Профессия «тьютор в образовательных процессах высшей школы» как набор T-SHAPE компетенций (Боруздина  Л.Б.)
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Профессия «тьютор в образовательных процессах высшей школы» как набор T-SHAPE компетенций (Боруздина  Л.Б.)

Профессия «тьютор в образовательных процессах высшей школы» как набор T-SHAPE компетенций (Боруздина  Л.Б.)

Боруздина  Л.Б. Профессия «тьютор в образовательных процессах высшей школы» как набор T-SHAPE компетенций // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Профессия «тьютор в образовательных процессах высшей школы» как набор T-SHAPE компетенций

Статья носит феноменологический характер: в ней описан опыт работы альянса «тьютор — студент» при подготовке выпускных квалификационных работ бакалавриата и магистратуры студентов, получающих второе высшее образование (или же продолжающих его) в зрелом возрасте (гуманитарные специальности). Автор рассматри- вает профессию тьютора как ряд компетенций и коротко разбирает, какие из них и как именно применимы к кругу проблем, возникающих у студентов в процессе работы.

Ключевые слова: альянс, будущее профессии «тьютор», дипломная работа, индивидуализация, напарник, наставник, образование длиною в жизнь, понятие «тьютор», трансформация, тьютор, тьюторство, soft skills, T-shape.

В последнее время вопрос профессионального самоопре- деления перестал быть достоянием учеников старших классов школы и распространился на всю взрослую жизнь человека: смена специальности в 30, 40 и даже  50 лет становится  если не нормой, то очень распространенным явлением [1]. В концеп- ции образования длиною в жизнь — непрерывного образова- ния — тьютор может быть востребован на любом этапе жизнен- ного пути, когда у человека реактуализируется вопрос о смене профессиональной траектории и нужно вновь принимать ре- шение, какое образование позволит наиболее эффективно при- близиться к новой точке карьерной траектории субъекта.

Трансформация определения понятия «тьютор»

На данный момент в системе российского высшего об- разование тьюторство пока ещё не оформилось в чёткое понятие, одинаково  трактуемое  всеми,  кто  его  использует  в своих  теоретических  положениях  и  практической  рабо- те [3]. Согласно анализу лингвиста Е. И. Соколовой [5], сейчас в языке функционируют несколько синонимичных понятий: ссылаясь на словарь синонимов английского языка, автор приводит следующий синонимический ряд: ментор (mentor

(n) — advisor, coach, consultant, educator, guide, guru, instructor, teacher, trainer, tutor, wise man, advisor, counselor); тьютор (tutor (n) — coach, educator, guardian, instructor, lecturer, private instructor, tutorial); адвайзер (advisor(n) — mentor, counselor); коуч (coach (n) — instructor, private instructor, tutor); фасили- татор (facilitator (n) — a facilitator is a person or organization that helps another person or organization to do or to achieve a particular thing). Эти слова постепенно приходят в русский язык, и каждое закрепляет за собой некое означаемое, не обя- зательно тождественное англоязычному прототипу. Замечено, что не только в отечественной, но и в зарубежной профессио- нальной литературе указанные понятия используются взаимо- заменяемо и нередко определяются одно через другое [5].

Чаще всего терминологическая путаница касается терми-

нов «коуч» и «тьютор», которые сходны по значению, но не то- ждественны: слово «коуч» пришло из спорта в сферу бизне-  са — сначала как метод повышения эффективности рабочих коллективов, а затем и как инструмент личной эффектив- ности; слово «тьютор» с XVI века использовалось в значении

«старший, назначенный опекать младшего студента в заняти- ях» и относится к сфере образования.

Но в последнее время понятия «коуч» и «тьютор» всё более сближаются. Когда на первое место в образовательных про- цессах вышла индивидуализация [2], тьютор перестал быть исключительно наставником в предмете: он постепенно при- сваивает себе качества коуча в той части, где нужно помочь студенту быть мотивированным и эффективным.

Цель данной статьи — показать, что к настоящему време- ни профессия тьютор, трансформируясь под влиянием потреб- ностей времени, впитала в себя не только компетенции коуча, но и весь описанный выше синонимический ряд: современный тьютор в различных ситуациях образовательного процесса дол- жен проявлять качества и навыки фасилитатора, ментора, ад- вайзера, а кроме того, психологического консультанта (в части диагностики личных проблем, мешающих освоению предмета, и выбора решений по их преодолению). Такой комплексный подход к профессии ученые называют T-shape и предрекают, что в обозримом будущем он будет наиболее востребован [6].

Итак, тьютор XXI века должен обладать ключевой компе- тенцией — знанием предмета, в котором он выступает настав- ником, и дополнительными, раскрывающимися в понятиях

«коуч», «адвайзер», «фасилитатор» «ментор», а также «психоло- гический консультант».

Определим ключевые свойства каждого из этих понятий (далее T-shape-роли) — как они бытуют в русском языке на дан- ный момент:

  1. психологический консультант: работает с возникающими в ходе работы психологическими проблемами студента — тревожностью, прокрастинацией, выгоранием, облегчает жизнь личности студента в ходе проекта;
  2. коуч — воодушевляет на начало и продолжение работы, ориентирован на эффективность, регулирует темп работы, обладает навыками  планирования,  тайм-менеджмента и управления проектами;
  3. фасилитатор — смягчает возникающие в процессе работы альянса недопонимания и конфликты;
  4. адвайзер — высказывает соображения о содержании про- екта, регулирует его внутреннее наполнение;
  5. ментор — транслирует правила, не подразумевающие дис- куссии, задает рамки.

 

Выпускная квалификационная работа и актуализация T-shape-ролей тьютора

Моя деятельность в качестве тьютора в течение последних трех лет была связана с дипломными проектами студентов бакалавриата и магистратуры. Их обобщенный социально- демографический портрет можно описать категориально сле- дующим образом: женщины 35–55 лет, замужние или разведен- ные, с детьми, с доходом выше среднего, высшее образование; сфера деятельности: работают по первому образованию, ищут возможность сменить специальность или же уже сменили её  и хотят подкрепить деятельность дипломом. Специальности по первому образованию: технические, экономические. Приоб- ретаемая специальность по второму образованию, по которой готовится ВКР: гуманитарная (литературоведение, музыкове- дение, психология).

Обучение таких студентов имеет ряд особенностей, и из них

во многом вытекает потребность в тьюторе не столько как настав- нике, сколько как напарнике. При этом альянс нельзя назвать peer to peer в строгом понимании термина peer tutoring: здесь тьютором выступает не студент, а преподаватель вуза или же, как в моём случае, человек, ведущий частную проектную практику.

Студенты очень часто оказываются хорошими практиками в своей новой специальности — например, консультантами или преподавателями музыки. Но навыками планирования своей работы, расчета затрат времени, структурным мышлением они могут и не обладать, при этом являясь действительно хороши- ми специалистами в той области, в которой они собираются работать. Мною отмечено, что при подготовке к ВКР студенты сталкиваются с рядом трудностей, причем их характер зависит от стадии, на которой находится работа.

Стадии подготовки ВКР и сопутствующие им трудности

Стадия 1: начало работы

Тема уже утверждена, но понимание, как её раскрывать, отсутствует.

Ключевые характеристики стадии:

  1. основное чувство студента: тревога;
  2. основные роли из T-shape компетенций: психолог- консультант с подключением ментора, коуча и адвайзера;
  3. основные действия тьютора:
  • психолог-консультант выясняет причины тревоги; в качестве основных тревог встречаются следующие: студент не чув- ствует себя твердым в знании предмета; студент не обла- дает достаточными исследовательскими навыками для сбора материала эмпирической части; студент не обладает достаточными аналитическими навыками для создания теоретической части исследования; студент не очень хорошо владеет письменной речью в научном стиле; студент в не- достаточной степени обладает структурным мышлением; студент не владеет навыками презентации; студент не вла- деет навыками организации времени и боится не успеть; студент владеет всеми необходимыми навыками, но у него повышенная тревожность в силу личных психологических особенностей.

Как правило, на этой стадии при наличии даже одной-двух проблем из данного списка психолог-консультант играет первую скрипку в оркестре T-shape компетенций тьютора: основная задача — психологическая поддержка и вселение уверенности.

  • Ментор и адвайзер: создают со студентом структуру будущей работы. Ментор следит, чтобы все необходимые элементы в структуре присутствовали, адвайзер дает советы по факуль- тативным частям структуры.
  • Коуч: определяет тайминг работы. Сколько времени потребу- ется на выполнение каждой из частей в абсолютном исчис- лении времени? В каком порядке он предполагает работать над частями диплома? Рекомендуемый инструмент: матрица Эйзенхауэра1. Сколько времени студент может тратить ежене- дельно на работу с дипломом в зависимости от своей загрузки в других проектах своей жизни? Рекомендуемый инструмент: колесо жизненного баланса.

 

Стадия 2: создание структуры ВКР

На этой стадии определяется порядок главных положений ВКР. Здесь нередко происходит путаница ключевых понятий дипломной работы, возможны пробелы в понимании логики построения исследования.

Ключевые характеристики стадии:

  1. основное чувство студента: замешательство;
  2. основные роли из T-shape компетенций: коуч с подключе- нием ментора, адвайзера и психолога-косультанта;
  3. основные действия тьютора:

Коуч воодушевляет студента, мотивирует его, увлекает гран- диозностью задачи, показывает студенту его же деятельность с привлекательных и ярких сторон — которые, возможно, выпа- ли из поля зрения студента из-за рутинности процесса. Ментор: предостерегает от поспешности в освоении темы. Инструмен- ты: baby-steps; «Как съесть слона». Адвайзер: дает рекомендации по частным вопросам, касающимся структуры, наполнения, литературных источников.

 

Стадия 3: наполнение

1 Матрица Эйзенхауэра — инструмент тайм-менеджмента, позволяет ранжировать все действия по четырем категориям: 1) важные срочные 2) важные несрочные
Сюда входит работа с литературными источниками, а также непосредственно исследовательская практическая работа. Эти две задачи могут идти последовательными или параллельными треками. Данная стадия является самой трудоемкой.

  • неважные срочные 4) неважные несрочные. Создан профессором Колумбийского университета (США) Дуайтом Дэвидом Эйзенхауэром.

 

Ключевые характеристики стадии:

  1. основное чувство студента: возможны варианты в диапазоне от энтузиазма до апатии;
  2. основные роли из T-shape компетенций: психолог- консультант, фасилитатор и коуч;
  3. основные действия тьютора:

В соответствии с законами динамики развития отношений на этой стадии в альянсе «тьютор — студент» нередко возника- ют разногласия. Здесь тьютору нужны мудрость, жизненный опыт, знания людей и эмпатия, чтобы почувствовать, где будет уместно применить фасилитирующий инструмент, а где проде- монстрировать человеческие качества. Работа идет уже давно, возможно наступление усталости и от проекта, и от альянса. Коуч здесь может пересмотреть график, если необходимо, дать паузу, поскольку создание диплома — не механическое суммирование знаний, а некий процесс выращивания со своими сильными   и слабыми фазами, которые необходимо учитывать. Но если   у студента включается прокрастинация, задача психолога — вы- яснить её причины (как правило, это уже упоминаемая выше тревожность), а коуча — реанимировать утраченный энтузиазм. Инструмент: дерево желаний.

 

Стадия 4: финализация

Редактирование, наведение лоска, создание списка лите- ратуры и приложений, работа с антиплагиатом.

  1. основное чувство студента: усталость;
  2. основные роли из T-shape компетенций: ментор, коуч, психолог-консультант;
  3. основные действия тьютора: ментор следит за выполнением правил, предписанных регламентом ВКР; коуч стремится найти эффективные пути организации рутинных процессов — на- пример, самые механические предлагает отдать на аутсорс; психолог-консультант стремится не допустить выгорания.

Стадия 5: презентация

Две ключевые задачи стадии: 1) сделать красивую и ёмкую визуально-текстовую презентацию; 2) построить речь для защиты. Неумение делать интересную и грамотную презентацию,

а также непосредственно презентовать — ещё одна распростра- ненная проблема студентов. В современном мире защита ВКР не только демонстрации приобретенных знаний — это шоу, где студент в рамках сжатого времени должен увлечь темой, продемонстрировать её главные аспекты, внятно их раскрыть и создать яркое, целостное впечатление о своей работе. Основ- ное чувство студента: волнение

  1. основные роли из T-shape компетенций: коуч, адвайзер, психолог-консультант;
  2. основные действия тьютора: коуч и адвайзер решают, какими силами и средствами выполнить визуально-текстовую часть работы; психолог-консультант работает с психологи- ческими проблемами, препятствующими устной презен- тации; коуч использует техники, помогающие в общении с аудиторией; устная презентация репетируется, тьютор дает обратную связь.

Опыт показывает, что по матрице Эйзенхауэра в течение большей части учебного года ВКР находится в квадрате приори- тетов 2 «важное, несрочное дело». И только за два месяца до за- щиты задача перемещается в графу 1 «важное, срочное дело». Задача тьютора — по возможности предотвратить эту ситуацию, сделать так, чтобы студент приступил к работе не позднее начала второго учебного полугодия — как минимум за четыре месяца до защиты, чтобы подготовка не превращалась в сплошной аврал, а шла в соответствии со свойственными индивидуаль- ной психике студента волновыми  колебаниями  активности и потребности в отдыхе.

Форма взаимодействия со зрелыми студентами — по сути, оксюморон к буквальному пониманию термина «тьютор»: в боль- шом количестве литературы используется синоним «наставник», а наставничество подразумевает иерархию: наставник занима- ет позицию над студентом. В описываемых случаях речь идет о горизонтальных отношениях, построенных по принципу равенства, где студент выступает не как подопечный, а, скорее, как клиент тьютора. Такие отношения исключают доминиро- вание, назидание. В этих обстоятельствах профессия тьютора не исчерпывается описанными в работе T-shape компетенция- ми, но подразумевает наличие качеств, которые в современной бизнес-литературе называются soft skills1 — гибкость, комму- никабельность, эмпатия, а также жизненный опыт тьютора    с коллекцией ситуаций, прожитых и разрешенных совместно со своими клиентами — студентами.

 

Литература:

  1. Кан А. С. Роль бессознательных конфликтов в процессе профес- сионального самоопределения. Магистерская диссертация по на- правлению подготовки «Психология» образовательной программы

«Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» Высшей школы экономики. М.: 2018.

  1. Ковалева Т. М. Современное качество образования и прин- цип индивидуализации: [методика тьюторского сопрово- ждения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой.— 2012.— № 1.— С. 68–72.
  2. Романова Е. А. Позиция тьютора в системе современного высшего образования.
  3. Соколова Е. И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», 1 soft skills (англ.) — «гибкие навыки», «мягкие навыки» — умение хорошо общаться, взаимодействовать с другими в процессе деятельности; шире — надпрофессиональные навыки, важные для карьеры — например, цифро- вая грамотность

«тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век.— 2013.— Вып. 4 https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2171

  1. De Santo, , La formazione online del docente CLIL: il ruolo dell’e- tutor come mediatore dell’apprendimento.https://www.academia. edu/15724293/De_Santo_M_La_formazione_online_del_docente_ CLIL_il_ruolo_dell_e_tutor_come_mediatore_dell_apprendimento_
  2. Hansen T., Oetinger von B. Introducing T-shaped managers: knowledge management’s next generation. // Harvard business rev. Boston, 2001. Vol. 79, № 3. P. 107116.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости