Исследование развития селф-компетенций обучающихся в открытой образовательной среде (Белан Н.В.)
 /  Тьюторство в открытом образовании / Исследование развития селф-компетенций обучающихся в открытой образовательной среде (Белан Н.В.)

Исследование развития селф-компетенций обучающихся в открытой образовательной среде (Белан Н.В.)

Белан Н.В. Исследование развития селф-компетенций обучающихся в открытой образовательной среде // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Исследование развития селф-компетенций обучающихся в открытой образовательной среде

В статье приведены результаты исследования развития soft-skills    и self-skills компетенций, которое было проведено в открытой образо- вательной среде интеллектуального клуба, организованного тьютором на базе муниципальной школы г. Владивостока.

Ключевые слова: индивидуальность, тьюторство, тьютор, открытая образовательная среда, социальное партнёрство, индивидуальный об- разовательный маршрут, образовательная стратегия, картирование, «забота о себе», селф-компетенции, self-skills, soft-skills.

Сегодня существует разрыв между теоретическими зна- ниями даже способных школьников по предметам есте- ственнонаучного и технического направления и реальным практическим применением их в жизни, нужна система прак- тико-ориентированных профессиональных проб и проектно- исследовательских работ. Современным обучающимся уже недостаточно овладеть знаниями, умениями и навыками, со- ответствующими образовательным стандартам, необходимо уметь системно, критически и творчески мыслить, а также эффективно общаться и сотрудничать в команде, т. е. требуется овладеть не только профессиональными компетенциями hard- skills, но и гибкими компетенциями soft-skills [3]. Также необ- ходимы навыки саморефлексии, самоорганизации, самообра- зования и другие self-skills, означающие «навыки построения себя и заботы о себе» [4]. Каким образом можно преодолеть этот разрыв? Автор предлагает организовывать клубную деятель- ность на базе муниципальных школ. В статье рассмотрена ра- бота такого клуба, в котором активно применялась проектная образовательная технология. В процессе проектной деятель- ности происходит приобретение обучающимся собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фак- тов. Автором статьи, работавшим тьютором на волонтерских основаниях, была организована работа интеллектуального клуба в МБОУ СОШ № 13 г. Владивостока, целью которого было становление и развитие компетенций старшеклассников hard- skills и гибких навыков soft-skills, а также приращения ключе- вых, универсальных компетенций self-skills, в том числе навы- ков самоорганизации и само-рефлексии своей деятельности.

Организация работы была построена на принципах индивидуализации и открытого образования, которые предпо- лагают ценность и уникальность личности, состоящей в при- знании индивидуальности каждого тьюторанта; приоритет личностного роста и самореализации — выявление и разви- тие индивидуальных задатков и способностей, потребностей и склонностей; социализацию — осознание и освоение об- учающимися современных культурных ценностей, знаний, форм экономической и социальной жизни [2].

Целями работы тьютора в клубе стали следующие: 1) со- здание открытой образовательной среды, обеспечивающей комплексную      деятельность      детско-взрослого      сообщества;

  • достижение участниками  предметных,  метапредметных и личностных, в том числе ценностных, результатов; 3) при- менение  ранее  приобретенных  знаний,  умений  и  навыков; освоение новых технологий и инструментов; 4) активная дея- тельность в проекте как форма осознанного выбора и, как следствие,— развитие личностного потенциала и осознанного профессионального самоопределения; 5) формирование гене- рации специалистов, обладающих hard-skills, soft-skills, self- skills, способных создавать и развивать новые направления постиндустриальной экономики, формировать привлекатель- ную социальную среду и новое качество жизни.

Тьюторское сопровождение в процессе работы интеллек- туального клуба строилось на основе индивидуальных обра- зовательных маршрутов (ИОМ) по самостоятельному выбору каждого тьюторанта, в оптимальных условиях для достиже- ния высоких предметных, личностных и профессиональных результатов. В ходе работы было выстроено эффективное взаимодействие социальных партнеров, обращающее школу  к тесному сотрудничеству с другими учреждениями, особен- но с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ) и его структурными подразделениями — Центром проектной деятельности (ЦПД) и Центром довузовской подготовки. Реа- лизована связь школы с социокультурной средой, родителя- ми; открыт доступ в межрегиональное образовательное про- странство. Все вышеперечисленное позволило тьюторантам выстроить собственную образовательную стратегию [1].

В работе интеллектуального клуба приняли активное участие   десятиклассники,   увлекающиеся   программированием и робототехникой, сформировалась команда инженерного проекта из 8 человек. При помощи тьюторского взаимодей- ствия были выявлены образовательные запросы участников проекта, их мотивационные стимулы, использовалось карти- рование ресурсов, интервью и другие тьюторские инструмен- ты. Были распределены функциональные роли участников проектной команды в выбранном школьниками самостоятель- но направлении инженерного проекта (РОБОТОТЕХНИКА): Ксе- ния — журналист,  Михаил — конструктор, Максим — механик, Денис — программист, Платон — 3D-дизайнер, Артём — про- граммист и конструктор, Алексей — механик, Павел — кон- структор и дизайнер. Кроме того, Павел проявил яркие лидер- ские способности  и  стал  капитаном  команды  на  конкурсах,  в которых она принимала участие. О результате взаимодей- ствий команды имеются отчёты по проведению дискурс-групп и других мероприятий; скриншоты важных групповых сооб- щений в социальных сетях, скриншоты виртуальной доски проекта, фотографии; дневниковые записи участников проек- та, эссе, портфолио. Была составлена карта компетентностей soft-skills и self-skills,  которую  ребята  заполняли  «на  входе»  в проект для дальнейшего отслеживания результатов на «выхо- де», рисунок 1.

Рисунок 1 — Карта компетентностей soft-skills & self-skills

В целом работа в интеллектуальном клубе происходила  в следующей логике: тьюторанты самостоятельно выдвигали рабочую гипотезу, исследовали её, разрабатывали цели и задачи работы над инженерным проектом. Это позволило удерживать образовательный интерес в зоне ближайшего развития старше- классников, не скатываясь к лабораторным работам, но и не вы- ходя на слишком сложный научно-технический уровень.

Еженедельно проводились тьюториалы и индивидуальные тьюторские беседы с участниками проекта,  направленные  на реализацию ИОМ, образовательных и продуктовых резуль- татов работы над проектом. На тьюториалах ребята заполняли рефлексивные таблицы «Хочу-могу-надо»: 1) ожидания от про- екта в целом; 2) план на ближайшую неделю. Пример такой рефлексивной таблицы приведен в Таблице 1.


Таблица 1 — Рефлексивная таблица тьюторантов «Хочу-Могу-Надо»

Собранные в течение 2019 года результаты представлены ниже. Для наглядности приращения компетентностей soft-skills и self-skills (на примере одного из участников команды) отобра- жены в виде Гистограммы, рисунок 2.

 На гистограмме наблюдается положительная динамика приращений. Аналогичные данные зафиксированы для каж- дого участника работы интеллектуального клуба, в том числе и тьютора. Данные тьютора не включены в статистическое ис- следование для чистоты анализа экспериментальных данных. На круговой диаграмме отражены индивидуальные приращения всех участников работы интеллектуального клуба, Рисунок 3.

Можно заметить, что индивидуальные суммарные прира- щения наиболее ярко выражены как у выявленных одаренных старшеклассников, так и у других участников проекта, что свидетельствует о положительном влиянии командной работы на каждого участника. Те, у кого «на входе» были достаточно сильные способности, проявили себя как одаренные инженеры, программисты, лидеры, а другие участники смогли развить свои способности в ходе командной деятельности в сформированной открытой образовательной среде. Наибольший суммарный рост по группе отмечен у навыка рефлексии, что неудивительно, поскольку данный навык слабо развит у большинства старше- классников и в условиях открытой образовательной среды при поддержке тьютора быстро прирастает. Динамика приращений в группе отображена в Гистограмме на рисунке 4.

Можно подвести итог: в ходе участия в командной проект- ной деятельности школьники смогли попробовать свои силы в выбранных направлениях деятельности, преодолеть трудности полного жизненного цикла инновационного проекта, ощутить радость самоактуализации и плодотворность сотрудничества с единомышленниками. Вышеперечисленное помогло юношам определить личную образовательную стратегию, соразмерную их индивидуальным способностям, и увидеть образ своего профессионального будущего. Каждый тьюторант перешел на другую, качественно новую ступень освоения как предметов школьного курса, так и внешкольных, таких как, например, моделирование, проектирование и технология изготовления прототипов реальных моделей робототехники. Из школьника с хаотичным набором знаний он смог стать современным про- фессионалом, способным системно и самостоятельно мыслить, эффективно решать изобретательские задачи с использовани- ем компетенций, полученных в разных видах деятельности в проекте, а именно: навыки командной работы; способность генерировать и воспринимать инновационные идеи; владение знаниями алгоритмов проектирования и технологий; знания в области инженерных дисциплин; умение аргументированно презентовать свою идею, а также навыки самопрезентации. В условиях открытой образовательной среды, организованной в муниципальной школе тьютором в форме интеллектуального клуба, выросли такие компетенции обучающихся, как soft- skills и self-skills, которые необходимы для решения открытых исследовательских и инженерных задач, а главное — задач самоопределения обучающихся.

 

Литература:

  1. Белан Н. В. Проектирование тьютором открытой образовательной среды школы в контексте непрерывного образования // Непрерыв- ное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность. Сборник научных статей по материалам III Международной на- учно-практической конференции. Сост. Н. И. Шевченко.— 2020. С. 264–268.
  2. Ковалёва Т. М. Открытое образовательное пространство как институциональная форма // Тьюторство в открытом образовании. [Электронный ресурс].— URL: https://thetutor.ru/biblioteka/tjutorstvo-v-otkrytom-obrazovanii/otkrytoe-obrazovatelnoe- prostranstvo-kak-institutsionalnaya-forma/
  1. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследо- вания 2005 года: Материалы научной конференции. М.: ИТИП РАО.—
  2. Ковалева Т. М. Селф-компетенции как философский камень.

//  [Электронный  ресурс] — URL:  http://www.tsu.ru/university/ rector_page/self-kompetentsii-kak-filosofskiy-kamen/

  1. Попов А. А. Что такое открытое образование. // [Электронный ре- сурс].— URL: https://dopobraz-karelia.ru/images/library_for_teachers/ pdf

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости