Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта
 /  Тьюторство в открытом образовании / Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта

Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта

Логинов Д.А. Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представ- ляет собой обсуждение тьютора с тьюторантом значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Целью тьюторской беседы и является прежде всего активизация каж- дого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образо- вательной программы (далее — ИОП).

В статье рассматривается консультационная деятельность тью- тора, ее методологические и методические аспекты.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская компетентность, консуль- тация, тьюториал, акцент мотивации.

 

Активизация самостоятельной работы по формирова- нию и реализации ИОП: методологический аспект. Развора- чивая рассуждения в отношении активизирующей функции индивидуальной тьюторской консультации, очевидно, что речь идет о мотивационной функции специалиста, насколько он сможет создать условия для осознания собственных (для тьюторанта) смыслов в движении по реализации ИОП.

Что лежит в основе подобной мотивации? На наш взгляд с методологией тьюторства  созвучна  концепция  А.  Лэнгле  о четырех фундаментальных экзистенциальных мотивациях

(далее — ФМ) [4]. Автор выделяет четыре ФМ, которые стано- вятся основанием для мотивационного процесса.

  • я ФМ: соотнесение с миром — «Я есть — но могу ли я быть?»
  • я ФМ: соотнесение с жизнью — «Я живу — но нравит- ся ли мне жить?»
  • я ФМ: соотнесение с самим собой — «Я есть — но имею ли я право быть самим собой?»
  • я ФМ: соотнесение со смыслом — «Я есть здесь — но для чего я пришел в этот мир? Что я должен делать?»

Понимание мотивационных оснований обретения смыс- ла дает специалистам сопровождающих профессий, в нашем случае — тьюторам, методологические основания для осуще- ствления консультационной поддержки, а именно, активизи- ровать (мотивировать) проектировочную деятельность через нахождение личных смыслов ситуации (кейса).

Тьютор — тот, кто задает вопросы. Опираясь на вопро- сы, специально подобранные для встречи с каждым конкрет- ным школьником, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага ИОП.

Как вложить в эти вопросы смыслообразующий контекст?

С чего начать?

В практике индивидуальных консультаций подростков, которые приходят с вопросами относительно выбора профи- ля обучения на уровне среднего общего образования, выбора направления будущего профессионального образования для нас важно запустить размышления в следующей логике:

  1. Определение исходной точки. «Откуда я иду? Что есть от- правная точка моего пути сейчас? В чем причина затруднения? Что неясно?». На этом этапе очень важно подробнее описать ситуацию, своей жизни, без оценок, без сожалений — как данность.
  2. Формулирование отношения к ситуации. «Что меня затра- гивает в этой ситуации? Где я нужен?». На этом этапе очень важно соотнести ситуацию выбора, которая реально стоит перед тьюторантом с его ценностями. Это, в свою очередь, дает ресурс для понимания того что есть для начала дви- жения, что необходимо «добрать» (актуализировать или же присвоить) — знания, умения, навыки, пробный опыт.
  1. Направление движения. «Куда мы идем? Куда я должен прийти? Ради чего я здесь?». Если я понимаю, откуда иду, если я вижу свои ресурсы для выхода из сложившейся ситуации, то куда я смо- гу прийти? Не потому, что кто-то сказал, а потому, что я сам вижу смысл для себя сделать выбор направления движения. Такая логика консультационной беседы созвучная с пони-

манием смысла, предложенным еще В. Франклом: смысл — есть самоотдача делу, отношениям проекту [7]. Подобное понимание позволяет сместить акцент с себя самого в ситуации — на саму ситуацию, осуществить сторонний взгляд на нее.

Что является условиями успешной тьюторской кон- сультации? Для того чтобы начался настоящий диалог, важно создать атмосферу комфорта, достигнуть состояния раппорта. По большому счету, выполняя это условие мы удовлетворяем 1-ю ФМ, давая понять, что тьюторант «может быть», может активно развивать собственную способность «быть в мире».

Лишь обеспечив ощущения опоры, комфортного простран- ства как физического, так и психологического, мы постепенно создаем условие доверия к миру, что может стать важным мо- ментом во взаимоотношения тьютора и тьюторанта. Только доверяя, человек начинает отвечать на вопросы и открывается истинный.

Развитие диалога — выход на рассказ о себе, своих инте- ресах и ценностях, своих проблемах и домыслах — все, что может быть полезным тьютору в сопровождении построения ИОП. Психологи-консультатнты называют этот этап «Исповедь», а в практике тьюторского сопровождения на этом этапе мы часто используем опосредованные средства работы — карти- рование. Например, построение карты интересов или карты моих учебных дефицитов. Создавая пространство, в котором тьюторант безопасно может рассказывать о себе, где специ- ально для этого выделено время, где есть заинтересованный (тьютор) взрослый готов эмпатийно выслушать и принять пози- цию своего тьюторанта — это следующий поворотный момент в построении эффективного диалога тьютора и тьюторанта. Во многом это условия исполнения 2-й ФМ.

Проявляя заинтересованность и выразив готовность отве- тить на любой вопрос тьюторанта, при необходимости (по запро- су тьюторанта) дать оценку представленному опыту, ценностям, тьютор демонстрирует свое справедливое отношение и заинте- ресованное внимание. Оба — и тьютор, и тьюторант — начинают сторонне обсуждать сферу интересов тьюторанта, что становится условием соотнесения себя и мира, себя и других — тьюторант принимает себя как ценность, со своим достоинствами и не- достатками, определяя свои сильные стороны, на которые уже можно опереться для достижения целей. По сути своей — удо- влетворение 3-ей ФМ.

Наконец, говоря об исполнении 4-й ФМ, смысла как пер- спективы поступка, мы начинаем выстраивать деятельность по анализу ресурсов в соответствии с тем интересом, кото- рый понятен и важен для тьюторанта: осознание контекстов (семья, друзья, школа, хобби и др. сферы жизни подростка), понимание реального действия, которое тьюторант будет осу- ществлять и за которое готов нести ответственность, но глав- ное — придание истинного личного смысла этому действию, только в этом случае отношение будет ответственным!

Чему посвящены консультации тьютора? Анализируя практику тьюторского сопровождения в школе можно выде- лить несколько видов тьюторских консультаций.

Так в начале учебного года может быть проведена стар- товая консультация, ее суть заключается в постановке тью- торантом (обучающимся) ближайших целей и задач, проис- ходит  формулирование  и  фиксация  ожиданий  тьюторанта и проектируется план работы (индивидуальные встречи, ра- бота в тьюторской группе).

В процессе сопровождения движения по индивидуально- му образовательному маршруту (индивидуальной образова- тельной программе) важны аналитические консультации, суть которых заключается в анализе событий, выявление его влияния на тьюторанта (обучающегося), нахождение плюсов и минусов в деятельности. Безусловно, что в процессе до- стижения некоторого этапа маршрута необходима рефлек- сия — трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться, в этом случае также необходима консультация тьютора. Результатом консультации аналитического характера становится понимание необходимости следования по марш- руту (переход к следующему этапу) или необходимости кор- ректировки маршрута.

Если вести разговор о консультации, ориентированной на подведение промежуточных итогов реализации образова- тельного маршрута, то актуальной становится консультация рабочая, где не только констатируется факт получения про- межуточного результата, например проекта обучающегося, но и обсуждаются стратегии преодоления трудностей, без которых сложно представить движение по индивидуальному образовательному маршруту. В качестве разновидности рабо- чей консультации в нашей практике мы выделяем тематиче- скую консультацию, ее цель обсудить актуальные проблемы по запросу обучающихся (тьюторантов). Из опыта работы, темы бывают такими: «Как не выбиваться из графика и что мешает ему следовать?», «С чего начать практическую часть проекта?», «Выбор профиля обучения: мой выбор или выбор моих родителей?».

Итоговая консультация становится формой фиксации продвижения, обучающегося (тьюторанта) относительно по- ставленных целей и задач, соотнесение полученных результа- тов с тем, что было запланировано.

Групповые консультации тьютора — тьюториалы. Рассматривая консультационную функцию тьютора в разрезе массовой школы, чаще приходится сталкиваться с групповой консультацией класса, группы обучающихся — с тьюториалом. Однако данное представление о тьюториале является не едеин- ственным, что делает необходимым дать краткий анализ его.

В 2013 году в книге «Профессия “тьютор”» представлена трактовка данного термина. Авторами подчеркиваются харак- терные черты тьюториала как учебного группового тьютор- ского семинара: открытость, интенсивность, использование интерактивных методов. Специфика подобной формы такова, что участие в тьюториалах способствует интенсивному разви- тию мыслительных, коммуникативных, рефлексивных спо- собностей тьюторантов. Кроме того, потенциал тьюториалов позволяет разнообразить учебный процесс, актуализировать познавательную и творческую деятельность, создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества. Рекомендованная частота использования — около одного раза в месяц [5].

Таким образом, тьюториал на определенном этапе рассма- тривался в качестве группового семинара — в отличие от бе- седы (консультации), как индивидуальной формы взаимодей- ствия тьютора с тьюторантом. Проследим, как данное понятие использовалось в практике тьюторского сопровождения.

Очевидно, что столь востребованная и эффективная фор- ма тьюторского сопровождения на всем протяжении ее ис- пользования является предметом осмысления и широкого об- суждения в сообществе.

Осваивая инструментарий и изучая возможности тью- ториала, члены  МТА обращают  внимание  на  отличие  его  от иных форм антропопрактик. В частности, отмечается не- обходимость «различить тьюториалы от всевозможных мод- ных сегодня тренингов, типа тренингов личностного роста, психотерапевтических групп различного толка, тренингов лидерства и т. п.» [3]. Также для осмысления характерных черт тьюториала чрезвычайно продуктивным является сравни- тельный анализ тьюторских и коучинговых практик. Напри- мер, при сопоставлении выявлены различия «в организации временного режима: если коучинговые сессии четко опреде- лены по времени и количеству для достижения определенно- го результата, то тьюториалы проходят в более плавном режи- ме и имеют более длинную программную организацию» [4].

Отметим также следующую тенденцию: граница между групповой и индивидуальной формой сопровождения стира- ется. Так, уже в 2015 году при сравнительном анализе тьютор- ских и коучинговых форм работы индивидуальные и группо- вые тьюториалы упоминаются как равноправные варианты. В перечислении форм работы есть упоминание «канониче- ских индивидуальных и групповых тьюториалов», среди фор- матов тьюторского сопровождения указаны индивидуальные и групповые тьюториалы [6].

Столь же подвижной оказалась частота использования дан- ной формы. При необходимости тьюториал интенсивно вклю- чается в образовательный процесс: «В течение 5–6 дней коман- да тьюторов работала с подростками 5–9 классов. За этот период была проведена серия встреч-тьюториалов, связанных общей целью/замыслом,— спровоцировать активность самопознания подростков для проявления профессиональных интересов».

Подводя  итоги,  мы  можем  сделать  вывод  о  том,  что  на данный момент в профессиональном сознании тьюториал обозначает любую целенаправленную встречу с тьютором — индивидуальную или групповую,— непосредственно посвя- щенную индивидуальной образовательной программе, где использованы различные профессиональные средства работы с тьюторантом. Чаще всего при этом, помимо беседы и вопро- сов, применяется такое средство, как личностно-ресурсное картирование. В групповом тьюториале могут присутствовать элементы семинара: круговые форматы, разделение на мини- группы, консультации.

Таким образом, в ходе накопления практического опыта тьюториал утратил признак, обозначающий количество тью- торантов-участников. В настоящий момент данная форма объ- единяет в себе различные варианты встреч с тьюторантами. При этом наполнение, методическая специфика зависит от их возраста, этапа работы с индивидуальной образовательной программой, от того, внутри или вне образовательной органи- зации проходит тьюториал.

Понимая, что тьюторское сопровождение — это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с обучающимися именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осо- знания и возможность сочетания ее с картами возможностей других. И вот как раз это сочетание, интеграция, индивидуаль- ных карт возможностей позволяет расширить границы дей- ствия индивида, соотнести это действие с личными целями   и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.

Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тью- тора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной  индивидуальной   траектории   в   соответствии с  личными  интересами,  глубинными  мотивами,  т. е.  среду  и ситуацию самоопределения.

Тьюторская консультация и модели тьюторского сопровождения. Консультационная функция — неотъем- лемый атрибут тьюторского сопровождения, но для более точного попадания консультации (достижения ее целей) не- достаточно осознавать методологические основания консуль- тационной  деятельности,  но  требуется  и  четко  понимать,  в рамках какой модели тьюторского сопровождения они, консультации, реализуются.

Для систематизации в выборе модели и облегчения ориен- тации в этой деятельности разработан и успешно используется в практике конструктор модели тьюторского действия (автор М. Ю. Чередилина).

Основой конструктора стали восемь параметров: по тру- довой функции, по контингенту (категориям детей), по форме обучения, по отношению к урочной и внеурочной деятельно- сти, по виду деятельности обучающегося, по направленности на элемент учебной деятельности, по масштабу, по уровню об- щего образования.

На данной основе мы можем выделить для каждого па- раметра некоторые направления и виды тьюторского сопро- вождения, а затем, комбинируя их в различных сочетаниях, получить конкретные модели, которые опираются на пред- ставленную классификацию.

К примеру, комбинация «одаренные обучающиеся, на- чальная школа, очная  форма,  в  творческой  деятельности,  во внеурочной деятельности» соответствует сопровождению младших школьников в художественно-изобразительной деятельности.

Разворачивая разговор про арсенал инструментария тью- тора, нельзя обойти стороной его консультационную функцию. Вступая в роли консультанта, тьютор сохраняет позицию педа- гога (НЕ психолога), осуществляя тем самым педагогическое консультирование. Однако нельзя не принимать во внимание существующие методологические основания консультацион- ной деятельности, имеющиеся в практике консультативной психологии. На наш взгляд, созвучна с целями тьюторского со- провождения концепция А. Лэнгле о четырех фундаменталь- ных экзистенциальных мотивациях. В методическом аспекте важно определиться с рамками сценария (модели) тьюторско- го сопровождения, что позволит не только конкретизировать цели консультации, но и определить ее форму — индивидуаль- ная, групповая, фронтальная.

Литература:

  1. Долгова Л. М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нор- мирование и стандартизация деятельности тьютора. М.2011. С.
  2. Ковалева Т. М. Коучинг и тьюторство как современные антропо- практики // Тьюторство в открытом образовательном простран- стве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий. М.2015. С.
  3. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопрово- ждения в общем образовании»: лекции 1–4.— М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.— 56 с.— С. 37.
  4. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередили- на М. Ю. Профессия «Тьютор». М. 2013. С.
  5. Логинов Д. А. Организация тьюторского сопровождения образова- тельного процесса // Экономика образования. — № 1. — 2013 г. — С. 169 –
  6. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций.— М.: Генезис, 2009.— 235 с.— С. 37–59.
  7. Франкл В. Воля к смыслу.— М.: ЭКСМО, 2000.— 368 с.
  8. Чередилина М. Ю. Виды и направления тьюторского сопрово- ждения в школе: практический конструктор моделей // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизне- са.— № 2 (39).— 2017 г.— с. 290–296.

 

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости