Как влияют технологии на развитие и обучение детей
 /  Тьюторство в цифровой среде / Как влияют технологии на развитие и обучение детей

Как влияют технологии на развитие и обучение детей

Для тьюторов очень важны знания особенностей среды, в которой существуют и развиваются современные дети, включая цифровые технологии. Например, то, как технологии влияют на обучение и развитие детей, подростков и взрослых? Стоит ли приобщать детей к ним, а если стоит, то в каком возрасте?

Полемика по этому вопросу во многом напоминает аналогичную полемику по теме ГМО (генетически модифицированные организмы). Как и в случае с ГМО, наблюдается сильный дефицит знаний о технологиях и умений пользоваться ими, особенно у старшего поколения.

К счастью, есть данные, полученные в ходе настоящих академических исследований в России и за рубежом.  И эти данные говорят о следующем:

  1. Для современных школьников Интернет- не инструмент, а среда обитания.
  2. Современные дети живут в быстро изменяющемся мире, и сами меняются и меняют его. Это уже считается главным гуманитарным вызовом нового (XXI –го) века.
  3. Интернет задает зону ближайшего развития для детей, при этом семья, которая была ранее самой важной, «ядровой» зоной в плане ближайшего развития детей, оказывается вне зоны влияния на их развитие. Интересно, что дети сейчас начинают накапливать социальный капитал (то есть, завязывают дружеские связи, вступают в сообщества) намного раньше и быстрее.
  4. Меняются высшие психические функции, в частности, память. Главную роль начинает играть способность запоминать не информацию, а места, где её можно найти. Такой тип памяти, он же «эффект Google» – называется трансактивной памятью или памятью двух или более человек. Интернет начинает выступать в роли внешнего носителя памяти неимоверной ёмкости. Трансактивная память, экономя ресурсы для запоминания,  помогает структурировать огромные объёмы информации и легче находить нужные данные. С другой стороны, собственная память человека не тренируется и слабеет.
  5. Важная особенность технологий- они очень привлекательны для детей. Частично ответ на этот вопрос дает теория самодетерминации. Согласно этой теории, существуют 3 основные психологические потребности, относящиеся к внутренней мотивации, и именно они задействованы в создании детской мотивации к использованию технологий:
  • Потребность в компетентности. Дети успешно справляются с задачами и чувствуют свою способность сделать это.
  • Потребность в связанности. Используя технологии, дети находятся в связи с другими и чувствуют свою к ним близость.
  • Потребность в автономии. Дети контролируют свою деятельность и сами делают рациональный выбор того, как использовать технологию и для чего именно.

Не все три потребности могут быть выраженными у каждого ребенка, но в целом теория самодетерминации создает хорошую психологическую основу для понимания источника детской мотивации к использованию технологий.

 

Источники:

  1. Солдатова Г. “Цифровое детство: компетеность и безопасность”, результаты совместного исследования Фонда развития Инетрнет и Психологического факультета МГУ (http://kirovipk.ru/sites/default/files/files/1275009_0.pdf
  2. Онлайн курс “Детство в цифровую эпоху” (Childhood in a Digital Age) на портале FutureLearn (https://www.open.edu/openlearn/ocw/mod/oucontent/view.php?id=21138&section=2.3)

 

 

 

Krasheninnikova

Life-Long_Learner: биофак МГУ, аспирантура АН СССР, Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, Virtual Teache Specialization (UCI via Coursera), Летние университеты тьюторства, эксперт конкурса онлайн курсов EdCrunch Award, лауреат IV конкурса онлайн курсов EdCrunch Award 2018

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости