Костенко Т. Они были первыми
 /  Тьюторство в дошкольном образовании / Костенко Т. Они были первыми

Костенко Т. Они были первыми

Эта удивительная школа появилась в Томске в далеком 1992-м году. 8 сентября 1992 года двенадцать семей г.Томска отважились отдать своих трехлетних малышей в необычную группу с непривычным названием – Монтессори,

подобных которой прежде никогда в их городе не было. Прошло 15 лет. Группы Монтессори в разных городах России появлялись и исчезали, а Томская Школа Монтессори уверенно ширилась и развивалась. Сегодня – это 4 группы дошкольной ступени, группа кратковременного пребывания, два класса начальной школы.
Это дружный коллектив единомышленников.
Это разные образовательные пространства, позволяющие детям учиться по индивидуальным образовательным маршрутам, заниматься проектной деятельностью, организовывать исторические лагеря, участвовать в реализации проектов с коллегами и партнерами в разных городах России.
Мы попросили рассказать об этом Татьяну Костенко, директора Начальной школы-детского сада «Монтессори» г. Томска.

Ты помнишь, как все начиналось?

История школы Монтессори в Томске начинается с 1992 года. Именно в этом году, 8 сентября, под крышей школы «Эврика-развитие» открылся первый Монтессори-класс для малышей с трех лет. Отважились отдать туда своих детей двенадцать смелых семей. Просто они поверили интересным людям и увлеченным педагогам – Надежде Надуткиной, Татьяне Игрушкиной, Татьяне Костенко, Елене Кыштымовой, которые так самозабвенно рассказывали об ином взгляде на детство. Они поверили красивым и необычным материалам и неповторимым учебным пособиям, так любовно изготовленным самими педагогами и расставленным на низеньких полочках…

Молва том, что в этой группе «все как-то интересно и необычно» распространялась довольно быстро, и пришлось задуматься об открытии второго класса. Мало – помалу народ прибывал. И уже спустя два года и Татьяна Игрушкина и Катерина Григоренко открывают вторую группу для малышей. Это случилось в 1994 году.

Незаметно, в занятиях по изготовлению пособий и материалов, в подготовке веселых праздников и бесконечными обсуждениями о том, как работал Илюша или о чем сегодня плакала Юля, пролетели 4 года. Дети подросли… Между делом учителя школы получили специальное образование в Москве на очно-заочном курсе международной Академии реабилитации (Мюнхен, Германия) у тренеров фрау Ротт и фрау Андерлик, на курсах Елены Хилтунен, стали членами Российской Ассоциации педагогов Монтессори, участвовали в международной конференции в Красноярске (проект «Метрополис», руководитель Ван дер Меер, Нидерланды), где познакомились с зарубежными коллегами Люис Род и Бертом Скрабом, и получили приглашение посетить Монтессори – школы в Голландии, Бельгии, Германии. Наряду с этим приобретали бесценный опыт выступлений, принятия решений, написания методических работ, участвовали в ежегодных научно-практических конференциях в Томске, Москве, Санкт – Петербурге.

Учение с увлечением

И вот свершилось! В 1996году в Томске был открыт первый класс начальной Школы Монтессори, первыми учителями которой стали Татьяна Костенко, Влада Борина, Светлана Камейша.

Появилась масса вопросов: что такое учебная программа Школы Монтессори? Как составить расписание? Какие дидактические материалы нужны для школьников и возможно ли совместить работу с ними на фронтальных уроках? Каким образом выстроить образовательный процесс? Как оценить знания учеников не отметками? Первый учебный год пролетел стремительно, радостно, в совместных обсуждениях и переживаниях, с проведением конференций и праздников, с родительскими собраниями за чаем. Складывалось потрясающее сообщество педагогов-родителей-детей, доверяющих друг другу, своим детям, себе, поверившим в то, что учиться можно с интересом и радостью, «проходить» школьную программу, затрачивая на нее гораздо меньше времени и усилий.

В конце учебного года родители стали спрашивать: «А что, будет ли у нас пришкольная летняя площадка?» Учителя задумались: просто выгуливать детей на свежем воздухе неинтересно, надо устроить событие, которое будоражило бы воображение, заставляло работать руками, позволяло прожить разные роли, приобрести другой опыт и проверить свои возможности. Что это может быть? Придумали: исторический лагерь! А почему исторический? А потому, что историю имеет все: и язык, и математика, и каждый человек, и любая семья, и страна… Возможно, на ярких впечатлениях можно будет построить учебную деятельность на будущий год (эта гипотеза, кстати, полностью подтвердилась последующим опытом работы)? Это событие имело такой грандиозный успех у нас самих, что хватило решимости подумать об открытии второго класса начальной школы. А поэтому пригласили Монтессори – тренеров из Голландии Люис Роод, Йозе Розендахль и Берта Скраба для проведения семинара «Дидактический материал в школе второй ступени. Особенности подготовленной среды для младших школьников». Все увиденное в нашей школе потрясло гостей из Нидерландов. Недоумевали они по поводу того, как за такое короткое время можно сделать так много! «Куда торопиться? Нам понадобилось сто лет, чтобы Монтессори – школы стали признанными, у нас работают институты для разработки методических пособий, у нас есть единственная в мире фабрика по производству дидактических материалов». Но это у них. А у нас – наша российская действительность, заказ неравнодушных родителей, уже начавшиеся научные исследования и необычайный интерес педагогов! Очень захотелось посмотреть своими глазами, как делают такие чудеса – привлекательные материалы, которыми так хочется заниматься. Посетили фабрику в городе Zelhem, купили необходимый комплект и открыли второй класс начальной школы. Это был 1998 год. Елена Кыштымова и Татьяна Игрушкина стали в нем учителями. В это самое время возникают “клубные” группы как возможность попробовать себя в другом качестве – в работе с ребенком и родителем одновременно – и, как ответ на запрос родителей малышей, посещающих традиционный детский сад, а также возможность заработать дополнительные средства для обогащения предметной среды и обучения педагогов.

Самостоятельность

Семь лет Школа Монтессори существовали на базе Томской школы «Эврика – развитие».

Экспертиза педагогической деятельности тренерами Международной Монтессори Ассоциации позволила задуматься о том, что статус самостоятельного образовательного учреждения только укрепит авторитет школы и привлечет дополнительные ресурсы: научные, финансовые, педагогические.

1999 год– это время, когда на карте города Томска появилось новое образовательное учреждение: начальная школа – детский сад «Монтессори».
Это был первый год самостоятельной жизни. Он был полон неординарных решений и событий:

2000 год (январь)– проблемный семинар “История как метапредмет в интегрированном курсе гуманитарных и естественных наук”, с приглашением учёных-философов Томского государственного университета с их взглядом на “космическое воспитание”.

2000 год ( апрель)– конференция “Образование как гуманитарная технология”. На ней Коллеги из Томска, Красноярска, Юрги, Снежинска, Новосибирска, Хакасии, Северска, Междуреченска, Москвы целых три дня обсуждали границы и возможности Монтессори – метода.
Этот год запомнился еще и тем, что подросли первые выпускники нашей начальной школы. Эти зрелые 10- летние люди показали всем нам, насколько важно серьезно относиться ко всему происходящему вокруг. Они организовали президентскую “Республику Абракадабрия” с определенной политической иерархией, средствами массовой информации, банками и валютой. Как назвать и чем объяснить эти феномены? Возникла острая необходимость во внешней экспертизе. Доктор пед.наук Г.Н. Прозументова, профессор ТГУ, бизнес – консультант Аркадий Аьтерович Цукер, канд. пед.наук Елена Анатольевна Суханова, становятся консультантами, помогающими проявлять и называть те процессы и явления, которые происходят у нас в повседневной жизни. До сих пор работа с ними для нас и возможность проблематизировать свою практику, и готовность искать новые формы взаимодействия с партнерами, и просто приятное общение с высококлассными профессионалами.
И уж совсем решительный шаг – создание общественной организации Некоммерческого Партнерства ” Монтессори сообщество Гуманитарных Образовательных Практик ” с попыткой совместить общественное и административное управление. В это время авторитетным органом управления становится Совет школы, состав которого избирается из родителей, учителей и администрации школы. Все решения принимаются по согласованию на Совете школы.
Выросшая необходимость изменить статус школы привела к написанию заявки на присвоение статуса Федеральной Экспериментальной Площадки Министерства науки РФ.

2001 год– время написания заявки на участие в конкурсе на присвоение образовательному учреждению статуса Федеральной Экспериментальной Площадки Министерства науки РФ.

2002 год– победа в конкурсе и начало реализации проекта “Создание модели социокультурной среды, обеспечивающей становление способности к адаптивности субъектов образовательного процесса к жизни в настоящих (современных ) условиях”.
В это же время становится заметен интерес к специалистам, работающим в школе: наших коллег начинают приглашать разные площадки для проведения совместных проектов и организации подготовленной среды для детей разного возраста и в разных вариантах.
В этом же году педагоги участвовали в региональном проекте Мегаполис, результатом работы которого стало методическое описание «Организация образовательного пространства для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

С 2004года в школе реализуется программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей (один из разработчиков программы Светлана Рубанова). Программа предполагает мягкую адаптацию малышей при переходе из одной возрастной ступени в другую в разных вариантах посещения групп детского сада.

2006ознаменован проведением на базе школы – сада Всероссийской конференции «Средовая педагогика в открытом образовательном пространстве», на котором работали представители 12 городов и регионов России!
В этом же году школа получила статус экспериментально площадки ТГУ и реализует проект «Создание предшкольной модели образования».
Школа принимает участие в ежегодных тьюторских конференциях, проводимых в Томске, и имеет большой опыт тьюторской практики в дошкольной ступени и начальной школе.

2007 годзамечателен тем, что первые выпускники школы Монтессори стали студентами томских ВУЗов. Среди семи выпускников – трое серебряных медалистов – Настя Решетько (Сибирский медицинский университет), Ульяна Григоренко (Томский государственный университет), Маша Пикалова (Томский политехнический университет). Алексей Кыштымов стал студентом ТГУ по итогам университетской олимпиады. Оля Ивлева живет и учится в Москве, Никита Надуткин оканчивает школу в Португалии, Оля Кондратьева студентка ТГУ, окончившая школу в 15 лет (школьная программа слишком проста!) – уже второкурсница.
Год столетнего юбилея со дня открытия первого Дома ребенка в Риме совпал с юбилеем Монтессори – движения в Томске, которое отмечает свой 15 день рождения.

Сегодня в городе пять площадок разного статуса, создающих условия для развития детей в среде Монтессори. Самые известные из них возглавляют педагоги, которые начинали свою педагогическую деятельность в Школе Монтессори.. Это Т.Игрушкина и Е.Кыштымова в Центре раннего развития (Хобби-центр), Ж.Волкова (Родительский Центр «Филлипок»).

У Томской школы «Монтессори» много партнеров в других городах России: Школа антропоники (г. Красноярск), Школа Монтессори Валентины Михайловой в Санкт-Петербурге, гимназия «Универс» в Красноярске, образовательные площадки в Москве и Ревде.

Мы от души поздравляем наших коллег с замечательным юбилеем и желаем им творческой неуспокоенности, успехов и новых свершений!

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости