Пятница
1 ДекКорпоративное образование и взаимосвязь экономических и педагогических терминов в условиях образовательной организации
Совина Л.П., Ерофеева Н.Ю. Корпоративное образование и взаимосвязь экономических и педагогических терминов в условиях образовательной организации
Статья: Совина Л.П., Ерофеева Н.Ю. Корпоративное образование и взаимосвязь экономических и педагогических терминов в условиях образовательной организации/Л.П.Совина// Нижегородское образование. — 2017.— № 2.— С. 47–53. ( 0,04п.л.)
Л. П. СОВИНА, зав. кафедрой управления и экономики образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», заслуженный работник образования УР larisasovina@gmail.com
Н. Ю. ЕРОФЕЕВА, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор nuerofeeva@gmail.com
Статья посвящена исследованию взаимосвязи экономических и педагогических терминов при переходе к понятию «рынок образовательных услуг». Авторы, сравнив экономические и педагогические характеристики понятия «корпоративное образование», рассмотрели его как сетевое на уровне взаимодействия в открытом образовательном пространстве и на уровне одной образовательной организации, где участниками сети являются все участники образовательных отношений, а заказчиком на образовательные услуги является организация, в лице органа государственно-общественного управления, участниками которого становятся работодатели. В завершении авторы доказывают то, что сетевое взаимодействие в открытом образовательном пространстве – становится синонимом корпоративному образованию, где сама система образования понимается как глобальная корпорация этого пространства.
The article is devoted research of interrelation of economic and pedagogical terms the transition to the concept of “educational services market”. The authors, comparing economic and educational characteristics of the concept of “corporate education”, considered it as the network-level of interaction in open educational space and at the level of one educational organization, where members of the network are all participants of educational relations, and customer education services is an organization in the face of on public administration, participants become employers. In conclusion, the authors argue that networking for open educational space is becoming synonymous with corporate education, where the education system is understood as a global Corporation this space. Ключевые слова: корпоративное образование, сетевое взаимодействие, открытое образовательное пространство.
Сorporate education, networking, open educational postranstve.
В условиях изменений российского образования и перехода к понятию “рынок образовательных услуг” в педагогику пришли термины, применяемые в экономике. Так, понятие «корпоративное образование», входит в описание системы дополнительного профессионального образования как одна из его форм, связанная с повышением квалификации внутри образовательной организации, и, возникает представление, что идеально подходит к педагогической деятельности. Понятие «корпоративное образование» в российской теории и методике профессионального образования довольно ново и сочетает в себе этимологически два понятия: корпорация и образование. Корпорация (лат.corporatio – сообщество) – это экономическое понятие. Оно означает объединение, общество, союз, юридическое лицо – совокупность физических лиц и компаний, объединившихся для достижения какой-либо цели.[1] Так может быть сетевое взаимодействие в открытом образовательном пространстве – синоним корпоративному образованию? Мы сравнили применение данного понятия в двух процессах – экономическом и педагогическом. Экономический процесс Педагогический процесс Корпоративное образование есть часть системы образования, представляющая совокупность образовательных структур и учебных программ предприятий, компаний, обеспечивающих производственные потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах, руководящем составе, необходимых для успешного функционирования и развития финансово- промышленных составляющих корпорации-заказчика. Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе договора. Создание образовательной программы с учетом потребностей образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие Корпоративное образование – это обучение сотрудников корпорации, организуемое данной организацией для повышения эффективности ее работы. Корпоративное образование является негосударственным. Целью корпоративного образования является повышение эффективности каждого сотрудника Кадровая политика в соответствии с передовыми тенденциями в современном менеджменте, рассматривает знания и квалификацию наемного работника как принадлежащий организации и приносящий прибыль своеобразный «капитал», а затраты на обучения – как доходные капиталовложения. Организация платных образовательных услуг для педагогов. Переход на эффективный контракт. Непрерывный процесс обучения, направленный на формирование профессиональных компетенций. Знания и квалификация педагогов, являющихся также наемными работниками, становятся «капиталом» образовательной организации, формирующим обучающихся как «человеческий потенциал» страны Значит, если применять “корпоративное образование” в педагогической деятельности, то оно должно быть • построено на договорных отношениях между образовательными организациями, входящими в сетевую структуру, • учитывать потребности этих образовательных организаций, • быть негосударственным, • осуществлять непрерывный процесс обучения, • рассматривать каждого работника, как кадровый потенциал в развитии образовательной организации на основе эффективного контракта. Понятие “корпоративное образование” уже применяется в педагогической практике, но характеристики его, описаны нами, в полном объеме не встречаются. Мы опросили на курсах повышения квалификации руководителей образовательных организаций (школа, детский сад) и выяснили, что из 65 опрошенных 25 руководителей используют процесс корпоративного обучения для решения задач повышения квалификации педагогических работников. Но, на договорной основе – 10%, программа составлена с учетом потребностей, входящих в сеть образовательных организаций – 5%, обучение за счет инвестиций – 5%, с учетом условий эффективного контракта обучался – 1% педагогов; корпоративное образование являлось процессом непрерывного обучения – 1%. Получается, что понятие “корпоративное образование” не достаточно осознанно педагогическим сообществом. Обратимся к трудам А.М. Новикова, который основанием корпоративного образования выделяет культуру, как общее понятие человеческой деятельности. В данном случае – это корпоративная культура, понимаемая нами как система духовных ценностей, разделяемых всеми участниками образовательных отношений. И тогда ценностная характеристика корпоративного образования может рассматриваться как ценность государственная, общественная, личностная. правил взаимодействия ввиду того, что мы просто перенесли в педагогический процесс в рамках сетевого образования, не вникая в его суть. Сегодня, когда образовательное пространство открыто, корпоративное образование стало реальностью. И если мы рассматриваем его как синоним сетевого образования и способ «духовной интеграции человеческих сообществ» по Б.С. Гершунскому [5], тогда нужно понять, как вписываются характеристики корпоративного образования в открытое образовательное пространство. Само открытое образовательное пространство становится ресурсом и платформой для развития потенциала, как отдельной личности, так и сообщества, объединенного едиными ценностями и целями (учредители, семья, педагоги и обучающиеся). И тогда образовательные организации сети разворачиваются как корпорации дополнительного профессионального образования. Определяя корпоративное образование как сетевое (между образовательными организациями), мы выделили следующие его характеристики: • договорные отношения между образовательными организациями, входящими в сетевую структуру • образовательная программа с учетом потребностей сетевых образовательных организаций, • негосударственное, • осуществляет непрерывный процесс обучения, • рассматривает каждого педагогического работника, как кадровый потенциал в развитии образовательной организации на основе эффективного контракта. В ситуации открытости, корпоративное образование становится пространством диалога и согласования интересов, непрерывного обмена информацией на основе договорных отношений между образовательными организациями, входящими в сетевую структуру, которая не ограничивает свободу выхода за ее пределы в открытое образовательное пространство, тем самым обогащая саму сеть. Кроме этого, само открытое образовательное пространство становится избыточной ресурсной базой и пространством обмена ресурсами для реализации образовательных программ с учетом потребностей образовательных организаций сети и осуществления индивидуальных образовательных маршрутов как отдельным субъектам, так и образовательным организациям, что обеспечивает непрерывность процесса образования. Важной характеристикой такого пространства является возможность расширения сети за счет включения новых ее участников, встраивающих в сеть свои образовательные ресурсы, тем самым расширяя избыточность и вариативность самой сети. Обратимся к характеристикам корпоративного образования на уровне одной организации. В системе образования сегодня осуществлен переход от учреждений к организациям, а это решение задач эффективного развития на основе самоорганизации, самореализации, внутреннего сотрудничества и коллективного управления, что соответствует целям существования образовательных организаций, основой которых является реализация государственной политики в сфере образования, закрепленной в законе “Об образовании РФ” и Федеральных государственных образовательных стандартах, где говорится о том, что стандарты направлены на создание системы государственно-общественного управления, участниками которого являются семья, общество и государство, в лице самой образовательной организации. [2] В законе “Об образовании РФ” обозначены «участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность»[3]. И тогда, на основе государственно-общественного управления (ГОУ), корпоративное образование мы можем рассматривать с позиции образования всех участников образовательных отношений, где заказчиком на образовательные услуги является организация, в лице органа государственно-общественного управления, в который входят педагоги, родители, обучающиеся и работодатели. В этой рамке, образовательная организация представляет собой корпорацию, удерживающую ценности развития организации, согласованные со всеми ее участниками: • для педагогов – это специальное образование, которое вооружает их необходимыми знаниями, умениями и трудовыми действиями, направленными на формирование компетенций, способствующих успешной деятельности в условиях открытого образования как ресурса индивидуализации и возможность выстраивания индивидуального маршрута самообразования педагога (контексте Профессионального стандарта); • для родителей обучающихся – это дополнительное образование, направленное на развитие родительских компетенций, способствующее осознанию ответственности за образование своих детей и встраивание собственных профессиональных, научных и иных ресурсов в сеть корпоративного образования; • для обучающихся – это возможность получения образования в разных формах: на основе индивидуальной образовательной программы, как социальную или предпрофессиональную пробу или практику, самому создавать образовательные продукты для других; • для работодателей – это возможность влияния на формирование образовательного заказа. и на содержание образования для самоопределения в профессиях, востребованных в данных профессиональных организациях и производствах, формирования необходимых для этого компетенций у выпускников школ, расширяя материально – технические возможности реализации муниципального задания своими ресурсами (профессиональные пробы, практики, техническое и кадровое обеспечение). Все это является необходимым условием реализации такой характеристики корпоративного образования как коллективное управление. Ярким примером организации корпоративного образования как сетевого является опыт МБОУ «СОШ № 13 имени А.Л.Широких» города Сарапула, которая реализует программу «Марафон профессий XXI века». Описывая данный опыт в контексте корпоративного образования как сетевого мы опираемся на основную его характеристику – корпоративную культуру, основными ценностями которой является решение одной из задач Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 «создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики». Программа разработана на основе запросов всех участников образовательных отношений: педагогов, администрации школы, родителей, представителей ученического самоуправления и администрации градообразующего предприятия ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», с которым был заключен договор о совместной образовательной деятельности. Данное предприятие, в свою очередь, заключило договоры о совместной образовательной деятельности с конструкторским бюро электроизделий (КБ «XXI век») и Сарапульским политехническим институтом (СПИ). Участниками образовательной деятельности стали не только педагогические работники, обучающиеся, родители, но и мастера, специалисты предприятий, студенты и профессорско-преподавательский состав СПИ. Так сложилась модель корпоративного образования на основе государственно – общественного управления, где работодатели участвуют в формировании образовательного заказа и «создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [2]. Рис.1 Модель корпоративного образования на основе государственно – общественного управления Опираясь на вышеприведенный опыт мы определяем еще одну грань корпоративного образования в контексте дополнительного профессионального образования понимая его как процесс сближения образовательных и профессиональных стандартов. Корпоративное образование в данном формате представляет собой совокупность процессов формального (в нормативных документах) и неформального (в условиях открытого образовательного пространства) профессионального обучения, которые инициируются, систематизируются, управляются и контролируются самой образовательной организацией. Итак, корпоративное образование, в условиях одной образовательной организации, представляет собой сетевое взаимодействие всех участников образовательных отношений, в число которых входят работодатели, которые влияют на формирование образовательного заказа и создают образовательные, материально – технические и кадровые условия для его реализации. И тогда экономический термин «корпоративное образование», мы определяем, как динамический процесс распространения знаний и информации по решению проблем развития образовательной организации, в ходе которого сотрудники организации получают и применяют в работе полученные знания и практические навыки, позволяющие им более успешно и эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды, при этом удерживая корпоративные ценности, вырабатывать новые модели профессиональной деятельности, создающие конкурентное преимущество образовательной организации, [4] а сетевое взаимодействие в открытом образовательном пространстве – становится синонимом корпоративному образованию, где сама система образования понимается как глобальная корпорация этого пространства, рассматривающая весь мир как единый рынок образовательных услуг. Рис.2 Этапы формирования системы образования как глобальной корпорации в условиях открытого образования Глобальная корпорация, в данном случае, понимается нами как организация, которая производит и встраивает в открытое образовательное пространство образовательные продукты и услуги как интернациональные ресурсы, где прибылью тогда становится возможность интернационального сотрудничества и интеграции. Таким образом, «корпоративное образование» в современных условиях может быть • процессом сближения образовательных и профессиональных стандартов, целью которого является профессиональное развитие и самосовершенствование всех участников образовательных отношений в соответствии с изменяющимися запросами на новое качество образования со стороны государства; • условием для реализации стратегических задач развития самой организации, на основе государственно – общественного управления; основой формирования корпоративной культуры, поддерживающей ценности ее развития; • сетевым пространством диалога и согласования интересов, непрерывного обмена информацией на основе договорных отношений между образовательными организациями; • возможностью интернационального сотрудничества и интеграции в открытом образовательном пространстве как глобальной корпорации.
Список литературы
1. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.В. Кузнецов. — Екатеринбург: Изд., Рос. гос. проф.пед. Ун-та, 2010. – 227 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4b8eA1mat. – (Дата обращения: 05.02.2017).
3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4b8eA1mat. – (Дата обращения: 05.02.2017).
4. Родин А. И. Система корпоративного обучения как серьезный фактор профессионального развития кадров образовательной организации / А. И. Родин // «ПРО-ДОД» .— 2016.— № 5.— С. 9–14. Режим доступа:http://prodod.moscow/. – (Дата обращения: 25.01.2017).
5. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/Б.С. Гершунский. — Москва: Изд., Совершенство, 1998. – 608с.