Организация процесса самообразования и цифровая трансформация образовательных событий как перспективные задачи Программы воспитания учащихся МАОУ «СОШ № 135» г. Перми (Буянова А.Г.)
 /  Тьюторство в государственной школе / Организация процесса самообразования и цифровая трансформация образовательных событий как перспективные задачи Программы воспитания учащихся МАОУ «СОШ № 135» г. Перми (Буянова А.Г.)

Организация процесса самообразования и цифровая трансформация образовательных событий как перспективные задачи Программы воспитания учащихся МАОУ «СОШ № 135» г. Перми (Буянова А.Г.)

Буянова А.Г. Организация процесса самообразования и цифровая трансформация образовательных событий как перспективные задачи Программы воспитания учащихся МАОУ «СОШ № 135» г. Перми // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Организация процесса самообразования и цифровая трансформация образовательных событий как перспективные задачи Программы воспитания учащихся МАОУ «СОШ № 135» г. Перми

В статье описан опыт педагогического коллектива МАОУ «СОШ № 135» г Перми по организации воспитательного процесса как первостепенной составляющей процесса образования, кратко представлены основные разделы «Программы воспитания учащихся» с описанием уклада школь- ной жизни и модели выпускника школы. Автор подчеркивает актуаль- ность развития в школе процессов, направленных на формирование самообразования учащихся при организации качественного тьюторского сопровождения, а также своевременность цифровой трансформации воспитательных событий в условиях дистанционного образования. Ключевые слова: программа воспитания учащихся, уклад школь- ной жизни, модель выпускника школы, инвариантные и вариатив- ные модули, самообразование, тьюторское сопровождение, цифровая трансформация.

С июня 2020 года в МАОУ «СОШ №135» г. Перми было поло- жено начало работы над созданием новой программы воспи- тания учащихся школы.

При разработке программы учитывались достижения пе- дагогического коллектива в области воспитания; культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демо- графические особенности г. Перми и Пермского края и запросы семей и других субъектов образовательного процесса, а также методические рекомендации Министерства образования Рос- сийской Федерации.

В программе прописано, что целью воспитания являет-  ся воспитание и развитие свободной, талантливой, физиче- ски здоровой личности, обогащенной научными знаниями, уважающей свою Родину, готовой к преобразовательной дея- тельности и нравственному поведению в социуме личности со сформированной технологической культурой, умеющей выстраивать профессиональную и личную карьеру. Данная цель достигается благодаря решению важных воспитатель- ных  задач,  которые  конкретизируются   в   программе,   как и ценности, содержание,  планируемые  результаты,  а  так-  же формы воспитания учащихся, взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественны- ми и другими организациями-партнерами, развитие учени- ческого самоуправления, участие учащихся в деятельности детско-юношеских  движений  и  объединений,   спортивных и творческих клубов.

Все это составляет воспитательную систему МАОУ СОШ

№ 135, определяемую иначе, как Уклад школьной жизни, ко- торый охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность детей, организо- ванную в пространстве школы, а также разнообразную дея- тельность в социуме с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды и непрестанно развивающего- ся и расширяющегося образовательного пространства.

Ведущая содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу, который всегда понимал перво- степенное значение воспитания в образовательном процессе над обучением.

Программа содержит четыре раздела:

  1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
  2. Цель и задачи воспитания
  3. Виды, формы и содержание деятельности
  4. Основные направления самоанализа воспитательной работы К программе воспитания прилагается календарный план воспитательных событий, который может изменяться каж- дый год. Также программа имеет «Словарь основных поня-

тий», раздел «Приложения».

Работая над достижением цели, педагоги предвосхищают некий идеальный результат воспитательного процесса, пред- ставленный в модели Выпускника школы, который харак- теризуется как благодарный выпускник школы — человек высокой культуры, социально-ориентированная, конкуренто- способная, творческая личность, способная к самопознанию, самоопределению, самообразованию, саморегуляции, само- развитию, самореализации в роли гражданина Отечества, профессионала и семьянина.

Понятно, что данный результат был приближен к нашей идеальной модели благодарного выпускника, важно на практи- ке осуществлять качественный процесс во всех направлениях воспитательной деятельности, которые представлены в инва- риантных и вариативных модулях и отражены в таблице № 1.

 

Таблица 1

Инвариантные модули Вариативные модули
Классное руководство Ключевые общешкольные дела
Школьный урок Детские школьные объединения
Самоуправление Образовательные путешествия (экскур- сии, экспедиции, походы)
Курсы внеурочной деятельности Школьные медиа
Профориентация Организация предметно-эстетической среды
Работа с родителями Тьюторское сопровождение индивидуа- лизации

Педагоги, выполняющие свои функциональные обязанно- сти в данных модулях, понимают, что от качества выстроенной ими воспитательной работы зависит качество достигнутого результата. А качественный результат возможен только, при создании такого Уклада школьной жизни, при котором ребенок на каждом возрастном этапе будет самостоятельно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности через процессы самопознания, самоопределения, самообразования, саморегуля- ции, саморазвития и самореализации при организации квали- фицированного тьюторского сопровождения данных процессов. В связи с этим в школе создаются условия для формирования тьюторских позиций педагогов и регулярного повышения их квалификации. Педагоги школы осуществляют тьюторские пробы и практики, сопровождая процессы индивидуализации, активно и стремительно развивающиеся в школе.

Эти процессы, имеющие место в современном мире, в том

числе в образовании, быстро изменяются и прогрессируют, сама жизнь и события заставляют коллектив постоянно пе- ресматривать свои взгляды, привычки и традиции. И сегодня в школе не только говорят о цифровизации и персонализации в образовании как о чем-то инновационном, но и сами педагоги активно погружены в организацию этих процессов. Педагоги- ческий коллектив школы считает возможной и необходимой цифровую трансформацию не только  процесса  обучения, но и процесса воспитания.

Карантин, самоизоляция, дистанционное образование заставляют активно действовать и трансформировать вос- питательный процесс. Приходит понимание, что даже при дистанционном  образовании  или  в  онлайн-режиме воспитательный процесс не уступает место обучению. Более того, при удаленном образовании наши воспитанники начинают зани- мать более активную позицию, и при качественном тьютор- ском сопровождении они осмысленно начинают проектиро- вать своё самообучение и самовоспитание, самопродвижение и саморазвитие. И только такой подход приведет к достиже- нию качественного результата в процессе воспитания.

Для нашего коллектива школы, который за время дистан- ционного образовательного процесса накопил определенный опыт, цифровая трансформация образовательных событий означает:

  1. Планирование процесса воспитания, с учетом организации дистанционных и онлайн-событий.
  2. Наполнение календаря воспитательных событий в ИС

«ЭПОС» и его доступность для всех субъектов воспитания.

  1. Организация образовательных событий (сетевые проекты) в социальных сетях.
  2. Активное использование платформы ZOOM в организации воспитательных событий.
  3. Создание сайтов классов (классных сообществ в соц. се- тях), как нового образовательного (воспитательного) пространства.
  4. Разработка и использование Дневников саморазвития (ин- женерных дневников, маршрутных журналов) как инстру- ментов для целеполагания, планирования и рефлексии.
  5. Совместная деятельность учащихся и их тьюторов на сайте

«Портфолио школьника» с целью визуализации достижений на пути своих индивидуальных маршрутов.

Известный психолог Карл Роджерс отмечал, что обра- зованным является только тот человек, который научился учиться и… изменяться. Педагоги МАОУ «СОШ №135» г. Перми не боятся изменяться и создавать такие условия, при которых их воспитанники учатся учиться.

 

Литература:

  1. О разработке программы воспитания. Методические рекомен- дации — Москва: 2020
  2. Куляпин А. С., Буянова А. Г. Модели тьюторсокого сопровожде- ния и организация тьюторских проб в профессиональном само- определении учащихся старшей школы в условиях открытого образовательного пространства // Тьюторство: самоопределение в контексте современности — Ижевск: 2011 — С. 81-87.
  3. Таизова О. С. Пространство основной школы: выбор и его обес- печение // Тьюторское сопровождение индивидуальных образо- вательных программ на разных ступенях обучения: материалы Междунар. научн.-практ. конф. — Пермь: 2012 — С. 72-75.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости