На урок с тьюторским подходом
 /  Тьюторство в государственной школе / На урок с тьюторским подходом

На урок с тьюторским подходом

Гулак Е.М., учитель иностранного языка, заместитель директора по УВР МБОУ «Березовская СОШ №2» Березовского муниципального округа Пермского края, делится опытом организации и проведения уроков немецкого языка в начальной школе с использованием технологии тьюторского сопровождения.

Согласно ФГОС ООО изучение предметной области “Иностранные языки” должно обеспечить приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка. Подчёркивается важность  воспитания  у подрастающего поколения   ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами. Предметные результаты в обозначенной предметной области ФГОС должны отражать  формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур.
Одним из средств достижения поставленных задач в освоении немецкого языка является проектная деятельность обучающихся. Нужно сказать, что данная тематика не нова для школьного образования. Работой над учебными проектами занимаются обучающиеся десятки лет. И данный вид деятельности даёт результаты. Но сегодня важными становятся  другие компетенции: инициатива, самостоятельность, толерантное отношение друг к другу, к другим культурам и т.д. Поэтому должны меняться и подходы к организации и проведению проектной деятельности у обучающихся. Одним из таких подходов является тьюторский подход.
Безусловно, проектная деятельность во внеурочной деятельности по немецкому языку должна иметь место в начальной школе, так как начальная школа – начало всех начал. Здесь закладываются азы.
При переходе в среднее звено следует не начинать проектную деятельность с чистого листа, а сохранять преемственность. Убеждена, проектная деятельность обязана носить системный характер. Навык проектирования формируется, как и любой другой навык  в результате практики и тренировки.
В работе над  проектами я использую приёмы тьюторского сопровождения обучающихся.
На подготовительном этапе выясняю запросы детей. Основные методы работы – наблюдение и метод вопросов.  Наблюдая за поведением детей, уже примерно определяю для себя круг их интересов. При индивидуальной беседе с помощью разного типа вопросов: уточняющих, проблемных, вопросов на развитие помогаю детям обозначить свои интересы. Что они хотят узнать о немецком языке, о культуре немецкого народа, что сравнить, обобщить в родной культуре и культуре изучаемого языка, что хотят понять про себя  при изучении языка. Совместно с детьми формулируем тему. Обсуждаем, что  можно получить в результате работы над проектом, каким будет образовательный продукт. На данном этапе обсуждаем также,   что изменит учебный проект в реальной жизни обучающегося. Где можно будет использовать полученные знания, образовательный продукт. Определяем, какие ресурсы понадобятся для реализации проекта, и создаём  ресурсную карту, которая помогает визуализировать процесс.  Таким образом, на подготовительном этапе обучающимся разрабатывается  замысел проекта. Подготовительный этап может быть разным по времени: от 1 дня до 1-2  недель.  Это зависит от индивидуальных особенностей детей.
На практическом этапе дети идут по своему индивидуальному образовательному маршруту.  Даже, если я вижу, что это более долгий путь и возможны трудности на этом пути. Своим личным примеров показываю принятие другой точки зрения. Тьюторское сопровождение включает в себя толерантное отношение к индивиду.  У педагога с тьюторской позицией  во главе угла стоит ребёнок,  его интересы и образовательные потребности.   Воспитываю толерантное отношение к другим и через правила работы в группе: слушать внимательно друг друга, уважать мнение другого, аргументировать свою точку зрения, находить компромисс при спорных ситуациях. Толерантность прослеживается не только во взаимоотношении с людьми, но и по отношению к культуре изучаемого языка. В индивидуальной беседе в процессе обсуждения  обучающийся приходит к выводу, что нет таких понятий в культуре народов как «лучше», «хуже», «нравиться», «не нравиться». Есть другая культура, которую нужно принимать и уважать. Эта мысль рождается у  детей, через сравнение, обобщение и анализ содержания учебных проектов. Обязательным условием тьюторского сопровождения является  проведение рефлексии после каждого вида деятельности – промежуточной рефлексии.  Получилось, не получилось –  почему, и, что и как делать дальше.  При необходимости помогаю обучающимся выстроить коммуникацию с разными субъектами: жителями села,  сверстниками,  специалистами своего образовательного учреждения и других образовательных учреждений и профессиональных организаций. Таким образом,  выступаю в роли посредника между детьми и взрослыми при решении образовательных задач и создаю ситуации для развития коммуникативных умений обучающихся. Продолжительность практического этапа зависит от типа проекта – краткосрочного или долгосрочного.
Презентационный этап включает в себя 3 этапа: презентация учебного проекта до конкурса учебных проектов, презентация на конкурсе и презентация после конкурса. До конкурса создаю условия детям  выступить с учебным проектом в разных аудиториях. На самом конкурсе дети публично представляют учебный проект и получают внешнюю оценку результатов своей деятельности. После конкурса, мы делаем рекламу среди знакомых и  выступаем перед аудиторией, куда нас приглашают. Темы наших проектов «В гостях у Братьев Гримм», 3 класс, «Знакомые незнакомые слова», 5 класс, «Игрушки-символы немецких праздников», 5 класс, «Домашние любимцы россиян и немцев», 5 класс, «Германия глазами россиян», 6 класс, «Архитектурные стили Германии», 8 класс, «Отдых в Германии», 9 класс.  Наши образовательные продукты мы используем на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности. Это буклеты «Архитектурные стили Германии», «Места отдыха в Германии», «Домашние любимцы россиян и немцев», «загадки на немецком языке о домашних животных», лепбук,  альбом о Германии, настольная игра и тест «Знакомые незнакомые слова», компьютерная презентация о игрушках-символах немецких праздников и сами игрушки: Дрезденские игрушки, шультюте, латерне (фонарик). Проделав данный путь, можно с уверенностью сказать, что  дети получают  опыт публичного выступления, коммуникации с разными субъектами, у них воспитывается уважение к культуре изучаемого языка. Продолжительность презентационного этапа до 2 недель.
Завершаем работу над проектом общей рефлексией. Приёмы разные: незаконченное предложение, афоризмы, +,-, перспективы, «а напоследок я скажу …», «телеграмма», я благодарю. Использую карты тарро, которые помогают обучающемуся  раскрыть  внутреннее состояние, отразить процесс работы над проектом или его результат. Затем помогаю обучающемуся выстроить перспективы дальнейшей деятельности. Обычно, мои дети выражают готовность продолжить работу над проектом, но выбирают новую тему, объясняя тем, что хотят узнать больше о Германии, проявить другие личностные качества. Продолжительность рефлексивного этапа 1 день.
Таким образом, через проектную деятельность обучающихся с тьюторским подходом можно решить проблемы воспитания толерантного отношения к другим людям и культуре других народов, вызвать у  детей интерес к познанию мира посредствам  иностранного языка, развивать базовые метапредметные умения, такие как самостоятельность, инициатива и коммуникабельность.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости