Среда
9 ДекКоновa Н. Г. Организационно-педагогическая модель молодёжной образовательно-развлекательной Интернет-среды Dviger.com
Конова Наталья Геннадьевна (Nataliya.Konova@itdrom.com)
Негосударственное образовательное учреждение
«Ведущий институт развивающих технологий», г. Томск
Развитие инновационной экономики, основанной на знаниях («кnowledge-based economy» или «интеллектуальной экономики»), находится в прямой зависимости от развития интеллектуальных способностей и личностных качеств Человека, а, следовательно, от системы образования в самом широком смысле. Объём требований к общим характеристикам современного человека, востребованным инновационной экономикой, как минимум включает: гибкое творческое мышление, способность выделить главное в потоке информации, открытость к переменам, мобильность (профессиональную, географическую), владение и свободное использование информационно-коммуникационных средств, ориентацию на достижение результата, коммуникативность, социальную активность.
Совершенно очевидно, что традиционная система образования с её преимущественно линейной организацией учебного процесса и большим перекосом в сторону «знаниевого» обучения, не способна справиться с актуальными на сегодня задачами формирования инно-вационного мышления у нового поколения. Ответом на этот вызов времени стало появление концепции и складывание практики открытого образования, в котором цен-тральное место занимает процесс индивидуализации. Ситуация открытого образования предполагает:
- вариативность типов образовательных учреждений;
- разнообразие форм, методов, технологий, содержания образования;
- свободу составления индивидуальной образовательной траектории, предполагающую возможность выхода за рамки конкретного образовательного учреждения;
- владение субъектом образовательного процесса культурой выбора образовательных предложений в соответствии со своими потребностями и интересами и способность их соор-ганизации в индивидуальную образовательную программу.
Значительную роль в формировании открытого образовательного пространства и мо-дернизации системы образования играют информационно-коммуникационные технологии в целом и Интернет в частности. Однако и то, и другое может стать мощным образовательным ресурсом лишь при условии особой организации образовательного процесса, альтернативной традиционным схемам. Принципиальными условиями такой организации являются:
- индивидуализация; расширение пространства образовательных возможностей для профессиональных проб, творческой самореализации и самоутверждения;
- организация пространства для рефлексии (актуализация вопросов профессионального и личностного самоопределения).
В настоящее время Негосударственное образовательное учреждение «Ведущий инсти-тут развивающих технологий» запускает комплекс образовательных программ на портале www.dviger.com (далее — Движер), которые соответствовали бы данным условиям.
Движер — это портал для молодёжи, позволяющий не только развлекаться, но и прояв-лять свой творческий потенциал, профессионально определиться и самообразовываться. Его цель — предоставление широких возможностей для самореализации, интеллектуального и творческого развития нового поколения молодёжи, повышение деловой и предприниматель-ской активности, создание условий для формирования социально востребованных базовых и специальных компетенций за счёт использования современных информационных технологий. Движер — это ресурс, который создаёт условия для максимального обнаружения и развития склонностей, способностей, задатков молодых людей при постоянном стимулировании их творчески активной личности.
Ключевая идея Движера — выход за рамки только учебной проектной деятельности, предоставление безопасной площадки для профессиональных проб в виде выполнения зака-зов от реальных работодателей.
Среди задач портала:
- освоение знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональных проб и начала профессиональной деятельности (прежде всего в таких областях как ИТ, бизнес и предпринимательство, журналистика, научно-техническое творчество);
- профессиональное воспитание (расширение и углубление ключевых и специальных компетентностей, воспитание свойств личности, необходимых для успешного при-менения знаний, умений и навыков);
- организация практики (профессиональные пробы, реальная профессиональная дея-тельность);
- погружение в профессиональную среду (создание условий для общения и налаживания деловых и дружеских контактов молодых людей между собой, а также с представителями власти, бизнеса, образования и т. д.);
- организация рефлексии (актуализация вопросов профессионального выбора и само-определения, изучения собственных профессиональных интересов и намерений, мотивации на профессиональное становление и профессиональную деятельность);
- творческое стимулирование (создание условий для творческого самовыражения и самоутверждения).
Таким образом, базовыми элементами, из которых строится образовательный процесс на портале, являются:
- практика;
- воспитание;
- погружение;
- ЗУНы;
- рефлексия;
- творчество.
Педагогическая модель портала строится на основе ресурсной модели тьюторского действия, описанной Т. М. Ковалёвой [1], которое заключается в расширении трёх про-странств: предметного, социального и антропологического. Эти пространства тесно связаны и взаимодополняют друг друга.
Предметное расширение (образовательный модуль — «Открытый молодёжный уни-верситет») представляет из себя спектр возможностей для получения дополнительного дис-танционного образования по наиболее перспективным направлениям в области ИТ, бизнеса, предпринимательства, журналистики и т. д.
Открытый молодёжный университет включает ряд факультетов, которые состоят из об-разовательных программ дополнительного дистанционного обучения, объединённых одной тематикой. Программы включают обязательную и вариативную части. Пользователь может приобрести стандартную образовательную программу, то есть такую программу, которая формируется специалистами НОУ «Ведущий институт развивающих технологий». При же-лании пользователь сам или с помощью тьютора может сформировать индивидуальную об-разовательную программу, исключив из неё вариативные образовательные модули или включив вариативные модули из других факультетов. Обязательным минимумом для любой образовательной программы является: изучение учебных материалов, профессиональная проба, тьюторское сопровождение (в частности, работа с «рефлексивным» портфолио), ито-говая аттестация (формы аттестации на факультетах различны и выбираются участником). Успешное окончание обучения предполагает получение подтверждающего документа (сер-тификатов разных видов).
Обучение на факультетах «Открытого молодёжного университета» строится на основе активных методов (групповые дискуссии; кейс-стади; работа с портфолио; деловые/ролевые игры; метод проектов; метод исследования; метод рефлексии), а также на основе следующих принципов:
- интерактивность, предполагающая взаимодействие с тьюторами, экспертами в узких областях знания и с другими участниками;
- практикоориентированность;
- предоставление выбора форм обучения и итоговой аттестации, времени участия в событиях и мероприятиях, тьютора и т. д;
- разнообразие оригинальных учебно-методических материалов;
- нелинейный характер подачи учебного материала.
Модуль «Открытый молодёжный университет» является самодостаточным, но не за-крытым на портале. Успешное окончание обучения на факультетах предоставляет пользова-телям возможность более быстрого накопления различных компетенций (см. далее) и полу-чения допуска к участию в конкурсах на выполнение заказов от реальных компаний.
Социальное расширение («профессиональный» модуль — «Бизнес-Центр», а также все реальные и виртуальные образовательные события и мероприятия, «Галерея профессиональ-ного роста») представляет собой расширение пространства для самореализации и получения образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта.
Задача социального расширения решается путём предоставления возможности моло-дым людям участия в разных видах деятельности (реальных и виртуальных), таких как олимпиады, конференции, образовательные события (стажировки в виртуальных ИТ-лабораториях, виртуальные экспедиции и т. д.), мастер-классы, презентация своих способно-стей в «Галереях профессионального роста», участие в «Бизнес-Центре» (выполнение заказов от реальных компаний).
«Бизнес-Центр» — это одна из структурных частей портала, представляющая из себя большую деловую игру, в которой созданы условия для моделирования реальной деловой и предпринимательской деятельности. Основными участниками «Бизнес-Центра» являются молодые люди, объединённые в команды (виртуальные фирмы) или работающие индивиду-ально (фрилансеры), и работодатели — реальные юридические лица. Работодатели имеют возможность размещать на портале конкурсы на выполнение своих заказов и искать испол-нителей из числа виртуальных фирм или фрилансеров. Участвовать в конкурсе на выполне-ние заказов могут такие виртуальные фирмы или фрилансеры, уровень компетенций которых соответствует проходному уровню компетенций данного заказа.
Участвуя в «Бизнес-Центре», молодые люди имеют возможность развивать предприни-мательские (создание команд для достижения поставленных целей); коммуникативные (уме-ние работать в команде, вступать в договорные отношения и работать с реальным заказчи-ком, формировать деловые контакты); профессиональные (создание оплачиваемого продук-та, составление технической документации) и управленческие (умение управлять проек-тами, командами, ресурсами) компетенции.
«Галерея профессионального роста» также является структурной частью портала,ко-торая предоставляет пользователю возможность презентовать свои способности в различных областях творчества, получать оценку или комментарий к своей работе со стороны экспертов и/или других пользователей, тем самым удовлетворяя потребности в самовыражении и получая информацию для дальнейшей рефлексии. Направления галерей различны и частично соответствуют направлениям интересов (см. далее «личный календарь»). Самыми популярными галереями, как правило, являются галереи фотографии, компьютерной графики и живописи, прозы и поэзии, программирования, флэш-графики, музыки, видео, копирайтинга и пр. Обязательное условие участия в галереях — публикация авторских работ пользователей.
В каждой галерее обязательно присутствуют свои эксперты из числа самих пользовате-лей, достигших высокого уровня мастерства в данном направлении творчества. Кроме того, при желании пользователь может получить подробную экспертизу своей работы от реальных профессионалов — представителей бизнеса и образования.
Антропологическое расширение (система «зеркал», которые позволяют периодически видеть результаты своей деятельности на портале, побуждают анализировать удачи и неуда-чи и ставить перед собой новые цели, демонстрируют пользователям динамику самих себя). В данной статье представим несколько таких механизмов.
Инструмент «Личный календарь»
Личный календарь, помимо традиционных возможностей планировать и организовы-вать свои собственные события для конкретных людей или сообществ, выполняет важную функцию формирования индивидуальной образовательной траектории, соответствующей личным интересам пользователя. Услуга включается после того, как пользователь заполнил пункт «Мои интересы» в личном профиле (то есть выбрал свои интересы из перечня, в кото-ром предлагается более 20 вариантов направления интересов). Все события на портале при-надлежат к одной или нескольким траекториям развития. Выбрав свои направления интере-сов, пользователь автоматически получает перечень соответствующих мероприятий, которые становятся активными после принятия их в личный календарь. Таким образом, пользователь может сформировать себе траекторию «фотограф» (выбрав интерес «Фото»), «журналист» или «копирайтер» (выбрав соответствующий интерес), «дизайнер» и так далее. Ежегодно пользователем формируется отчёт о соответствии его планов реальному участию в событиях. Участвуя в мероприятиях, пользователь накапливает компетенции и повышает статус.
Система компетенций и статусов
Индивидуальные пути движения пользователей внутри социальной сети логически выстроены и целенаправленно содействуют формированию качественно новых интегративных умений — определённых заданных компетенций. Отражением движения каждого пользователя в социальной сети является формирование «базовых» и «профессиональных» компетенций. К «базовым» относятсякоммуникативные, информационные, управленческие и предпринимательскиекомпетенции, на их формирование влияет общая активность пользователя на портале (участие в сообществах, форумах, выстраивание личного календаря и т. д.), а также участие в различных учебных мероприятиях и образовательных событиях. «Профессиональные» компетенции сформулированы как направления в профессиональных областях (например, «маркетолог», «дизайнер», «фотограф» и т. д.) и тесно связаны с индивидуальной образовательной траекторией пользователя (см. «Личный календарь»). Пользователь может «осваивать» неограниченное количество компетенций. Кроме того, в каждой компетенции выделено 5 уровней развития (например, «новичок», «опытный», «профессионал», «эксперт», «гуру»).
Пользователь также может иметь различные привилегии на портале, характер и коли-чество которых зависят от его текущего статуса: чем выше статус, тем более существенные привилегии. Информация о статусах и набранных компетенциях содержится в личном порт-фолио пользователя.
Личное портфолио и портфолио команд (виртуальных фирм)
Личное портфолио предоставляет пользователям возможность сбора, обработки и оценки значимых результатов своей образовательной, профессиональной и общественной деятельности. Заполнение портфолио также позволяет получить определённые преимущест-ва в портальной среде (например, допуск к заказу от работодателя, приглашение в рабочую команду, предложение сотрудничества от администрации портала и т. п.).
Важная особенность портфолио состоит в том, что этот инструмент включает не только документы, подтверждающие образовательные достижения (сертификаты, дипломы, грамоты, свидетельства и пр.), но и творческие работы пользователя, информацию об участии в каких-либо проектах и программах (раздел «Работы»), благодарности и отзывы от работодателей, тьюторов и экспертов (раздел «Отзывы»), информацию об интересах, способностях пользователя, поле для рефлексии (раздел Интересы”).
Портфолио команд также содержит объём информации о самой команде, её составе и руководстве, истории работы с заказами, финансовой истории, отзывы работодателей, теку-щий рейтинг команды, показатели надежности, набранные компетенции.
Тьюторы
Необходимость присутствия тьютора обусловлено самой спецификой дистанционного образования (далее — ДО), которое требует от обучающихся уже сформированных навыков самостоятельной учебной деятельности, умения работать с информацией, умения видеть и выбирать образовательные возможности, умения планировать, ставить образовательные цели, анализировать достигнутые результаты. Большинство школьников испытывают за-труднения в умении учиться самостоятельно.
Смысл работы тьютора не столько в эффекте «присутствия» взрослого в период дис-танционного обучения школьника, которому можно задавать вопросы (что само по себе тоже очень важно), сколько в сопровождении процесса становления молодого человека как субъекта собственной профессиональной деятельности, в организации особого пространства «смыслов» и «возможностей» в личностном и профессиональном развитии.
Деятельность тьютора заключается, прежде всего, в оказании помощи в составлении индивидуальной образовательной программы или образовательного маршрута и управления ими, а также в организации учебно-профессиональной, проектной деятельности обучающих-ся. В своей работе тьютор использует деятельностные методы: ролевые игры, проблемные семинары, работу с образом будущего, рефлексивные точки, технологию портфолио и т. д.
Подводя итоги, отметим, что образовательная среда портала Движер в настоящее время находится в процессе проектирования, и в данной статье приводится лишь часть модулей и инструментов этой среды. Удержание принципов открытого образования при проектирова-нии, по нашему мнению, позволит достичь поставленных целей в формировании социально востребованных базовых и специальных компетенций и приведёт к существенному росту уровня развитости и сформированности культуры личностного и профессионального само-определения, росту уровня социальной активности и включённости в бизнес-отношения со-временной молодёжи.
Литература
- Ковалёва Т. М. Новые задачи тьюторской практики: от потенциала к ресурсу // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 44–48.
- Конова Н. Г., Корнеева Т. Б. Специфика о тьюторского сопровождения при организации дистанционного образования школьников. URL:https://www.thetutor.ru/distance/article003.html.
- Корнеева Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере ИТ и место в нём тьюторской позиции” // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 3–5.
- Стёганцев А. В. Компетентностный подход: от профессионального образования к образованию профессионалов (к докладу на 8-м Международном фестивале бизнес-тренеров).
URL: http://www.stiogantsev.ru/st/biz_komp-podhod.html