«Создание системы тьюторского сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом»
 /  Томская область / Тьюторство в высшем профессиональном образовании / «Создание системы тьюторского сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом»

«Создание системы тьюторского сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом»

В 2018 году в Томском государственном университете развернулся проект по организации условий для построения и реализации студентами-первокурсниками индивидуальных учебных планов. Команда из четырех тьюторов межфакультетской Тьюторской службы организовала ряд мероприятий для студентов первого и старших курсов и даже для преподавателей ТГУ.

С первокурсниками тьюторы выявляли их образовательный запрос к ТГУ, анализировали отношение к образовательному процессу и степень удовлетворенности собственным образованием, проявляли заказ на индивидуальный учебный план и  индивидуальный образовательный профиль. Среди старшекурсников и преподавателей искали соратников и единомышленников, проводя обучающие семинары в программе дополнительного профессионального образования для НПР и студентов старших курсов по освоению профессиональных тьюторских компетенций.

Для эффективной деятельности тьюторами был разработан пакет методического обеспечения деятельности тьюторов, в который вошли навигатор по образовательным ресурсам ТГУ,  автоматизированная система диагностики индивидуальных особенностей (способностей, потребностей) обучающихся, компьютерное моделирование образовательного профиля для каждого студента. Тьюторы разработали содержательную и организационно-управленческую модели введения индивидуальных учебных планов на факультетах и нормативно-правовую базу введения института тьюторства в ТГУ.

На старте проекта было запланировано, что в проект будет вовлечено 650 первокурсников, на самом деле в проекте приняли участие  977 человек. В разработке индивидуальных учебных планов в ООП приняли участие  70 студентов, которые в итоге вышли как на неформализованные ИОТ, так и на нормативно оформленные  ИУП. В тьюторское сопровождение первокурсников было включено 25 студентов-старшекурсников. По итогам проекта на 2019 год запланированы пилотные тьюторские проекты на факультетах.

В рамках апробации мероприятий по выявлению образовательного запроса, проявлению заказа на индивидуальный учебный план, анализу удовлетворенности образовательным процессом, было проведено 16 групповых встреч и 90 индивидуальных тьюториалов. В них приняли участие студенты факультета иностранных языков, филологического и философского факультетов, механико-математического факультета, факультетов журналистики и психологии,  химического и радиофизического факультетов, юридического и биологического институтов и других. Так же были проведены информационные встречи с представителями подразделений ТГУ – держателями научного, профессионального и социокультурного треков.

Для студентов-первокурсников тех же факультетов были поведены фокус-группы для исследования образовательных целей и запросов, а так же тестирование на определение профессионального типа личности в системе Moodle. Все студенты университета приняли участие в Ярмарке возможностей, на которой им открывали перспективы  проектной, исследовательской, предпринимательской деятельности и рабочие вакансии. В рамках Ярмарки тьюторы провели  промо-акцию Тьюторской службы ТГУ. Все участники, обратившиеся к тьюторам, получили карты для ранжирования своих целей в университете.

В «Ядре бакалавриата» тьюторы провели два тьюториала, один  для расширения ресурсного видения программы, и второй – для профессионального самоопределения «Что я хочу». Второй тьюториал позволил участникам выявить личностные и профессиональные компетенции, поставить краткосрочные и долгосрочные цели и сформулировать задачи для их достижения, найти ресурсы для реализации каждой задачи. Со студентами-старшекурсниками тьюторы встретились на запусково-установочной сессии в рамках конференции HR-Trend и в программе «Педагогический десант». В рамках конференции HR-Trend, состоялся студенческий квартирник, посвященный позиции тьютора-студента в студенческом коллективе, по результатам которого девять из шестнадцати  участников, взяли эту роль на себя в своем сообществе (учебной группе, комиссии ППОС ТГУ и т. д.). Выпускники  программы «Педагогический десант» готовы включиться в работу Тьюторской службы.

В конце учебного года в университете проходит ежегодный Конкурс проектных и исследовательских работ старшеклассников и первокурсников «С наукой в XXI  век», Тьюторская служба обеспечила участие в конференции студентов 1-2 курса и провела по итогам конференции групповой тьюториал по поиску ресурсов для реализации образовательных целей.

Цель, которой придерживались тьюторы, принимая участие в обучающих мероприятиях ТГУ – подготовка профессиональных тьюторов внутри университета, готовых осуществлять тьюторское сопровождение в соответствии с профессиональным стандартом и запросами студентов. Базовый элемент в процессе подготовки университетских тьюторов – программа повышения квалификации  (ППК) «Тьюторское сопровождение в образовании», разработанная сотрудниками НОЦ «Институт инноваций в образовании» совместно с тьюторами – членами Межрегиональной тьюторской ассоциации. Программа решает задачи знакомства сотрудников ТГУ и старшекурсников с базовыми принципами и нормами тьюторской деятельности, формирования тьюторской компетенции и разработки участниками программы проектных замыслов по внедрению тьюторского сопровождения на факультетах, чтобы оно становилось частью базового образовательного процесса.

Сотрудники Тьюторской службы в марте сами прошли программу ПК в качестве слушателей,  и, активно занимаясь на протяжении года тьюторской практикой, в ноябре уже участвовали в программе в качестве преподавателей,  делясь со слушателями своим «живым» опытом работы. Сам этот опыт складывался не только из взаимодействия со студентами ТГУ. Помимо работы со студентами ТГУ, сотрудники Тьюторской службы приняли участие в следующих мероприятиях:

  • «Тьюторский сэйшн» в рамках программы детского лагеря «Вперед, в будущее!», в марте 2018, в г. Пермь. Под руководством сотрудников Института «ПРЭСТО» и членов Межрегиональной тьюторской ассоциации участники сэйшена обучались базовым принципам, технологиям и инструментам тьюторской деятельности, а также конструированию и проведению профессиональных проб для своих тьюторантов. Это позволило глубже понять базовые нормы и принципы работы тьютора, принципы конструирования профессиональной  пробы для тьюторанта, алгоритмы проведения индивидуальных тьюториалов по выявлению  реального запроса человека и определения зоны его ближайшего развития.
  • Проектно-аналитическая лаборатория «Тьюторская модель современного университета» в рамках конференции EdCrunch, 30 мая – 1 июня 2018 года в Томске. В качестве экспертов в лаборатории приняли участие представители ПГНИУ и РАНХиГС, где уже реализуется практика тьюторства, а также президент Межрегиональной тьюторской ассоциации.
  • «Артек-форум» в сентябре 2018, МДЦ «Артек», респ. Крым. В рамках форума Тьюторская служба ТГУ провела 2 групповых тьюториала для школьников, а также приняла участие в «Школе тьюторов».
  • Образовательная игра «Мои рекордные цели» в рамках форума «UNOVUS», 13 октября 2018, г. Томск. Тьюторская служба сопровождала старшеклассников в течение всей игры и помогала сформулировать критерии выбора вуза основываясь на личных целях и интересах, а также более глубоко и объективно оценить образовательные ресурсы университетов. В процессе мероприятия тьюторы получили важный опыт работы с ситуацией выбора.

 

Тьюторская служба на образовательной игре «Мои рекордные цели» в рамках форума Unnovus-2019

  • Проектно-исследовательские семинары по созданию системы тьюторского сопровождения в ТГУ под руководством президента Межрегиональной тьюторской ассоциации Т.М. Ковалевой (2 семинара).
  • Обучающий семинар по работе с результатами психологического тестирования (тестирование прошло порядка 700 студентов). На семинаре представитель компании, предоставившей ТГУ инструмент тестирования студентов, для сотрудников тьюторской службы объяснил, из чего состоит тестирование, на что следует обращать особое внимание и как интерпретировать полученные результаты.

 

Вместе с тем Тьюторская служба решала задачу поиска студентов старших курсов, которые были бы готовы включиться в сопровождение первокурсников. В результате в Тьюторскую службу была привлечена магистрант 1 курса Филологического факультета со знанием английского и китайского языка, готовая сопровождать иностранных студентов. Еще два студента (3 курс ФП и 1 курс магистратуры ФИЯ), выпускники программы переподготовки «Педагогический десант» готовы заниматься тьюторской деятельностью и включаться в мероприятия Тьюторской службы.

И это только самое начало деятельности молодой и активной Тьюторской службы ТГУ. В дальнейшем мы расскажем о конкретных результатах работы, о перспективах и новых успехах молодецкой университетской команды!

Материал подготовила Л.Н.Антропянская по отчету Тьюторской службы ТГУ.

Related Posts

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости