поиск новых форм и видов работ в дистанционном режиме, в которых будут соблюдаться тре- бования СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 относительно длительности занятий с ПЭВМ детей дошкольного и  школьного  возраста на уроках и во внеучебных занятиях [1], учитываться интере- сы детей, создаваться возможности содержательного обсужде- ния в предметных областях, реализовываться потребности се- мей в условиях самоизоляции на общение, движение и обмен новыми идеями, как внутри семьи, так и семей между собой. Стало важно создать условия для наших проб и найти новые педагогические приемы в условиях самоизоляции. По словам Л. Н. Толстого, «…только тогда, когда школа будет педагогиче- ской лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеоб- щего прогресса, и опыт будет в состоянии положить твердые основания для науки образования» [2, с. 42]. На этих требова- ниях были выстроены общая подготовка, проведение фести- валя и совместное честное обсуждение нашего нового опыта.

Участникам  нашей  команды  исследователей  было важно  увидеть  свои  педагогические  шаблоны  работы,  а  также обнаружить живые и создаваемые виды работ в процессе нового для нас онлайн-формата общения с детьми и их семь- ями. Для реализации нашей задачи был выбран Семейный онлайн-фестиваль для учеников младших классов и будущих первоклассников, где принципиально было:

  • задать ситуацию выбора мастерской для детей — участников;
  • строить работу фестиваля по тактам: общий сбор с пред- ставлением мастерских g зачин-задание (онлайн) в каждой отдельной мастерской g свободное время для выполнения задания вне компьютера g представление и обсуждение результатов внутри мастерской (онлайн) g общий сбор для представления результатов работы всех мастерских (онлайн);
  • тьюторам обсудить итоги фестиваля с родителями о наход- ках, открытиях и проблемах детей;
  • при разработке мастерских опираться на возможность транс- формации пространства дома участника, т. е. переставлять мебель, использовать ванну, как водоем для испытаний, и подручные средства, как строительный материал, достать посуду и т. п.;
  • задания-зачины строить по типу открытых и многовари- антных, при выполнении которых будет место личным смыслам и самостоятельным действиям участников, в том числе выраженных в двигательной телесной активности;
  • дать возможность при представлении работ семей обме- ниваться целостными высказываниями, что является ос- новой диалога как «особого типа смысловых отношений, членами которого могут быть только целые высказывания, за которыми стоят (и в которых выражают себя) реальные или потенциальные речевые субъекты, авторы данного высказывания» [3, с. 303];
  • представление работы мастерских сделать как обмен идея- ми, вдохновляя и заражая участников новыми замыслами для продолжения или применения их после фестиваля.

Семейный фестиваль проходил в конце второго месяца са- моизоляции, и было понятно, что во многих семьях дети пере- играли в доступные им игры, люди устали от компьютерного общения, в семьях нарастала отчужденность и агрессивность. Длительное отсутствие общения стало приводить к нежела- нию действовать и терялся интерес к окружающему предмет- ному миру как у детей, так и у взрослых. Поэтому были приду- маны 8 мастерских:

  • модельное агентство «Гуси и Ко», в которой мастерили ко- стюмы из подручных материалов;
  • креатив-бой, где дети решали задачи выживания в джунглях;
  • веселый английский, в которой сочиняли свои тексты, пели и танцевали;
  • секреты языка, где дети превратились в детективов и иска- ли в своей квартире слова иностранного происхождения;
  • сказка «дом вверх дном», в которой дети строили домики из подушек, столов, покрывал, опираясь на сюжет новой для них сказки;
  • музыкальные гремелки, где создавались шедевры игры на стаканах, кастрюлях и т. д.;
  • веселая акробатика;
  • конструирование кораблей.

Подробнее остановимся на последних двух.

«Весёлая акробатика»

Двигательная активность — это естественная и специаль- но организованная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. [4, с. 17].

Двигательная активность увеличивает адаптационные возможности организма и в значительной  степени  зависит от взрослых, например, наличие спортивных площадок и не- обходимых условий для проведения различных игр по ини- циативе детей.

В 6–7 лет у детей преобладает сюжетно-ролевая игра. Ис- пользуя воображение и фантазию, ребенок примеряет на себя роль. По мнению Д. Б. Эльконина, важна не игровая ситуация, а роль, которую принимает на себя ребенок. Роль позволяет ему контролировать свое поведение [5].

Детям необходима физическая активность, но в период самоизоляции они не могут выходить из дома. Каким обра- зом  можно  организовать   активное   времяпрепровождение в кругу семьи?

На семейном онлайн-фестивале в мастерской «Весёлая акробатика» были совмещены движения, игра и взаимодей- ствия с родителями. Но мы столкнулись с такой проблемой:

«Как заинтересовать детей, если они видят другие семьи и ве- дущего через экран компьютера?».

Мы использовали такие способы:

  1. Расположение видеокамеры так, чтобы было видно в пол- ный рост каждого участника с родителями и наставника (использование штативов и подручных инструментов).
  2. Яркий образ наставника, т. к. он должен привлекать внима- ние в видеочате (ребёнок сможет быстро найти «мастера»).
  3. Хорошее качество камеры, звука и интернет-соединения для удержания интереса к мастерской (а также для лучшего контроля проведения данного мероприятия).
  4. Использование нескольких технических средств: мобильного телефона (проведение Zoom-конференции), ноутбука (показ игровых моментов через трансляцию экрана), Bluetooth- колонки (обеспечение хорошего звука).
  5. Привлечение помощников наставника для контроля орга- низации видеочата и фотографирования происходящего (снимки и запись экрана конференции).

«Весёлая акробатика» включала в себя несколько тактов. Первым этапом была разминка с музыкальным сопровожде- нием, которое создало отличное настроение присутствующим. Для следующего шага наставник заранее подготовил ви- деоряд с животными, которые принимают различные акроба- тические  позы  (помощник  склеивал  нескольких   фотографий для получения необычного кадра). Далее изображения чередо- вались, и участник говорил: «Стоп». Необычная поза, на которой остановился показ картинок, становилась заданием для этой се- мьи. Остальные участники оценивали выполнение упражнения. Третий такт был направлен на творческую деятельность всей семьи. Задание такое: «Изобрази жизнь животного акро- батическими упражнениями». Можно было использовать под- ручные материалы для построения жилища и создания костю- ма участникам. Наставник подготовил карточки с названиями животных, и дети выбрали роли. На один час участники от- ключились от конференции. Они начали выполнять задание, которое нужно было записать на камеру телефона. Видеоро- лики выслали в общий чат, помощники сделали видеоотчёт по проведённой мастерской. Когда семьи обратно подключи- лись, то продемонстрировали жизнь выбранного зверя другим. Ведущие определили всем номинации.

После фестиваля родители написали о положительных эмоциях своих детей и том, что акробатические фигуры участ- ники стали делать и после фестиваля.

«Конструирование».

Идея работы мастерской заключалась в том, чтобы семьи за определённое время сконструировали судно наибольшей грузоподъемности, используя подручные материалы, которые они подготовили заранее.

В мастерской принимали участие четыре семьи. Результаты работы об испытаниях готового судна и всех его качествах были представлены в фото- и видеоформатах. В итоге именно грузо- подъемность, указанная в задании, оказалась лишь у одной семьи. Остальные семьи наделили свои работы другими качествами, та- кими как маневренность, быстроходность, непотопляемость.

В ходе общегообсуждениясовсемиучастникамифестиваля у каждой семьи была возможность поделиться впечатлениями. Многие испытали положительные эмоции, но были  отзы-  вы, где отмечались возникшие трудности в процессе работы мастерских. В качестве центральной можно назвать трудность отсутствия образца, когда родители ожидали увидеть при- мер работы ведущего, хотели получить чёткие указания и ин- струкции к работе. Но было дано лишь общее задание, поэто- му семьям пришлось самим выбирать пути решения задачи, хотя мастер и тьютор всегда были на связи и готовы были об- суждать именно их идею и ее воплощение.

Онлайн-фестиваль стал местом нашей профессиональной рефлексии. На стадии проектирования организаторы (препо- даватели и студенты) в дистанционном семинаре делились своими сомнениями, страхами и тревогами. Эти опасения каса- лись как личных дефицитов, так и неизвестной и неосвоенной ситуацим с онлайн-форматом, например, сомнения о возмож- ности увлечь и вдохновить семьи на самостоятельную работу или создать ситуацию обмена идеями и содержательного об- щения между семьями. После фестиваля, когда наставники- тьюторы уже получили отзывы участников, все организаторы встретились дистанционно и обсудили свои находки и победы, а также выявленные проблемы и возможные ходы их решения. Так, например, при создании видео-  и  фотоматериалов  один из членов семьи выпадал из общей работы, родители направ- ляли свое внимание больше на демонстративность, чем на вну- треннюю увлеченность своей деятельностью.

В итоге были отмечены такие наши трудности при подго-

товке и проведении онлайн-фестиваля:

  • задания-зачины должны были быть  краткими,  ясными и образными, а педагогам хотелось много времени уделить на вступительную беседу;
  • задания должны были оставлять место для личных историй и смыслов, а хотелось, чтоб участники двигались по четким указаниям мастера;
  • нужно было дать свободное время для поиска, творчества и обоснований, а хотелось, чтоб участники все время рабо- тали под контролем ведущего;
  • большинство мастерских предполагали костюмированный образ ведущих, например, спортивный костюм, а не акаде- мическую одежду, это вызвало стеснительность педагогов.

Поняли, что в очном общении, конечно, больше ресурсов для глубокой образовательной работы, но и в онлайн-формате у педагогов получилось:

  • идти за идеями и находками участников (особенно это заметно в работе с языком, с музыкой и в создании моделей одежды);
  • почувствовать пространство единения и заразительности творческой работы как внутри семей, так и всех участников фестиваля;
  • стать командой и плодотворно трудиться для общей цели;
  • запустить содержательную работу, включающую игру, и об- суждение, обогащающее участников  новыми  мыслями  и идеями;
  • получить эффект неожиданных решений внутри мастерской и между ними;
  • в отсутствие педагога оказывать доверие участникам для достижения их большей самостоятельности;
  • актуализировать знания ведущих и находить ответы на дет- ские вопросы;
  • задать режим пробных действий участников с возможностью исправления своей работы в свободном режиме, исходя из сво- его замысла и наилучшего результата, по мнению участников.

Таким образом, Семейный онлайн-фестиваль позволил педагогам осмысленно отнестись к своему труду: увидеть свои стереотипы педагогического труда, открыть новые ресурсы  и риски онлайн-формата для решения образовательных задач, выстроить содержательный контакт с каждой семьей, учиты- вая их интересы и включая семью в общее пространство фе- стиваля, заметить и проанализировать свой педагогический опыт в этом событии.

Литература:

  1. Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы. Минздрав России, Москва 2003. http://www.docload.ru/Basesdoc/39/39082/ htm
  2. Толстой Л. О народном образовании.— IQ Publishing Solutions LLC, 1862.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.— Рипол Классик, 1979.
  4. Физиология человека: Учебник./ Под ред. Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина.— М.: Медиц. книга; Н. Новгород Изд-во НГМА, 2003–527 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин.— 2-е изд.— М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1999.— 360 с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости