Понедельник
4 АпрТьюторское сопровождение образовательного процесса в ВУЗе как ресурс повышения удовлетворенности студентов качеством образования
Тьюторское сопровождение образовательного процесса в ВУЗе как ресурс повышения удовлетворенности студентов качеством образования.
Марина А. Коновалова1 [ORCID 0000-0001-6378-2781], Ксения А. Руденко1 (*) [ORCID 0000-0002-4617-5370] Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия. selix13@yandex.ru
В данной статье авторы исследуют зависимость степени удовлетворенности студентов качеством образования от наличия тьюторского сопровождения работы проектных команд на первом курсе в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. Анализируется влияние тьюторского сопровождения на формирование у обучающихся субъектности в модели рамочного управления со стороны высшего учебного заведения. В ходе исследования определено, что освоение инструментов по построению индивидуальных образовательных маршрутов и их рефлексии потенциально влияет на осознание ценности получаемого образования, и, как следствие, на рост удовлетворенности образованием в ВУЗе. Данный процесс рассматривается как путь решения проблемы выбора абитуриентами специальностей, по которым они в дальнейшем не имеют намерений трудоустраиваться. Методологической основой исследования являлся компетентностный и субъектно-объектный подходы в образовании. В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы по проблематике исследования; эксперимент; однофакторный дисперсионный анализ, проверка гипотезы по критерию Фишера, метод опроса (анкетирование), методика оценки стадий становления субъектности. Количественно оценено и статистически доказано изменение субъектности студентов при сопровождении их в составе проектных команд на первом курсе. Основным результатом исследования является установление того факта, что при наличии тьюторского сопровождения у студентов высшего учебного заведения происходит появление и/или повышение: осознанности в обучении в ВУЗе, тяги к самообразованию, мотивации к построению образовательного маршрута и карьерной траектории, экспертности, мотивации к выстраиванию своего личного бренда. Отмечены позитивные сдвиги в оценке полезности получаемых знаний студентами после трёх месяцев регулярных тьюториалов, что в конечном итоге увеличивает удовлетворенность качеством образования.
Ключевые слова: Тьютор, тьюторант, тьюторское сопровождение, удовлетворенность образованием, индивидуальный образовательный маршрут, осознанность, субъектность.
Процесс формирования образовательной среды в высших учебных заведениях должен ориентироваться в первую очередь на запросы общества, в рамках которого они действуют. Этот процесс должен быть адаптивным к новым условиям быстро меняющегося окружающего мира. Современное состояние системы высшего образования в России не отвечает вызовам инновационной экономики, это выражается и в том, что до 60% выпускников ВУЗов не работают по специальности. [1]. Факт получения диплома о высшем образовании не гарантирует успешное трудоустройство и карьерный рост. ВУЗ должен быть нацелен на подготовку конкурентоспособных на рынке труда выпускников, что невозможно без принятия ими на себя ответственности за собственные поступки и выбор, что относится к субъектным характеристикам [2] и традиционно остается без должного внимания в рамках классического образования. Хотя soft skills пользуются большим спросом на рынке труда, они в настоящее время в недостаточной степени развиваются в процессе получение высшего образования. Soft skills требуют иных новых процессов обучения, чем в случае с hard skills. [3]
Вузы, идущие по пути развития, предлагают студентам взамен пассивного слушания непререкаемых авторитетов активно формировать представление о собственном развитии и профессиональной самоидентификации через новые форматы и учебных занятий, и взаимодействия субъектов образования. [4, 5] Одной из ключевых задач, направленных на повышение успешности студента, становится организация грамотно сопровождаемого вовлечения его в собственное развитие [6, 7]. Это повышает мотивацию к обучению и, как следствие, позитивно сказывается на качестве образования, что подтверждается многочисленными исследованиями [7, 8].
Выход из привычных форматов требует динамических изменений в академической работе, для этого предъявляются высокие требования к знаниям и навыкам [9] не только исследователей, но и преподавателей высшей школы. Проблема заключается в том, что необходим специалист по работе со студентом, как с личностью, для становления его как субъекта [10], факторами проблематизации могут служить ситуации высокой неопределенности и необходимости выбора, заложенные в программу образования [11]. Специалистом такого рода в ВУЗе может и должен стать тьютор, но эта профессия в высших учебных заведениях в основном находится на этапе либо экспериментальной модели, либо модели, узко специализированной под задачи конкретного вуза.
Если выбор студентами специальности увязан с их интересами, а именно в этой сфере лежит деятельность тьютора, то с большей вероятностью они будут придерживаться этой специальности в будущем [12], у них будет повышаться интерес к учебе, к достижению лучших результатов, и большая удовлетворенность качеством образования.
Исходя из анализа литературы по исследуемому вопросу, большинство вышеупомянутых исследователей сходятся в том, что уровень субъектности обучающегося положительно коррелирует с уровнем удовлетворенности получаемым образованием. В последнее время увеличивается число публикаций о тьюторском сопровождении в высших учебных заведениях в России и его влиянии на субъектность. При этом отсутствуют сведения, есть ли зависимость степени удовлетворенности студентов образованием от наличия тьюторского сопровождения. Особенностью и новизной исследования является то, что рассматривается тьюторское сопровождение коллективной работы студентов, в то время как традиционно анализу подвергается индивидуальное сопровождение тьюторантов.
В настоящем исследовании проверяется гипотеза, что благодаря тьюторскому сопровождению работы проектных команд первокурсников в рамках дисциплины “Основы проектной деятельности” (далее ОПД) в модели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (далее НовГУ) [13], студент формирует субъектное отношение к образовательному процессу. Осознанное отношение переносится на построение своего образовательного маршрута во время обучения в ВУЗе и карьерного пути в дальнейшем. Студент понимает, где и как он сможет применять полученные в ВУЗе знания и навыки на благо себе и других, начинает вкладываться энергией и временем в процесс обучения, и это способствует осознанию им ценности получаемого образования, и, как следствие, росту удовлетворенности качеством образованием в выбранном ВУЗе. Вышеобозначеное демонстрирует актуальность представленного исследования.
Целью настоящей работы стало исследование влияния системного тьюторского сопровождения командной работы студентов на восприятие ценности получаемого ими образования в НовГУ и, как следствие, на удовлетворенность качеством получаемого образования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить рамки тьюторского сопровождения проектных команд на первом курсе НовГУ;
- провести опросы студентов для определения: наличия влияния тьюторского сопровождения на изменение субъектности студентов, наличия проблем с осознанным отношением абитуриентов к выбору специальности при поступлении в ВУЗ и пониманием будущего карьерного пути, уровня оценки студентами полезности знаний, получаемых в ВУЗе и удовлетворенности качеством образования, понимания и оценки роли тьютора в образовательном процессе;
- произвести обработку и интерпретацию результатов опроса.
Методологической основой исследования являлся компетентностный и субъектно-объектный подходы в образовании. В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы по проблематике исследования; эксперимент; метод опроса (анкетирование). Именно опрос, как ключевой инструмент Customer Development, позволяет проверить гипотезу о студенте, как потребителе образовательной программы и наиболее точно настроить тьюторское сопровождение для достижения поставленных целей.
Исследование влияния тьюторского сопровождения на изменение субъектности студентов проводилось по методике оценки стадий становления субъектности Дроздовой Е. В. [14], основанной на интерпретации шкал стадии становления субъектности, предложенных В. И. Пановым. Студенты первого курса НовГУ отвечали на опросник до начала подключения тьюторов к сопровождению проектных команд (октябрь 2020 года, 454 респондента), а затем – в конце семестра (декабрь 2020 г., 86 респондентов). Так как охват тьюториалами был неполный, респонденты в итоге разделились на контрольную группу (без тьюторского сопровождения) и опытную (с тьюторским сопровождением). Таким образом, сравнение проводилось как методом групп-периодов, так и методом групп-аналогов. Результаты статистически обработаны с использованием однофакторного дисперсионного анализа и критерия Фишера.
В октябре-декабре 2021 года было проведено анкетирование 186 респондентов первого курса очной формы обучения различных социогуманитарных направлений подготовки. Ключевые вопросы были направлены на выяснение наличия у студентов проблем:
- с осознанным отношением к выбору специальности при поступлении в ВУЗ,
- с пониманием, где и как они будут применять полученные знания и опыт на благо себе и других,
- с построением своего образовательного маршрута, карьерного пути.
Также выявлялся уровень оценки студентами полезности знаний, удовлетворенности качеством образования и отслеживалась динамика в понимании роли тьютора при сопровождении образовательного процесса.
Модель тьюторского сопровождения в НовГУ является преемственной по отношению к образовательному интенсиву «Университет НТИ 20.35 в НовГУ» в 2018 году. Тьюторы являлись ключевой составляющей реализации субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса, включающей: развитие рефлексивности, внутренней мотивации, профессиональной направленности, становление субъектной позиции студента. В 2019 году модель была масштабирована для сопровождения 140 команд, по её результатам в 2020 году была сертифицирована в Межрегиональной тьюторской ассоциации тьюторская практика НовГУ.
В 2020–21 учебном году была применена модель экспериментального тьюторства. При этом на первом курсе образовались команды с тьютором и команды без тьютора. В ходе их сравнения по уровню развития субъектности в начале и конце семестра были получены результаты, которые представлены в таблице 1.
Table 1. Уровень субъектности студентов первого курса НовГУ в осеннем семестре 2020 г. (составлено авторами)
Уровень субъектности | В начале семестра | В конце семестра | |
без тьютора | с тьютором | ||
Наблюдатель | 34,5 | 29,3 | 34,9 |
Подмастерье | 26,7 | 26,4 | 30,8 |
Ученик | 31,9 | 30,2 | 36,1 |
Мастер | 36,7 | 33,2 | 39,8 |
Эксперт | 34,7 | 31,4 | 38,9 |
Творец | 38,1 | 33,6 | 39,6 |
При присвоении ранга | 122,1 | 110,7 | 132,7 |
Внутригрупповая дисперсия почти в 4 раз превышает межгрупповую в случае её проверки для вариантов: студенты в начале и в конце семестра без тьюторского сопровождения, а также студенты в конце семестра с тьютором и без него. Это говорит о высокой разнородности студентов в отношении проявления субъектности при любых вариантах сопровождения их в проектной и образовательной деятельности и подтверждает множественность факторов, влияющих на самоопределение.
При этом показательно сопоставление групп студентов до и после тьюторского сопровождения, влияние которого достигает расчётных 53%. Статистически значимое влияние подтверждается критерием Фишера, равным 11,12 при критическом его значении 4,96 для данного числа степеней свободы (р=0,05).
Значительным достижением с точки зрения становления позиции тьютора в НовГУ следует считать введение в 2021–22 учебном году ставки тьютора с внесением соответствующей записи о работе в этой должности в трудовую книжку. Официальная должность «тьютор» числится в составе новой структуры Центр «Школа проектного обучения». Одним из результатов этого является необходимость централизованного управления тьюторским сопровождением с сохранением накопленных ценностей в виде возможности для тьютора выбирать как инструменты работы, так и следование в работе за актуальным состоянием тьюторантов.
Рамочное управление позволяет реализовать эту потребность, заручившись поддержкой информационного обмена с использованием современных технологий. В НовГУ глобальной рамкой является сохранение тьюторской позиции, внутри которой задаются фокусы общей работы и отдельных ключевых встреч. Предлагается ряд готовых инструментов для работы. Кроме того, за тьютором остаётся право выбрать другой инструмент, распределять соотношение времени и усилий на каждой встрече. Для определения более гибких рамок и принятия оперативных управленческих решений осуществляется сбор информации от тьюторантов и тьюторов.
Тьюториалы проводятся один раз в две недели для каждой команды, благодаря чему возможен охват 90 команд в семестр. У команд, не попавших к тьютору, предусмотрена возможность освоения инструментов построения индивидуальной образовательной траектории на массовых мероприятиях, либо на тьюториале по запросу. На данном этапе в работе тьютора НовГУ три ключевых фокуса: команда, проект, индивидуальный образовательный маршрут.
Особенностью индивидуализации образовательных маршрутов студентов в НовГУ является то, что она осуществляется на командных встречах. Они привязаны к логике проектной деятельности. Последняя выполняет двойственную функцию. С одной стороны, она способствует проблематизации образовательных дефицитов (soft, self и на финальном этапе hard skills) в условиях неопределённости, созданной необходимостью работать в команде, сложившейся из студентов разных направлений подготовки, в незнакомой большинству выпускников школ логике. С другой стороны, это – источник ресурсов (командных и образовательных).
Анкетирование, проведенное в октябре-декабре 2021 года среди студентов первого курса НовГУ, подтвердило наличие проблем с осознанным отношением абитуриентов к выбору специальности при поступлении в ВУЗ и пониманием, где и как они будут применять полученные знания и опыт в будущем на благо себе и других.
Только чуть больше половины опрошенных первокурсников (социо-гуманитарных направлений подготовки) имеют твердое намерение работать по выбранной специальности.
Figure 1 Намерения студентов (составлено авторами)
Остальные либо уже планируют освоение другой профессии (перевод в ближайшее время на другое направление подготовки /получение второго высшего образования/ уже сейчас поступить получать параллельно второе высшее образование по другой специальности / пройти курсы переквалификации после обучения), либо совсем не понимают, кем хотят быть в будущем и находятся в поиске. В отношении ряда специальностей, например, медики, программисты – осознанность выбора абитуриентов высокая, туда не идут без настроя работать по данной специальности в будущем. Что касается гуманитариев, то согласно опросу часто причинами выбора становятся: выбор родителей; выбор любого ВУЗа (куда баллов проходных хватит); выбор за компанию с друзьями.
Если студенты не понимают, где и как они будут применять образование на благо себе и других, они не будут осознавать его ценность и очевидно, что это будет отрицательно сказываться на удовлетворенности студентов качеством образования.
На начало работы тьютора со студентами в 2021 году в НовГУ уровень полезности знаний, получаемых в ВУЗе, по мнению самих респондентов, достаточно низок, в среднем 40%. Впоследствии к концу семестра мнение студентов позитивно изменилось – в среднем до 50 %.
Многие студенты только находятся в поиске своих интересов. Они не обладают культурой обучения, не осознают важности выстраивания образовательного маршрута.
Figure 2 Отношение студентов к самообразованию (составлено авторами)
В начале семестра только каждый двадцатый студент имел представление о роли тьютора в процессе сопровождения образовательного процесса. После трех месяцев посещения тьюториалов студенты имели возможность составить свое представление по данному вопросу и согласно результатам анкетирования тьюторское сопровождение помогает им в осознании своих интересов, предпочтений в личностной, профессиональной, научной сферах.
Рамочное управление тьюторским сопровождением позволяет сохранять ценностные основания тьюторства и настраивать его под конкретные условия и требования высшего учебного заведения, что позволяет ему быстро реагировать на запросы меняющейся экономики и готовить востребованные кадры.
Проведенное исследование подтверждает, что тьюторское сопровождение построения индивидуального образовательного маршрута студентов первого курса в составе проектных команд способствует росту субъектности (влияние тьютора достигает 53%), вовлеченности, заинтересованности.
Тьюторское сопровождение образовательного процесса в НовГУ влечет за собой появление и/или повышение у студентов: осознанности в обучении в ВУЗе, тяги к самообразованию, мотивации к построению образовательного маршрута и карьерной траектории, экспертности, мотивации к выстраиванию своего личного бренда.
Все это позволит студенту впоследствии быть более успешным на рынке труда, быть более подготовленным к изменениям современного мира и, в итоге, положительно сказывается на удовлетворенности качеством полученного образования.
Вопрос о роли тьюторского сопровождения образовательного процесса в ВУЗе имеет большое значение для лиц, принимающих управленческие решения в университетах. Если руководство понимает, что данный процесс положительно влияет на человеческий капитал, создаваемый ВУЗом, что он может улучшить качество предлагаемого ВУЗом образования, то для него становится важно предоставлять данную услугу обучающимся, делая взаимодействие студентов с тьютором частью учебной программы.
Проведенный анализ результатов позволяет сделать два вклада в исследования тьюторского сопровождения в вузах. Во-первых, он показывает, что существует зависимость степени удовлетворенности студентов образованием от наличия тьюторского сопровождения, демонстрирует важность тьюторского сопровождения образовательного процесса в ВУЗе для повышения удовлетворенности студентов качеством образования за счет повышения субъектности студентов и осознания полезности знаний. Во-вторых, доказано существование статистически значимого роста субъектности студентов при сопровождении их в составе проектных команд на первом курсе.
М. А. Коновалова, в Новгородском государственном университете является руководителем тьюторского сопровождения в 2018 году и с ноября 2020 года, тьютор проектных студенческих команд, супервизор тьюторов. Занималась методологическими разработками в области модели тьюторского сопровождения, измерения субъектности студентов в условиях тьюторского сопровождения и без него, статистической обработкой и интерпретацией результатов данного эксперимента.
К. А. Руденко, являясь действующим тьютором в НовГУ, осуществляла тьюторское сопровождение команд первокурсников в рамках проектной деятельности, исследовала понимание студентами роли тьютора в образовательном процессе, собирала доказательную базу при определении наличия у студентов проблем с осознанным отношением к выбору специальности при поступлении в ВУЗ и пониманием будущего карьерного пути, прорабатывала вопрос оценки студентами полезности знаний, получаемых в ВУЗе и удовлетворенности качеством образования.
Литература
- A. Belyakov, T. L. Klyachko, E. A. Polushkina, “Secondary vocational education: the condition and forecast of development.” / RANEPA” [“Srednee professionalnoe obrazovanie: sostoyanie i prognoz razvitiya”], 2018, pp. 1-48. (In Russ.).
- F. Shafranov-Kutsev, G.Z. Efimova, “Moral aspect of young people’s subjective competitiveness”, Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, vol. 13(2), pp. 186-200, DOI: 10.15838/esc.2020.2.68.12
- Bolli, K. Caves, M. E. Oswald-Egg, “Valuable Experience: How University Internships Affect Graduates’ Income”, Research in Higher Education, 2021, vol. 62(8), pp. 1198–1247, DOI:10.1007/s11162-021-09637-9
- V. Vlasenko, I.A. Ivanova, V.N. Pulyaeva, “The academic motivation of generation z: value-oriented and cognitive aspects”, International journal of applied exercise physiology, 2019, vol. 8(2/1), pp. 1023-1031
- M. Fazal-E-Hasan, G. Mortimer, I. Lings, H. Sekhon, K. Howell, “Managing relationships: insights from a student gratitude model”, Research in higher education, 2021, vol. 62(1), pp. 98-119, DOI: 10.1007/s11162-019-09576-6
- Coates, K.E. Matthews, “Frontier perspectives and insights into higher education student success”, Higher education research and development, 2018, vol. 37(5), pp.903-907, DOI: 10.1080/07294360.2018.1474539
- Donaldson, J. Villagrasa, F. Sánchez, “Learner profile mapping: Stimulating autonomous motivation in entrepreneurship education”, Industry and higher education, 2021, DOI: 10.1177/09504222211012322
- Baumann, M. Harvey, “What is unique about high performing students? Exploring personality, motivation and competitiveness”, Assessment and evaluation in higher education, 2021, DOI: 10.1080/02602938.2020.1870930
- Anikina, L. Goncharova, A. Evseeva, “Constructing academic identity in the changing Russian higher education context: preliminary perspectives”, Higher Education Research & Development, 2020, vol. 39(5), pp. 855-868, DOI: 10.1080/07294360.2019.1704690
- R. Imakaev, “Inculation” of objectivity. Experience of implementation of the project “tutor’s support of personnels” in the Perm State National Research University [“Privivka” sub’yektnosti. Opyt realizatsii proyekta “t’yutorskoye soprovozhdeniye pervokursnikov” v Permskom gosudarstvennom natsional’nom issledovatel’skom universitete”], In book: Formation of the tutor model of a modern university in Russia [Stanovleniye t’yutorskoy modeli sovremennogo universiteta v Rossii], 2019, pp. 62-96. (In Russ.).
- N. Krasovskaya, “Model of tutoring support for the Liberal Arts educational program at the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation / RANEPA” [“Model’ t’yutorskogo soprovozhdeniya obrazovatel’noy programmy Liberal Arts v Rossiyskoy Akademii Narodnogo Khozyaystva i Gosudarstvennoy Sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii / RANKhiGS”], In book: Formation of the tutor model of a modern university in Russia [Stanovleniye t’yutorskoy modeli sovremennogo universiteta v Rossii], 2019, pp. 96-110. (In Russ.).
- L. Moore, T.M. Cruce, “The Impact of an Interest-Major Fit Signal on College Major Certainty”, Research in Higher Education, 2020, vol. 61(3), pp.383–407, DOI:10.1007/s11162-019-09560-0
- Konovalova, “Tutor support of project activities during their skailing up at the university”, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific and Practical Conference. European Publisher, 2021, pp. 1507-1514, DOI: 10.15405/epsbs.2021.05.02.191
- V. Drozdova, “Methodology for assessing the stages of formation of subjectivity of civil servants” [“Metodika otsenki stadiy stanovleniya subektnosti gosudarstvennyh sluzhaschih”], Bulletin of the Samara Academy of Humanities. Series: Psychology [Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya], 2017, vol. 21(1), pp.119-132P.S. Avetisyan, N.M. Gevorkyan, “Free educational environment as the basis of human capital and the relationship between social sectors”, Economy of the Region, 2020, vol. 16(2), pp. 494-506. (In Russ.). DOI: 10.17059/2020-2-12
- Для цитирования
DOI: 10.2991/aebmr.k.220208.035
eLIBRARY ID: 48176707