В.Е. Карастелев “Вопросно-ответное самонаправленное обучение: зачем и как использовать”
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Тьюторство в цифровой среде / В.Е. Карастелев “Вопросно-ответное самонаправленное обучение: зачем и как использовать”

В.Е. Карастелев “Вопросно-ответное самонаправленное обучение: зачем и как использовать”

Карастелев, В. Е. Вопросно-ответное самонаправленное обучение: зачем и как использовать / В. Е. Карастелев // Большая конференция МГПУ : сборник тезисов. В 3 т., Москва, 28–30 июня 2023 года. Том 2. – Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. – С. 397-401. – EDN PKEOPQ.
Последние 100 лет все активнее идет обсуждение и построение моделей самонаправленного обучения (Self-Directed Learning, далее SDL). Первая модель была построена Линдеманом в 1926 году. Как полагал Малкольм Ноулз, SDL – базовая потребность современного человека, а не очередная педагогическая причуда. Кроме того, он выделил SDL взрослых как отдельное направление в сфере образования и предположил, что обучающийся становится все более «самонаправленным» по мере своего взросления. Согласно Ноулзу SDL – «это процесс, в котором люди берут на себя инициативу, прибегая или не прибегая к помощи других, в диагностике своих потребностей в обучении, формулировании целей обучения, выявлении людских и материальных ресурсов для обучения, выборе и реализации соответствующих стратегий обучения и оценке результатов обучения» [4, с.18]. Международное общество самонаправленного обучения (International Society for Self-Directed Learning), основанное в 1986 году, определяет в настоящее время SDL как преднамеренный процесс обучения, который создается и оценивается учащимися [6]. Исследователи Р. Брокетт и Р. Химстра полагают, что индивид несет основную ответственность за процесс обучения и высказали предположение о необходимости наличия фасилитатора для сопровождения SDL у части обучающихся: «Мы считаем важным добавить, что люди будут различаться по своей готовности к самонаправляемому обучению, что требует различной степени помощи со стороны фасилитаторов, особенно по мере развития навыков самостоятельного обучения» [3, с.33].
Согласно масштабному опросу российских экспертов, инноваторов, школьников и студентов, автономное обучение входит в пятерку самых востребованных мировых трендов в 2023 году (33,2% от числа опрошенных) [5]. Под автономным обучением опрошенные понимают процесс, когда человек сам планирует свою образовательную траекторию, ставит цели и принимает решения, а преподаватели и тьюторы лишь помогают и поддерживают. Это понимание является очень близким к определению SDL.
Однако формальное образование (школы, вузы) не успевает адаптироваться к стремительно меняющейся реальности и не готовят к ней. Бурный расцвет генеративного искусственного интеллекта будет все больше усугублять эту проблему, поскольку получать более-менее релевантную информацию можно теперь помимо преподавателя, а вот способность к SDL может возникнуть только при проактивном участии как самого обучающегося, так и других важных для него действующих лиц, которых самому обучающемуся предстоит определять, а также вступать с ними в те или иные отношения и т.д.
Сформулированное выше являлось контекстом для формулирования практических задач с целью трансформации учебного онлайн-курса «Функциональная цифровая грамотность» (далее ФЦГ), который проводился в 2022 году в первом семестре магистерской программы «Тьюторство в цифровой образовательной среде» Московского городского педагогического университета.
Будущим тьюторам необходимо сопровождать индивидуальные образовательные программы или SDL тьюторантов, но у самих тьюторов, как правило, отсутствует соответствующий опыт. Как получить подобный опыт в рамках традиционных учебных курсов в магистратуре? Какими техниками следует овладеть для того, чтобы осуществлять схватывание целого и понимание своих дефицитов? Цифровой контент безграничен и изменчив, а время ограничено. Как осуществить навигацию в цифровых инструментах, а не только конкретное обучение им? Актуальное содержание образования меняется быстрее, чем его можно упаковывать в университетские курсы. Что могут сделать сами студенты?
Кроме того, надо иметь в виду, что результаты, запланированные в рамках курса ФЦГ (36 учебных часов) должны быть достигнуты, а значит студенты должны освоить определенный набор компетенций по использованию цифровых инструментов в работе тьютора.
Формат тезисов не позволяет описать все тонкости построения курса ФЦГ, поэтому выделим самые ключевые моменты:
1.SDL вставлено внутрь традиционного учебного курса.
2.Цели, ход, результаты и оценивание SDL определяет, прежде всего, сам обучающийся в контексте учебного курса, но, преподаватель выставляет свою отметку с учетом отметки студента.
3.Преподаватель сосредоточен на создании среды обучения, а не на объяснении предмета.
4.Цифровые инструменты изучаются не сами по себе, а соотносятся с профессиональными задачами.
5.Используются техники интерактивного вопрошания, где ответы рассматриваются как гипотезы для постановки новых вопросов [1].
6.Учебный курс должен вписываться в общую концепцию магистерской программы по созданию условий для проявления студенческой агентности [2].
7.Сами студенты позиционируются как носители необходимого опыта, поэтому они периодически проводят друг для друга микроконсультации по запросу.
Полученные результаты:
1.Студенты получили как опыт целеполагания, которого они, как правило, не имели в необходимом для тьюторской работы объеме, так и опыт проживания в самообучающемся сообществе.
2.В базовом варианте (программа минимум) целеполагание происходило относительно актуальных тьюторских задач, а не относительно цифровых инструментов самих по себе. Например, студенты осваивали цифровые инструменты для поддержки рефлексии тьюторантов в онлайн-формате. В продвинутом варианте (программа максимум) целеполагание происходило относительно актуальных задач внешнего заказчика, т.е. студент делал онлайн-курс по тьюторскому сопровождению детей с особыми возможностями здоровья по заказу общественной организации.
3.Произошло продуктивное смещение фокусировки у студентов – от исключительно внешней оценки со стороны преподавателя (традиционный подход) к само- и взаимооценки самими студентами по собственным критериям.
Общий вывод: в ходе реализации удалось создать условия для индивидуально-группового образовательного продвижения студентов в цифровом пространстве в рамках традиционной организации учебных курсов на основе SDL.
Представляется перспективной задача масштабирования SDL на другие соответствующие курсы и магистратуры.
Библиографический список
1. Данилова В., Карастелев В., Розин В. Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы помогает развиваться – [б.м.]: Издательские решения, 2022. 282 с.
2. Карастелев В., Данилова В. Рефлексивная коммуникация как условие для проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2022. – №4 (51). – С. 17 – 24.
3. Brockett, R.G. and Hiemstra, R. Self Direction in Adult Learning Perspectives: on Theory, Research and Practice. London: Routledge. 1991, 290 р. https://doi.org/10.4324/9780429457319.
4. Knowles M. S., Self-directed Learning: A Guide for Learners and Teachers. Self-Directed Learning: A Guide for Learners and Teachers. Chicago, IL: Follett Publishing Company. 1975. 135 р.
5. Мировые тренды образования в российском контексте / НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный документ]. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends#trend5 (дата обращения 12.07.2023).
6. International Society for Self-Directed Learning [website]. Available at: https://www.sdlglobal.com/single-post/2020/02/16/issdl-adopts-a-definition-of-sdl (accessed 12.07.2023).
Проект реализуется победителем Конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Ссылка для цитирования
Карастелев, В. Е. Вопросно-ответное самонаправленное обучение: зачем и как использовать / В. Е. Карастелев // Большая конференция МГПУ : сборник тезисов. В 3 т., Москва, 28–30 июня 2023 года. Том 2. – Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. – С. 397-401. – EDN PKEOPQ.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости