Среда
9 ДекКыштымова Е.В. Работа с родителями в интегрированном образовательном пространстве Центра раннего развития Томского Хобби-центра
Что такое ЦРР? Это Центр раннего развития, куда на занятия со своими маленькими детьми приходят их родители. Посещение подобных образовательных учреждений уже перестало быть эксклюзивным занятием
для особо «продвинутых» родителей г. Томска, скорее это стало нормой, «хорошим» тоном воспитания для многих семей, где совсем недавно появился ребенок. Современные родители начинают понимать: занимаясь ранним развитием ребенка, они активизируют двигательное, музыкальное, сенсорное, логическое, речевое развитие малыша, способствуют становлению его практической независимости и ранней социализации, в общем, создают условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, а значит, дают ему в будущем больше шансов для самореализации, ощущения успешности себя в обществе. Сензитивные (особо чувствительные для восприятия какой-либо стороны жизни) периоды в развитии переживают не только маленькие дети от 0-6 лет, но и их родители. Именно в первые годы жизни ребенка взрослые хотят быть самыми лучшими мамами и папами, ловят с жадностью любую информацию, связанную с различными аспектами развития малыша, прислушиваются к мнению специалистов, включаются, как никогда, в интересы ребенка. Вот на этом самом «чувствительном» этапе, мотивированном на собственном развитии и развитии ребенка, мы встречаемся со взрослыми членами Центра раннего развития.
В нашем образовательном пространстве право быть «индивидуальным», свободным и самостоятельным, иметь возможность изобретать собственные способы, пробовать и ошибаться есть не только у детей, но и у родителей.
Педагоги Центра придерживаются кредо: «Родителями не рождаются, родителями становятся!» Поэтому важно на первых шагах помочь «молодым» родителям осознать свою особую «миссию» в становлении личности ребенка, дать почувствовать им, что они для него главные учителя и проводники по жизни!
Создание условий для формирования позиции «осознанного» родительства является одним из приоритетных направлений Центра раннего развития Томского Хобби-центра.
С целью становления родительских компетенций специалистами ЦРР:
- – предоставляется возможность выбора образовательных программ для ребенка, режима посещения;
- – вводятся общие правила работы, позволяющие разным семьям комфортно и эффективно совместно участвовать в образовательном процессе;
- – осуществляется включение мам и пап в специально подготовленное пространство для освоения наиболее приемлемых детско-взрослых способов взаимодействия;
- – организуется наблюдение за деятельностью ребенка во время занятия;
- – совместно с родителями проводится во время занятия анализ жизненной ситуации ребенка;
- – ведется индивидуальное психолого-педагогическое консультирование;
- – проводятся занятия в «Родительском университете» (на выбор очная или заочная форма обучения);
- – осуществляется методическая и информационная поддержка через газету «Семейкин остров» и методические пособия для родителей;
- – проводятся детско-взрослые праздники;
- – организуется поле родительской рефлексии (анкетирование, карточки родительского наблюдения за работой ребенка в группе, дискуссии на страницах газеты «Семейкин остров» и во время встреч «Родительского университета»);
- – поддерживается родительская активность в издании газеты ЦРР, написании методических пособий для родителей, проведении занятий в «Родительском университете», организации творческих мастерских, изготовлении развивающих пособий, игрушек и театрального реквизита;
Работа по становлению родительских компетенций позволяет молодым родителям отрефлексировать ту или иную педагогическую ситуацию, ощутить уверенность в правильности принятия собственного решения, выбрать вовремя из своего «родительского багажа» наиболее эффективный способ взаимодействия с ребенком.
Анализ опыта работы интегрированных групп ЦРР позволил выделить специфику взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с особенностями в развитии.
Организуя пространство совместного развития детей с разными ресурсными возможностями, педагоги пришли к единому мнению: все участники образовательного процесса принципиально равны: они придерживаются общих правил, имеют одинаковые права и обязанности, никто не может претендовать на большее внимание со стороны педагога, чем другой член группы, т.к. никто не должен быть средством для развития другого. В интегрированном пространстве педагог держит в фокусе работу группы. Во время группового занятия индивидуальная работа с любой семьей, независимо от возможностей развития ребенка, диктуется ситуацией. Педагог оказывает конкретную помощь лишь тому, кто в ней реально нуждается в данный момент.
Включая в образовательное пространство ребенка с ограниченными возможностями, специалист стремится показать его родителю универсальность законов развития. Любой ребенок, находящийся в богатой развивающей среде и имеющий возможность свободно действовать, получает импульсы для своего развития. Поэтому важно ориентировать родителя искать в группе примеры для подражания, а не для сравнения. Постепенно это поможет родителю научиться преодолевать чувство неловкости за своего ребенка. Научившись наблюдать за пошаговым развитием ребенка и видеть его движение по сравнению с самим собой вчерашним, родитель сможет не только увидеть ситуацию роста, но и испытать чувство гордости за своего сына или дочь.
Как правило, мама ребенка с особенностями в развитии испытывает с ним в течение долгого времени симбиотическую связь. Излишняя тревога, неконтролируемое желание облегчить действия ребенка, сделать все за него (например, выбрать развивающий материал для занятия, убрать на место игрушки, перелить воду, одеться и т.д.), сдерживает развитие его самостоятельности и закрепляет иждивенческую позицию. В таких ситуациях педагогу требуется объяснять ценность стимуляции инициативных действий ребенка, необходимость сдерживаний необоснованной помощи извне, предъявления разумных требований для развития волевых усилий и чувства ответственности у ребенка.
И наоборот, встречаются случаи переоценки возможностей ребенка, игнорирования его актуальных интересов в угоду достижения определенных знаний, умений, навыков, необходимых для демонстрации медико-психологической комиссии с целью смягчения диагноза. Это является поводом для разговора с родителем, т.к. подобные авторитарные действия могут привести к потере образовательного интереса ребенка, закрепить его неуверенность в собственных силах и привести к психологическим срывам.
Безусловно, у семьи с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии трудности во время занятий в интегрированной группе могут возникать чаще, чем у семей с обычными детьми. Для оказания полноценной психолого-педагогической помощи родителям, имеющим «особенных» детей, требуется обустройство подпространства индивидуальной работы. В интегрированном пространстве Центра раннего развития индивидуальная поддержка данных семей осуществляется через
- – медико-психолого-педагогическое консультирование
- (индивидуальное (вне занятия), ситуативное (во время занятия), участие родителей в консилиумах специалистов)
- – предоставление услуги «Семейная игротека»
- – организацию родительской рефлексии(заполнение анкет, ведение «Дневника родителя», заполнение совместно с педагогом индивидуальной образовательной карты ребенка (тесты достижений) с целью составления его образовательного маршрута).
Эффективность целенаправленной работы с родителями Центра раннего развития проявляется в позитивной социализации всех участников образовательного пространства, что подтверждается устойчивостью состава всех интегрированных групп, принятием как нормы совместное развитие детей с разными ресурсными возможностями, снятием у родителей детей-инвалидов психологического напряжения, преодолением чувства одиночества, состояния безысходности.
Положительные тенденции в собственном развитии отмечаются всеми родителями, посещающими ЦРР. Вот наиболее характерные высказывания в анкете по итогам учебного года:
«Я стала более уверенной в себе, почувствовала, что, имея больного ребенка, я не одинока. Теплое и внимательное отношение педагогов ЦРР укрепили во мне веру и надежду, что не так уж мрачен мир, и чтоб что-нибудь достичь, нужно держаться вместе. Кроме того, я приобрела очень много друзей, которые помогают мне решить мои проблемы».
«Хочется верить, что я расту как «профессиональный» родитель».«Центр – развитие не только ребенка, но и родителей, это совершенно точно. Это уход от обыденности в общении с ребенком, от превращения его в объект заботы и только. Центр активизировал во мне отношение к ребенку как к партнеру в игре и в жизни, научил терпению».
«Я научилась не сравнивать, принимать безусловно других людей. Учусь быть счастливой именно сейчас! Благодаря педагогам ЦРР стала понимать и принимать самобытность своего ребенка».
Реализация проекта по созданию интегрированного образовательного пространства в Центре раннего развития позволила педагогам выявить ряд эффектов, случившихся в их практике:
- – мамы детей с особенностями в развитии стали чаще улыбаться и больше уделять внимания своему внешнему виду
- – стали приводить на занятия и праздники мужей или близких родственников
- – три мамы стали активными корреспондентами газеты «Семейкин остров»
- – некоторые мамы открыли в себе «скрытые» таланты (мама Алеши Н.сочинила для газеты «Семейкин остров» много стихов о детстве, материнстве, о мире; мама Паши К. стала с удовольствием рисовать на занятиях в Художественной мастерской, делать оригинальные поделки; мама Алеши П. обобщила собственный материнский опыт развития ребенка с инвалидностью в методическом пособии для родителей)
- – некоторые мамы после длительного перерыва смогли трудоустроиться, две из них решили связать свою трудовую деятельность с коррекционной педагогикой, а также включились в социальное проектирование преодолев смущение, страх, мама с ребенком, имеющим глубокую умственную отсталость, впервые за 7 лет (с момента рождения сына) поехала отдыхать с ним на море мама ребенка с тяжелыми нарушениями психического развития, поборов страх, решила родить второго ребенка
Как правило, в Центр раннего развития родители приходят, чтоб развить своего малыша, но незаметно для них самих начинается их собственный рост, родительский. Освоение продуктивных способов взаимодействия с ребенком, снятие психологического напряжения позволяет им стать более эффективными для своего ребенка и ощутить радость общения с ним. Они не просто помогают ему стать более успешным, но и сами становятся счастливыми от родительства.