Среда
9 ДекКыштымова Е.В. Ремесло, которое рождается в мастерской, или как помочь ребенку полюбить читать и писать
Кыштымова Елена
методист Томского Хобби-центра
тренер Центра образовательной поддержки
Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица
В программе школы большое внимание уделяется изучению русского языка и литературы. Об этом свидетельствует большое количество часов, выделенных на освоение знаний, умений и навыков, необходимых для свободного владения родной речью. К сожалению, количество затраченных учебных часов на изучение данных предметов не прямо пропорционально полученным результатам. Наоборот, контрольные срезы нас мало утешают. Педагоги с горечью констатируют, что многие дети испытывают комплекс проблем, таких как: трудности самовыражения в устной и письменной форме, бедность словарного запаса, скудость мыслей, неумение активно слушать, формулировать вопросы, трудность в понимании текста, неграмотное письмо, отсутствие тяги к чтению, низкая скорость чтения, невозможность увязать полученную информацию с имеющимися знаниями, неумение рефлексировать, работать с разными смыслами и быть готовым к переосмыслению. В общем, дефицит вдумчивого читателя и писателя налицо. Отчего наши ожидания и предпринятые усилия не совпадают с реалиями?!
В традиционной системе преподавания учитель при передаче знаний ученикам часто задействует один либо два канала восприятия информации, как правило, слух и зрение (кстати, не самые эффективные с точки зрения восприятия информации). По данным исследований, уровень усвоения информации напрямую зависит от способа подачи материала.
Так, например, прослушивание материала, когда задействуется только аудиальный канал (лекция, рассказ), позволяет усвоить новые сведения на 10-20 %. В такой ситуации активен лишь тот, кто выступает (монолог учителя может быть безупречен), а вот роль слушателей пассивна, т.к. их речевые возможности не задействуются.
При использовании визуального канала процент усвоения возрастает, но ненамного
(30-40 %).
Деятельные формы (практика), когда человек что-либо делает, позволяют проработать информацию на 50-70 %.
Если мы используем прием «объяснение другому», то более 80 % информации остается в памяти участников образовательного процесса. Как говорится, «объяснял-объяснял и, наконец, понял».
Эти данные можно представить в виде пирамиды усвоения:
Слушание
Наблюдение
Деятельность
Объяснение другому
К сожалению, в традиционной модели преподавания в основном эксплуатируются наименее эффективные способы усвоения информации. Вывод для учителя очевиден – перевернуть пирамиду с ног на голову и соответственно расставить приоритеты в использовании приемов при подготовке занятий.
Но это еще не панацея для решения существующих проблем. Помимо приемов необходимо помнить об условиях развития любого ребенка – о предоставлении свободы и создании богатой развивающей среды. Их наличие обеспечивает психологический комфорт и открывает шлагбаум для обучения любого ребенка независимо от уровня его развития. Педагог должен создать атмосферу, где главным будет процесс учения, тренинга, восприятия письма как постоянный процесс улучшения качества письма. Создание текста – живой процесс, а не повод для оценивания. Только в этом случае снимаются «оковы» с ученика, и немота исчезает.
Опыт работы с воспитанниками детских домов и общение с их педагогами показывает, что наряду с вышеуказанными проблемами развития речи учащихся, у детей, живущих в закрытых образовательных учреждениях, есть свои специфические трудности: ограниченность жизненного пространства и социальных контактов, дефицит проживаемых социальных ролей. Это влечет за собой скудость жизненных впечатлений, бедный словарный запас, неразвитость языка чувств, низкую самооценку, отсутствие учебной мотивации.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в обучении, педагогу необходимо в работе с детьми:
– учить формулировать вопросы («тонкие», связанные с поиском информации: «что?», «где?», «когда?» и толстые», связанные с размышлением: «почему?»);
– познакомить и постоянно отрабатывать технику активного слушания в парах и в группе (открытые вопросы (что? как?) и закрытые (требующие ответа «да» или «нет»), парафраз, прием «эхо», резюмирование);
– познакомить с техниками наблюдения и организовывать наблюдения за своими чувствами, окружающими явлениями, предметами, людьми;
– учить их аккумулировать старые и новые сведения;
– развивать технику чтения;
– развивать чувство времени и уметь сосредотачиваться в определенный отрезок времени;
– учить графически оформлять информацию, которой владеем и которую хотим передать другим;
– развивать речевой запас и способность к упорядочиванию, классификации понятий и представлений;
– создавать условия, чтобы каждый ребенок имел возможность быть услышанным, мог высказать свою точку зрения;
– организовать условия для регулярной возможности писать и читать;
– предлагать интересные для них темы, которые могут пробудить любопытство, сформировать способность удивляться окружающему миру;
– предлагать образцы, которые могут быть как пример осуществления процесса, либо как некий продукт, созданный другими;
– предусмотреть читательскую аудиторию, с целью презентации детских работ для получения отклика на то, что их волнует;
– развить привычку править, т.к. писание любого текста – это переписывание, улучшение текста;
– организовать помощь коллег, т.к. объединение авторов позволит обсуждать трудности и радости писательского труда с другими авторами.
Выстраивая систему помощи детям в обучении чтении и письму, можно использовать эффективные приемы технологии «критического мышления» (К/М).
Создание текстов (устных и письменных) – процесс творческий. Поэтому педагог, готовясь к занятиям, должен продумать, как создать комфортную атмосферу для творческого самовыражения. В технологии К/М для этого используются следующие принципы работы:
– активность (продуманная деятельность каждого);
– здесь и сейчас (включенность каждого в процесс);
– работа без погон (званий), открытость друг другу, педагог не миссия, а партнер;
– толерантность (принятие другого взгляда, подхода);
– право на ошибку (у ребенка и взрослого);
– отложенная оценка (проверить на опыте – работает что-либо или нет, а потом сделать
вывод);
– сотрудничество (совместная деятельность).
При построении каждого занятия важно удерживать следующие этапы совместной работы:
Актуализация знаний по поводу предложенной темы (инвентаризация имеющейся информации по данной теме, так называемый анамнез, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, и в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).
Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).
Активизация учащихся (договор о будущем характере и правилах работы, предъявление четкого алгоритма будущих действий).
Осмысление материала (собственно деятельность: чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)
Рефлексия (суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).
Предлагаем ряд эффективных приемов технологии К/М для решения проблем, связанных с обучением чтению и письму:
Дерево эмоций, дерево знаний, дерево вопросов: изготовить три плаката и повесить их в классной комнате. В качестве листьев дерева выступают маленькие листочки бумаги с написанными детскими высказываниями и вопросами. Предполагается регулярная работа с этими плакатами, т.к. содержание листочков будет меняться в зависимости от изучаемой темы.
Копилка вопросов по прочитанному тексту, составленных учениками и учителем. После написания на листочках вопросов возможно поочередное вытягивание их из копилки и высказывание.
Беседа в парах на заданную тему в строго отведенное время. Во время общения роли меняются: вначале один рассказывает, а другой слушает, задавая вопросы, уточняет полученную информацию. По сигналу педагога дети меняются ролями.
Графическое оформление (кластер) изученного материала, либо сбор идей, подробностей, необходимых при подготовке устного или письменного текста. Эффективная работа для сбора и систематизации материала, вычленения темы и подтем, определение порядка рассмотрения подтем. Дети могут индивидуально или в парах строить кластеры на заданную тему, а потом опрашивать друг друга, меняя при этом партнеров в работе.
Работа с деформированным текстом. Разрезать текст на карточки с написанными предложениями или смысловыми отрывками (зачин, основная часть, заключительная часть). Далее индивидуально или в паре необходимо собрать текст. Это эффективная работа, т.к. ребенок тренируется вдумчиво читать, интерпретировать прочитанное, а не механически складывать буквы. Хорошо использовать данный прием при изучении стихотворения.
Касса слов. Изготовив карточки со словами разных частей речи, можно бесконечно составлять разные предложения или тексты. Иногда получается чепуха, но комичность ситуаций лишь усилит интерес ребенка к составлению и чтению новых вариантов.
Наблюдения с целью накопления впечатлений, информации. В течение какого-либо времени все наблюдают за каким-либо объектом, а потом делятся впечатлениями. Можно наблюдать за поведением рыбок в аквариуме, повадками птиц и животных, жизнью за окном, собственными ощущениями в течение работы песочных часов и пр. Полученную информацию можно заносить в дневник наблюдений.
Придумывание и отгадывание загадок, описание предметов, явлений. Данная работа расширяет словарный запас, приучает кратко и точно описывать имеющиеся сведения о чем-либо или о ком-либо, а также внимательно слушать, чтобы не угадывать, а распознавать.
Ведение вахтенного журнала. Дежурный по дню записывает важные с его точки зрения события за день в общий журнал. Журнал находится в общем доступе и каждый имеет возможность стать как читателем, так и писателем. Обычно написанное слово имеет большую силу, чем сказанное. Ведение журнала – эффективный способ для развития рефлексии.
Почта. Если повесить почтовый ящик, то это может стать хорошим стимулом для переписки с детьми в группе, либо за пределами группы, но при условии сохранения конфиденциальности. Хорошо организовать клуб по переписке с детьми из других городов, стран.
Составление алгоритма какого-либо простого действия, например, «Как полить цветок», «Как сделать салат» и пр. Проведение эксперимента, подготовка фокуса, приготовление блюда по описанному в доступной форме алгоритму.
Кубик вопросов. Вырежьте из картона и сложите кубик. На каждой грани напишите одно из следующих заданий:
– опишите его (цвет, форму, размеры);
– сравните его (на что оно похоже, а на что не похоже);
-свяжите его с чем-то (что оно вам напоминает);
– проанализируйте его (расскажите, из чего оно сделано и из чего состоит);
– примените его (Что можно с ним делать? Как он применяется?);
– выставьте аргументы за или против него (займите позицию и приведите разные доводы в поддержку этой позиции).
В кубик можно играть в группе по очереди или вместе, а также индивидуально, любой объект можно описывать устно или письменно.
Подписи к рисункам, комиксам
Сочинение сказки, истории по кругу. Каждый по кругу по предложению развивает предложенную тему. Можно взять известную сказку и придумать для неё новый конец. Данная работа способствует развитию активного слушания и преодолению страха выражения своих мыслей.
Вставить в текст пропущенные слова, например прилагательные. В тексте обозначены пробелы и ребенок, прочитывая карточки с прилагательными, вставляет их по смыслу.
Игра «Корректор». После выполнения письменной работы (упражнение, сочинение, изложение) дать работу для проверки другому ребенку. Находясь в роли корректора, ребенок повышает осознанность чтения при работе с чужим текстом. Такая роль позволит детям, имеющим трудности с грамотностью и самовыражением на письме, повысить мотивацию для изучения и применения правил русского языка, увидеть другой образец.
Круглый стол – коллективный сбор материала для сочинения, либо выступления по кругу. На разных листах сверху пишутся подтемы и/или вопросы, которые необходимо раскрыть. Дети делятся на малые группы (2-4 человека) и в течение 7-10 минут работают с какой-либо подтемой в виде мозгового штурма: набрасывают идеи, примеры, необходимые образы, словосочетания, подходящие для раскрытия данной подтемы. Далее группы по часовой стрелке переходят к другому плакату и добавляют свои мысли к написанному предыдущей группой. После того, как каждая группа поработает с каждым плакатом, идет представление для всей группы собранной сообща информации. Далее плакаты развешиваются, и теперь, пользуясь общими наработками, можно самостоятельно приступать к написанию текста.
Мастерская письма. Организуется пространство для регулярного письменного самовыражения по актуальным, жизненно важным для детей темам. Эта творческая лаборатория проходит по 5 этапам:
– инвентаризация (индивидуальный и совместный сбор информации, собирание мыслей, обдумывание как лучше написать на выбранную тему);
– составление чернового текста (экспериментальная, предварительная работа по перенесению своих мыслей на бумагу);
– правка (процесс улучшения чернового варианта, работа над четкостью мыслей, поиск достаточной аргументации);
– редактирование (окончательное выверение текста, поиск ошибок, их исправление)
– «издание» (возможность поделиться ребенку своими мыслями с другими, читая свое сочинение в авторском кресле, а также возможность увидеть, что сделали его товарищи). Мастерская вызывает у учащихся желание писать и переписывать, приглаживать и совершенствовать собственный текст.
Подготовка докладов по любой теме и выступление перед группой (о животных, исторических событиях, городах, странах и пр.). Эффективно начинать эту работу уже с учениками начальной школы. Ребенок выбирает интересную для него тему, ищет с помощью закладок информацию в разных источниках, отбирает необходимые сведения, переписывает их аккуратно на отдельные листы. Как правило, ребенок работает над подготовкой доклада несколько дней, а потом перед группой делает сообщение на 5-10 минут. Дети и педагог внимательно слушают, а потом задают вопросы. Такая форма работы развивает любознательность у детей, они начинают чувствовать себя экспертами по какой – либо теме.
Издательство. Наиболее интересные сочинения, эссе, стихотворения детей и пр. печатаются в газете, сборнике. Это могут быть издательские органы класса, группы, школы. Если у какого-либо ребенка есть много интересных публикаций, их можно объединить и напечатать отдельным сборником, например, тиражом – 10 экземпляров. Далее торжественно вручить ребенку собственные книжки, которые по своему усмотрению он сможет подарить другим детям. Подобное внимание к ребенку резко повышает самооценку ребенка и стимулирует его и других детей на дальнейшее творчество.
Классная библиотека. Помимо общешкольной библиотеки хорошо иметь свою библиотечку в классе, группе. Продумать полочки и мягкий диванчик с подушками, чтоб ребенок мог в любой момент взять книжку и почитать. Рядом можно расположить ящичек с читательскими дневниками детей, в которых они сами записывают прочитанные книги и отзыв о них.
Чтение пред сном. Хороший ритуал в конце каждого дня. Приучаем жить под девизом – «Ни дня без строчки!»
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
– работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
– совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
– есть возможность повторения, усвоения материала;
– усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
– вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
– появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
– обостряется любознательность, наблюдательность;
– дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
– письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
– в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
– развивает активное слушание;
– исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
– предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
В заключение, позволим себе перефразировать известное высказывание: «Авторами не рождаются, ими становятся…в мастерской!»
Рекомендуемая литература:
Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». По вопросам подписки на журнал можно обращаться по адресу: 120090, Москва, пер. Астраханский, 1/15 – 55, Сергей Заир-Бек.