Понедельник
28 ДекСтатья “Город детей проектируют дети (Кидбург в «Огоньке»)”. Авторы Марина Тюмина и Константин Захаров
Город детей проектируют дети (Кидбург в «Огоньке»)
Марина Тюмина и Константин Захаров
«Больше всего мне запомнился «Кидбург». Многие думали, что это не очень хорошая идея, и что у нас навряд ли что получится. Но все вышло ИДЕАЛЬНО!»
Эти слова взяты из работы ребенка – участника летней проектной школы (ЛПШ), которая проходила на базе оздоровительного лагеря «Огонёк» в последнюю неделю июня.
А вот еще некоторые высказывания.
«…был совершенно бесподобный и большой МЕГА!!! проект – Кидбург – город для детей. Это было интересно – кто-то почувствовал себя банкиром, кто-то полицейским…»
«Мы устраивали Кидбург в «Огоньке». Приготовление офисов и т.д. было очень волнительно и немного страшно.»
После прочтения этих строк возникает масса вопросов. Что такое Кидбург? Почему это город для детей? Как его можно устроить в «Огоньке»? От чего ребята ЛПШ испытали такой восторг?
На эти вопросы мы попросили ответить организаторов ЛПШ-15 Тюмину Марину Владимировну (Чайковский) и Захарова Константина Павловича (Санкт-Петербург). И вот что они нам рассказали.
ЛПШ традиционно проводится вот уже семь лет. Главная особенность этого лагеря в том, что ребят учат действовать самостоятельно, выбирать, брать ответственность. А, как известно, все эти умения можно приобрести только пробуя свои силы и поэтому в лагере создаётся много ресурсов и возможностей для детских проб. Все решения в проектной школе принимаются совместно на общем сборе. В основе школы – самоорганизация. Ребята и взрослые объединяются в пять отрядов и между ними каждый день происходит чередование творческих поручений. Ежегодно темы проектных школ меняются. В этом году тема проектной школы: «Кидбург – город для детей!».
За основу взята идея «Кидбурга» – проекта, который успешно реализован в 10 городах мира и в трёх городах нашей страны: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Москва. Кидбург – это место, где дети могут попробовать себя в разных профессиях и видах деятельности. Туда не допускаются взрослые, дети все делают сами. При входе в город они получают паспорт жителя города, первоначальный капитал (в Кидбурге своя денежная единица), которым могут распорядиться по своему усмотрению. Они могут его приумножить, заработав дополнительные деньги, а могут потратить.
Особенность Кидбурга, созданного в условиях «Огонька», заключалась в том, что авторами всего проекта были участники ЛПШ. Изучив материалы, связанные с историей города как социального явления, с устройством современного города и городов будущего, они выбрали разные виды деятельности, которые интересны им самим. Так появились 14 офисов. Например: «Полицейский участок» и «Школа танцев», «Библиотека чудес» и «Технолаб», «Музыкальная аудитория» и салон «Королевство красоты», «Кафе знакомств» и «Пожарная дружина», «Издательский Дом» и «Банк», «Флаги» и мастерская «Резиночка», «Информбюро» и «Плэйгейм».
Каждый офис – это отдельный проект, который разрабатывался детьми. Они определяли: название офиса, место расположения (в условиях Огонька), ограничения возраста для посетителей (если есть), количество людей, которых готов принять офис, условия входа в офис, продолжительность работы. А также искали ответы на вопросы: чему можно научиться в офисе? сколько можно заработать или потратить?
В результате родился мега-проект «Кидбург – город для детей!» После большой подготовки: разработки законов и правил жизни города, оформление рекламных щитов офисов, написания сценариев открытия и закрытия города, утверждения формы паспорта кидбуржанина и денежных единиц Кидбурга, – было принято решение пригласить для участия в этом мега-проекте ребят из двух младших отрядов «Огонька».
И вот настал торжественный момент: бургомистр города (избранный на общем сборе) произнёс речь и перерезал ленточку. Каждый получил паспорт и 50 сантиков (денежные единицы города). Информация о том, что в город не допускаются взрослые, была встречена криками «Ура!».
Все происходящее в дальнейшем можно описывать дотошно и последовательно, анализировать плюсы и минусы, искать достоинства и недостатки этого проекта, но оставим это для исследователей и тех, кто захочет организовать подобное. А здесь приведём цитаты из детских работ, иллюстрирующих впечатления ребят от полученного опыта.
«Я не представлял, что будет так хорошо. Мне хотелось похвалить и поддержать одного маленького худенького мальчика. Дети Огонька хоть и маленькие, но они взрослые».
«Такого Кидбурга не было. Дети бегали такие счастливые и мы приглашали их в наш офис еще раз».
«Главная идея ЛПШ – Кидбург – город детей. И на мой взгляд, эта идея воплотилась в реальность со всеми ее плюсами и минусами, но в основном, конечно, с плюсами».
«Я была бы рада, если бы город Кидбург – город профессий был бы и в нашем городе. Я с удовольствием поучаствовала бы в нем сама».
Последняя фраза – свидетельство того, что проект перспективен и если появятся заинтересованные взрослые, то Кидбург может стать частью образовательного пространства Чайковского.
Дети свою готовность создавать такой город высказали.
А взрослые готовы ответить на этот запрос?…