Воскресенье
7 ОктИндивидуализация в современном и будущем образовании: кейс EdCrunch 2018
Термин «персонализация образования» (personalized learning) –один из наиболее часто встречающихся в современном педагогическом дискурсе в контексте переноса образования в цифровую образовательную среду. Согласно Национальному Плану использования технологий в образовании [1] «индивидуализация образования относится к такому учебному процессу, в котором темпы и способы изучения материала адаптированы под нужды каждого обучающегося. Цели обучения, стратегии и учебный контент, последовательность его изучения могут варьировать в зависимости от потребностей обучающегося. Кроме того, учебные активности уместны и осмысленны для каждого обучающегося, ведомы его интересами и часто им же инициируются».
Такое понимание персонализации может рассматриваться как очень близкое к пониманию индивидуализации в терминах научной школы Т.М.Ковалевой. Частота и различие контекстов, в которых этот термин встречается и обсуждается педагогическим сообществом, может свидетельствовать о том, что, благодаря новым технологиям, образовательная среда сформировала кластер возможностей для индивидуализации и тьюторства, который может считаться окном стратегических возможностей для этого направления в педагогике и людей, профессионально работающих с персонализацией (тьюторов). Действительно, согласно Маркетинговому словарю [2], «стратегическое окно возможностей- это «новые возможности, которые появляются перед компаниями в результате непредсказуемых изменений внешней среды. Наиболее важными причинами открытия стратегических окон считаются новые каналы распределения, новые рынки, новое законодательство, новые технологии». Тогда каким образом педагоги могут и должны использовать новые возможности чтобы индивидуализация состоялась во всех сферах и на всех этапах обучения?
В качестве объекта для исследования современной практики индивидуализации была выбрана выставка EdCrunch2018, проходившая 1-2 октября в Москве. В качестве метода исследования было использовано активное слушание, наблюдение и вопрошание. В качестве участников выступали спикеры панельных дискуссий, презентаций, докладов, мастер-классов и других мероприятий, проходивших в рамках выставки.
На первом этапе исследования были выделены те мероприятия, в названиях которых фигурировали слова «персонализация», «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальная образовательная программа», «адаптивное обучение» и прочие термины, связанные с индивидуализацией и тьюторством. За 2 дня выставки было проведено 18 таких мероприятий. Ниже приведено список прошедших мероприятий:
- Как начать формировать сильную личность, начиная с дошкольного образования? Персонализация и цифровое образование для школьников. Модератор- Антон Алексашин при участии компаний Skyeng, Алгоритмика, Сказбука;
- Персонализация опыта обучения онлайн. Модератор – Виола Ларионова, УрФУ и Корнеллский универсистет, США;
- Сопровождение обучения на онлайн курсах: как обеспечить индивидуальный подход при ограниченных ресурсах? Модератор- А.Купцов (ФРОО);
- Подстройка на лету-лучшие практики использования адаптивных систем обучения. Модератор- А.Гизи (Международный образовательный клуб);
- Адаптивное обучение: отношение студентов, их результаты обучения и поведение. Модератор- Ч.Джубан, эксперт по учебной аналитике (США);
- Учимся у каждого студента: как использовать учебную аналитику, чтобы помочь преуспеть остальным? Модератор- С.Тисли, Президент Сообщества учебной аналитики, Мичиганский университет, США;
- Будущее индивидуального подхода в обучении и роль адаптивных систем. Модератор- Д.Джонсон, руководитель программы адаптивного обучения Аризонского государственного университета, США
- Кейс от МТС: использование Big Data для определения карьерного потенциала и построения индивидуального плана развития для сотрудников. Модератор- О.Кухарчук, директор департамента «Корпоративный университет МТС;
- Построение индивидуальных траекторий обучения. Модератор- Руководитель направления “Образовательные проекты” Университета НТИ “20.35″;
- Раскрываем потенциал адаптивного обучения: взгляд изнутри. Модератор- И.Кречетов (ТУСУР при участии МИСиС);
- Индивидуальное обучение на глобальном уровне. Путь RSU2 в применении модели личностно-ориентированного обучения. Модератор- К. Медведев, Кандидат физико-математических наук, один из методистов программы «Учитель для России», директор «Новой школы»;
- Персонализация обучения: кейс Университета НТИ 35. Модератор- А.Комиссаров (Университет НТИ 20.35);
- Как сделать первый шаг к личностно-ориентированному обучению в вашей школе? Участник- М.Шей (Директор по успеваемости учащихся в школьном округе №2, ведущий подкаста, лидер в области персонализированного обучения, США);
- Трансформируя университет: метапрофилизация, цифровизация и индивидуализация образовательных траекторий. Модератор- Т. Погодаева, Проректор Тюменского государственного университета;
- Исследование цифрового обучения: работа в полях неопределенного посредничества. Модератор- Ч.Джубан, эксперт по учебной аналитике (США);
- People Centered Approach или «ламповая революция»: как меняется всё, и обучение тоже, если в центре- «человек». Модератор: Я.Кудрявцева (Директор по персоналу, IBS);
- Современная цифровая образовательная среда (СЦОС): высшее образование на пути к индивидуализации. Модератор- А.Молчанов (Основатель компании “Профессиональное электронное образование).
На следующем этапе к пулу мероприятий, непосредственно посвященных персонализации (индивидуализации), были присоединены те, которые были связаны с индивидуализацией по смыслу. К их числу был отнесен, в частности, доклад «Новый подход к образованию» А.Агарвала (СЕО EdX, Массачусетский технологический институт). Таким образом, тематика индивидуализации была главной в случае 18-ти мероприятий.
Согласно приведенным на сайте выставки данным, всего в рамках EdCrunch 2018 было проведено 150 презентаций, мастер-классов и дискуссий. Доля мероприятий по теме индивидуализации и тьюторства составляет, таким образом, 12% всех мероприятий, что подтверждает гипотезу о важности и актуальности темы персонализации (индивидуализации) обучения при переходе на цифровую образовательную среду.
На следующем этапе была предпринята попытка посетить максимально возможное число из перечисленных мероприятий чтобы исследовать конкретные способы реализации индивидуального подхода «на местах»- в образовательных организациях, представленных участниками.В результате посещения мероприятий удалось познакомиться с кейсами и задать вопросы представителям следующих университетов:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Е. Кулик, директор Центра развития онлайн обучения);
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Е.Калмыкова, Зам. директора Центра открытого образования);
- Томский госуниверситет (Г.Можаева, Директор Института дистанционного образования);
- Поволжский государственный технологический университет (А.Волков, проректор по организационным вопросам и информатизации);
- Дальневосточный федеральный университет (Елена Карпова, Директор Центра развития программ дополнительного и онлайн-образования ДВФУ);
- Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого (Евгения Серебрякова, Заместитель проректора по научной работе и инновациям, директор Центра “Фабрика пилотирования проектов НТИ»);
- Северный (Арктический) федеральный университет (Елена Кудряшова, ректор);
- Московский политехнический университет (И. Соппа, Проректор по учебной работе);
- Алматы Менеджмент Университет (Асылбек Кожахметов, Президент / Вице-президент CEEMAN по Центральной Азии);
- Фонд развития онлайн образования (А.Купцов, генеральный директор);
- Coursera (Алексей Задойный, Сертифицированный ментор и аудитор онлайн-курсов Coursera);
- Нетология (Д.Фитискин);
- Платформа онлайн курсов Stepik (Н. Вяххи).
Анализ озвученных представителями университетов и других образовательных центров подходов показал следующее:
- Как правило, персонализация понимается университетами как создание достаточного числа курсов по выбору, что позволяет студентам разнообразить свои образовательные маршруты;
- В университетах поддерживаются различные виды академической мобильности, в том числе – онлайн мобильность;
- Значительную роль в создании открытой образовательной среды играют онлайн курсы, модули и программы;
- Наиболее востребованным форматом для персонализации обучения является смешанное (Blended learning);
- Некоторые университеты (ВШЭ) вменяют студентам обязанность пройти в течение учебного года хотя бы один онлайн курс, в том числе курсы не от «родного» университета. В Санкт-Петербургском университете Петра Великого также рекомендуют проходить курсы на «внешних» платформах, в том числе на портале Coursera;
- Некоторые университеты (Поволжский ГТУ) практикуют индивидуализацию обучения внутри курсов и/или программ;
- В том же Поволжском ГТУ начали использовать искусственный интеллект для помощи студентам в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ и рекомендаций на дальнейшее обучение;
- Университеты внимательно относятся к разработке нормативной документации, релевантной изменению нагрузки преподавателей в связи с включением в программы онлайн составляющей. Как правило, работа с онлайн курсами находится в ведении Академических советов университетов;
- В университетах, за редким исключением (ТГУ, ДВФУ), имеется крайне слабое представление о тьюторе как о педагоге, профессионально работающем с индивидуализацией. Нет представления о различии позиций тренера, тьютора, ментора, преподавателя;
- Технологии тьюторского сопровождения как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы, не применяются (кроме ТГУ, ДВФУ);
- Такой этап сопровождения студентов как диагностика в большинстве университетов неизвестен;
- В некоторых университетах (НГУ им. Ярослава Мудрого) благодаря партнёрству с наиболее продвинутыми образовательными организациями (Сколково) применяется сопровождение тьюторами проектной деятельности студентов.
Какой вывод можно сделать из результатов исследования?
- Персонализация (индивидуализация) является очень востребованным направлением реформы образования;
- Онлайн курсы и программы являются важной компонентой образования, позволяющей создавать в университете избыточность и вариативность образовательной среды;
- В большинстве случаев вводимые университетами форматы персонализации требуют присутствия тьютора, хотя это осознается не всеми университетами. Даже сам термин «тьютор» часто незнаком руководству этих университетов;
- Некоторые университеты (ВШЭ) начали работу по привлечению к сопровождению студентов профессиональных тьюторов;
Возможная рекомендация на основе сделанных выводов: Межрегиональной тьюторской ассоциации можно настоятельно рекомендовать выходить на сегмент онлайн образования.
Источники
- Reimagining the Role of Technology in Education: 2017 National Education Technology Plan Update JANUARY 2017. URL: https://tech.ed.gov/files/2017/01/NETPpdf (дата обращения – 03.10.2018).
- Маркетинговый словарь. Электронный ресурс , URL https://pr-agentstvo.com/marketing-dictionary/s/strategicheskie-okna-strategic-windows.html (дата обращения – 03.10.2018)