У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях (Лазарева Л.И.)
 /  Тьюторство в открытом образовании / У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях (Лазарева Л.И.)

У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях (Лазарева Л.И.)

Лазарева Л.И. У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях

В статье рассматривается явление «самости» как основы Self-компе-тенций, а также приводятся примеры использования картирования для становления Self Skills на разных возрастных ступенях.

Ключевые слова: самость, Self Skills, тьюторское сопровождение, картирование, карты возможностей, общая и индивидуальные карты возможностей, дети и взрослые.

 

В нашем динамично меняющемся мире с нарастающей неопределенностью важной характеристикой современного образования становится его ориентация на компетентност- ный (навыковый) подход. При этом образование осмысляет- ся как «пространство встречи человека с самим собой» (Асмо- лов А. Г). Поэтому в условиях реализации компетентностного подхода актуально выделение особой группы компетенций, названных «Self Skills» [3].

 

Self skills и самость.

Self skills — это компетенции заботы о себе: построение себя, развитие себя и управление самим собой. Выход в self-ком- петенции, по мнению Ковалёвой Т. М.,— это «смещение фокуса  с оболочки внешней на внутреннюю, ядерную, на которую по- том все надстраивается: хоть «софт», хоть «хард», хоть «диджитал».

Все эти компетенции (hard, soft, life, digital) «это о том, КАК ВЫ- ЖИТЬ. А селф-компетенции про самого человека» [4].

Среди Self skills большой перечень  различных  «само-»,  от самостоятельности до самобытия, становление которых

«напрямую связано с проявлениями самости» [5]. Самость (нем. Selbst – «сам», собственная личность) — это первичный образ (архитип), являющийся глубинным центром и выра- жением психологической целостности отдельного индивида. Самость (Self) проявляется через самостоятельность, способ- ность иметь собственное мнение, взгляды, картину мира, принимать решения, «переживать себя как постоянный центр инициативы» и т. д. (Юнг К. Г., Мирошниченко А. А.) [9].

Согласно исследованиям Кернберг О. Ф., «…младенец из- начально подготовлен к образованию особых схем самого себя и других людей». Поэтому для становления здоровой самости уже с первых дней жизни новорожденного важно умение близких взрослых «тонко реагировать на проявления эмоций младенца, отражая его чувства и эмоции без навязывания соб- ственных действий и состояний. Так малыш через свои эмо- ции запечатлевает отражения близких взрослых в формирую- щейся самости [2].

Чем младше ребенок, тем теснее связь мышления с телес- ностью. Новые навыки впитываются через подражание и оста- ются «жить в качестве телесного воспоминания», перерастая в привычку (В. Гёбель, М. Глёклер). Постепенно у малыша ин- тегрируется единая структура самости. Ребенок активнее про- являет свою самость, становясь избирательнее в обучении. Поэтому на данном этапе актуальной становится «свобода как индивидуальное пространство возможностей что-то делать или оставить как есть» [1].

Однако в современной ситуации кризиса образования мно- гие молодые родители сталкиваются со сложностями в органи- зации такого индивидуального пространства возможностей, те- ряясь в многообразии различных подходов, систем и методик.

А стремление вырастить малыша успешным и счастливым тол- кает взрослых на поиски новых ресурсов. В ответ на запрос ро- дительского сообщества наблюдается рост количества курсов, клубов и школ раннего развития. Так, специалисты Академии возможностей «LADьЯ» с 2004 года организуют сопровождение в специально обустроенных образовательных пространствах возможностей (ОВП) для детей и взрослых всех возрастных ступеней [7].

 

Академия возможностей «LADьЯ».

По моему личному замыслу, как основателя Академии возможностей «LADьЯ» (LADь своё Я), основной миссией орга- низации является создание уникальных открытых образова- тельных пространств возможностей для навигации, самоопре- деления и самореализации в образовании. Поэтому особой заботой тьюторской службы Академии является сопровожде- ние становления различных Self skills с опорой на самость тьюторанта. А глобальная цель тьютора — стать ненужным, передав управление образованием своему подопечному [8]. Согласно миссии Академии, с целью реализации основного замысла разработаны и применяются следующие варианты сопровождения:

  1. Сопровождение в домашних условиях (очное и удалённое);
  2. Сопровождение на базе Академии возможностей «LADьЯ» (очное);
  3. Сопровождение в образовательной организации  (очное и удалённое).

Сопровождение на базе Академии возможностей «LADьЯ» ведётся индивидуально или в малочисленных группах само- определения. Группы самоопределения (далее ГС) являются уникальной формой образовательной услуги, которая сопро- вождается командой специалистов и организуется в виде ком- плексного или интегрированного занятия с пробными дей- ствиями по актуальным направлениям развития [6].  Команда специалистов, сопровождающая ГС, состоит из педагогов- мастеров по основным направлениям развития и привлечен- ных экспертов (коуч, психолог, логопед, ментор и др.), деятель- ность которых координирует тьюторская служба. А группы самоопределения имеют условное возрастное деление:

  • ГС «Лапушки» (для взрослых и крох до 18 месяцев);
  • ГС «Ладушки» (для взрослых и малышей от 1,5 года до 3 лет);
  • ГС «Лад» (для деток от 2,5 до 7 лет);
  • ГС «Мой Лад» (для детей от 6 до 10 лет);
  • ГС «Твой Лад» (для подростков от 9 до 14 лет);
  • ГС «Наш Лад» (для подростков от 13 до 18 лет);
  • ГС «LAD и Я» (для взрослых).

Тьюторы  Академии   сопровождают   детей   и   взрослых в построении индивидуальной образовательной программы (ИОП), применяя различные методологические и технологи- ческие средства. Одним из ключевых инструментов тьютор- ского сопровождения является картирование.

 

Картирование.

В самом общем понимании картирование как культурный прототип человеческой действительности связано со стремле- нием человека осваивать окружающий мир и объективиро- вать полученные им знания, фиксируя их разными способа- ми в зависимости от своих задач [11]. Однако карта, которую создает человек, может объективировать и его собственный внутренний мир. Поэтому любая карта — это модель действи- тельности, а образовательная карта — это субъективная мо- дель действительности. [10].

При этом карта, согласно Ковалёвой Т. М., в отличие от схе- мы, рисунка и других типов визуализации, имеет три особых характеристики:

  1. Топика (наличие различных объектов с использованием их условных обозначений);
  2. Направленность (центральное и удаленное от центра по- ложение объектов);
  3. Масштаб (указание на соразмерность или несоразмерность объектов).

Наиболее полный спектр образовательных задач и воз- можностей реализуется в образовательной личностно- ресурсной (антропной) карте (ЛРК) — карте, отражающей субъ- ективный опыт человека в процессе образования и фиксацию им различных ресурсов» [11]. Большинство карт, которые ис- пользуют специалисты Академии возможностей «LADьЯ» при сопровождении становления Self skills, являются личностно- ресурсными. Но также используются и другие виды карт.

 

Общая карта возможностей (ОКВ).

ОКВ не личностно-ресурсная карта, но её аналог для ин- дивидуального использования может стать лично значимым. Эти карты используются для визуализации разных возможно- стей в образовании с опорой на регулярно планируемые и си- туативно возникающие дела и мероприятия, а также для про- явления самости в общем пространстве. ОКВ имеет большой формат А1 и выполняется в виде рисунка, плана-схемы или фо- токоллажа с привязкой к месту разворачивания сопровожде- ния. Поверхность карты защищают пластиком, ламинируют или проклеивают прозрачным скотчем. А сверху размещают прозрачные кармашки из пластика или файлов. Дополнитель- но наклеивают липучки. ОКВ для подростков и взрослых мож- но выполнить в цифровом виде. Далее в кармашках и на ли- пучках размещаются передвигаемые интуитивно понятные значки и слова (фразы, тексты), обозначающие разные воз-  можности. Рассмотрим несколько примеров ОКВ для разных образовательных базисов при сопровождении конкретной возрастной категории.

При      создании      образовательного      пространства      возможностей  (ОВП)  для  малыша  в  домашних  условиях  карта возможностей может быть выполнена как коллаж с фотогра- фиями тематических зон детской комнаты. Тогда передвигае- мый значок с изображением книги и женская фигурка с ма- миным лицом на фоне кресла напоминает, что здесь можно послушать мамину сказку. Короткий текст сообщает о том, ка- кая книжка (активизация интереса к буквам и чтению) и ко- гда запланирована (активизация интереса к цифрам и счёту). Такая же книжка на фоне стола означает, что здесь можно полистать странички самому. Кисточка на столе  указывает на возможность порисовать. А мужская фигурка с папиным  лицом и значок «лесенка» на фоне спорткомплекса, говорит, что гимнастика с папой обязательно состоится.

Для ребёнка постарше Общая карта возможностей вы- глядит как план квартиры или рисунок дома с прилегающей территорией. Здесь увеличивается число значков-действий: полив цветов, забота о животных, приготовление еды, мытье посуды, работа инструментами (ножницы, игла, молоток, от- вертка и др.). Добавляются фигурки родственников, друзей, гостей. Помимо слов  и  чисел,  появляются  короткие  фразы  и небольшие тексты. Используются бланки с часами, планами и расписаниями.

На выездных мастер-классах в основу ОКВ кладётся план помещения или стилизованная карта местности, например, при проведении мероприятия на природе. Здесь большая часть значков готовится заранее в соответствии с тематикой мастер-класса. А также делаются заготовки бланков и значков для добавления ведущими и участниками во время мероприя- тия. Характерные значки для мероприятий — «обязательно для всех», «участие по желанию», «индивидуальная работа», «групповая работа», «приветствуется активное участие», «ра- бота в тишине», «горящее предложение» и др. Здесь также ис- пользуются поясняющие тексты, планы и расписания.

У  посетителей  очных  занятий  Академии  возможностей «LADьЯ» Общая карта возможностей выполнена в виде рисунка-схемы района «Раменки» с Академией в центре. Так как ри- сунок центрирован относительно расположения Академии,  то узнаваемые достопримечательности  района  нарисованы в соответствии с ней и сторонами света. Над районом распо- лагается зона, обозначающая г. Москву. А выше — зона России и зона «заграницы». Данная карта используется для информи- рования посетителей Академии о разных образовательных возможностях с привязкой к месту проведения.

В центре на фоне Академии висит расписание на день, значки с видами деятельности  в  группах  самоопределения  и мероприятия дня (лекции, мастер-классы, праздники, и др.). А при наличии именинников вывешиваются их фотографии со  значком  «день  рождения».  Мероприятия,  планируемые   в ближайшее время, обозначаются соответствующими знач- ками, кратким названием и небольшими памятками. В ниж- ней части карты нарисована речка с островами и расположен кармашек со стикерами. На этих островах любой посетитель Академии может разместить самоклеющийся тематический стикер, оставив в общем пространстве свой след: с вопросом (красный), с объявлением (жёлтый), с обратной связью (зеле- ный) и прочее (голубой).

Для всех вариантов карт ОКВ есть уменьшенные копии значков и текстов, которые могут использоваться при состав- лении ИОП, построении ИОМ и фиксации ИОТ. Также умень- шенные копии значков важны для создания Индивидуальной карты «Возможности и События», бланк которой представля- ют собой уменьшенную копию ОКВ.

 

Индивидуальная карта «Возможности и События» (ИК «ВиС»).

Индивидуальная карта «Возможности и События» явля- ется разновидностью личностно-ресурсной карты и исполь- зуется для объективации окружающих образовательных воз- можностей,  построения  индивидуального  образовательного маршрута и рефлексии своего опыта. Взрослые и дети старше трех лет заполняют эту карту индивидуально в течение месяца или квартала в зависимости от личных интересов и интенсив- ности участия в различных делах и мероприятиях.

С опорой на ОКВ, дети и взрослые отбирают черно-белые копии значков заинтересовавших их возможностей и при- клеивают на свою индивидуальную карту. Затем пунктир- ной линией они проводят планируемый маршрут,  который  по  мере  продвижения  соединяется   непрерывной   линией. А на чёрно-белый значок опробованной возможности сверху приклеивается цветной. Если возможность стала важным со- бытием, то цветной значок больше черно-белого. Если в про- цессе пробы оказалось, что опыт не имеет большого значения, то приклеиваемый цветной значок меньше черно-белого.

В процессе картирования создатель карты вводит свои обозначения и описывает их в легенде  карты.  Если  ребё-  нок не может изобразить знак, то ему предлагается выбрать наклейку. Например, для помечания понравившегося дела (события) можно предложить значок сердечка, звездочки, смайлика с улыбкой и др. Для оформления легенды также ис- пользуются напечатанные слова, названные ребенком в про- цессе картирования.

Процесс создания ИК «ВиС» детьми дошкольного возраста через подражание взрослым с дальнейшей сепарацией поло- жительно влияет на становление самостоятельности и само- оценки. У детей школьного возраста наращиваются навыки са- моорганизации и самоопределения. Взрослые утончают такие важные Self skills, как самопознание, саморефлексия, управле- ние своим образованием и др.

Помимо   ОКВ   и   ИК   «ВиС»,   в   Академии возможностей

«LADьЯ»  применяют  интеллект-карты  «Это  Я»,  карты-мишени

«МИО»   (Мой   идеальный   образ),   карты самостоятельности

«ЯМЫ» (Я и Мы), карты состояний «МЛП» (Мечтаю, люблю, пла- нирую), маршрутные карты «ПиР» (Планы и Решения), карты интересов «КЛАД» (Круг ЛАДного образования), карты пересе- чения интересов, дорожные карты на линии времени, карты по замыслу автора и др. Примеры использования карт в сопро- вождении становления Self Skills для разных возрастных кате- горий приведены в таблице.

 

Вид карты Возможные Self skills (их компоненты) по возрастным категориям
Дошкольный возраст Школьный возраст Взрослые
ОКВ Проявление себя, как отдельной части

в общем пространстве;

Самость через след в общем поле…

Проявление себя

в мире и появление ресурсного видения;

Способность переживать себя как центр инициатив…

Проявление себя как участника

и автора СоБытий;

Самоактулизация; Самореализация…

ИК «ВиС» Пробы в выборе пути… Самоорганизация… Самоопределение…
«Это Я» Самоидентификация… Знания о себе… Управление собой…
«МИО» Визуализация мечт… Визуализация ИОМ… Управление образо- ванием
«ЯМЫ» Самостоятельность… Понимание ЗАР, ЗБР, ЗДР
«МЛП» Самосознание… Самопознание…
«ПиР» Пробы в «моё / не моё» Пробы в построении ИОМ Самонавигация
«КЛАД» Визуализация своих интересов… Самоопределение в образовании… Управление своим образованием…

 

Как видно из таблицы, приведенные в ней примеры карт и соответствующие им Self skills, не являются полными, требуя дальнейшего изучения и апробации.

Литература

 

  1. Гёбель В., Глёклер М. Ребёнок. От младенчества к совершенноле- тию. Книга для родителей, педагогов и врачей/Перевод с немец- кого.— «Духовное познание», — 680 стр.: ил. литература.
  2. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/ Пер. с англ. А.Ф. Ускова.— М.: Независимая фирма «Класс», 2001 – 368с.
  3. Ковалева Т. М. Связь компетентности и грамотности в работе педагога современной школы, ориентированной на дальнейшее непрерывное образование человека (на примере коммуника- тивной компетентности и futures-грамотности») // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность. Сборник научных статей по материалам III Международной на- учно-практической конференции. Составитель Н. И. Шевченко — 2020 — С. 88–92.
  4. Ковалёва Т. М. Селф-компетенции как «философский камень» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/university/rector_page/ self-kompetentsii-kak-filosofskiy-kamen/ (дата обращения: 09.20)
  5. Лазарева Л. И. Возможность проявления самости как базовое условие становления заботы о себе // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: «забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы. Материалы X Международной научно-практической конференции (XXII Всерос- сийской конференции) 31 октября-01 ноября 2017 г. / Научный редактор: М. Ю. Чередилина, технический редактор Н. В. Лебедева, корректор: Е. Фролова.— М.: «Буки-Веди», — С. 167–172.
  6. Лазарева Л. И. История становления посреднического действия тьютора в Академии возможностей «LADьЯ» // «Тьюторство в от- крытом образовательном пространстве: образовательная ситуа- ция и тьюторская деятельность» Материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской науч- но-практической конференции) 29–30 октября 2019 г. / Научные редакторы: Т. М. Ковалева, А. А. Теров, технический редактор: Н. В. Лебедева, 2019.— С. 130–135.
  7. Лазарева Л. И. Особенности образовательного пространства воз- можностей для детей дошкольного возраста. Модернизационные процессы в обществе: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической  конференции./Составители и научные редакторы: Иванов В. Г. (ТвГУ), Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А. (МИОО) — Тверь: «СФК-офис», — С. 215–219.
  8. Лазарева Л. И. Тьютор в ДОУ: кто такой и когда с ним важно встре- титься. // Практика управления ДОУ. № 5, 2019.— С. 26–29.
  9. Мирошниченко А. А. Забота о себе (коучинг самости) [Электрон- ный ресурс]. URL: http://www.know-man.com/2015/02/1.html (дата обращения: 09.20)
  10. Митрошина Т. М. Образовательная картография. Рабочая тетрадь. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 56 с.
  11. Т. М. Ковалева, Т. А. Климова, Л. И. Лазарева, Т. М. Митрошина, М. В. Тюмина. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…: коллективная монография / Науч. ред. Т. М. Ковалёва.— М., 2018 – 104 с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости