Тьюторские технологии как источник профессионализации педагога
 /  Библиотека / Тьюторство в государственной школе / Тьюторство в старшей школе / Тьюторские технологии как источник профессионализации педагога

Тьюторские технологии как источник профессионализации педагога

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Тьюторские технологии как источник профессионализации педагога

Хоймова Татьяна Васильевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 г. Чайковского, Пермского края hoimovatatiana@mail.ru

Мерзлякова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 1 г. Чайковского, Пермского края zoyanka2010@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу опыта подготовки и проведения туристической поездки для разновозрастной группы учащихся школы на основе использования тьюторских технологий. Представлены обобщенные выводы об изменениях в учащихся и «точках» профессионализации педагогов-организаторов поездки.

Ключевые слова: тьюторские технологии, образовательное путешествие, техники интерактивного вопрошания, профессионализация, педагогическая позиция.

Для современного педагога все большее значение приобретает процесс профессионализации. В отличие от привычного повышения квалификации (по утверждению Н. Дерзковой) [1] он позволяет педагогу быть в субъектной позиции по отношению к своему профессиональному становлению: ставить цели, находить источники освоения новых компетенций, создавать свои методические и дидактические продукты, выстраивать свою индивидуальную программу профессионального развития. Педагог, получивших такой опыт, может ценностно относиться к индивидуальному образовательному пути своих учащихся, видеть и уважать проявления субъектности у ребят. Как и когда профессионализация может стать приоритетнее, чем повышение квалификации? В нашем опыте это произошло в ходе туристической поездки, подготовленной и реализованной на основе технологий тьюторского сопровождения. Опыт организации туристических поездок в нашей школе значительный. Экскурсии по знаменитым городам, местам боевой славы всегда были направлены на расширение кругозора детей. Но только ли поэтому важны поездки? Что происходит с ребятами в путешествиях? Зачем они туда едут? В поиске ответов на эти вопросы мы познакомились с технологией образовательного туризма в описании Н. Рыбалкиной [2]. Ее позиция, что «навыки самообразования являются сегодня базой для решения личных и социальных проблем любого уровня, то знание истории культуры — основа гражданственности», — стала для нас отправной точкой в освоении технологии. Мы нацелились на преодоление «образовательной пассивности и потребительского отношения к культуре» [3] у участников поездки. В конечном итоге, мы получили не только изменения в учащихся, но и смогли зафиксировать изменения в своих профессиональных взглядах и позициях. Поездка в Санкт  — Петербург состоялась летом 2021 года. Группа, 32 человека, была разновозрастной — от 4 до 10 класса. Мы — педагоги организаторы поездки  — очень серьезно подошли к проектированию образовательного путешествия. Оно состояло из нескольких тактов. Первым из них стало определение личностно — значимых целей участниками путешествия. На этом этапе было важно вспомнить тот опыт, который был уже у ребят, зафиксировать, что сейчас происходит при подготовке к поездке, определиться со своими целями. Во время встречи мы предложили ребятам вспомнить свои истории, связанные у них с путешествиями, объединиться по группам, в которых будут: смешные, страшные, поучительные, душещипательные, «инсайтные» истории. Задание было следующим: каждому участнику группы было необходимо рассказать свою историю. В группе, из рассказанных, выбрать самую — самую. Озвучить для всех. На этом этапе снялось напряжение, были озвучены воспоминания, которые оказались общими с другими, ребята вызывали сходные эмоции, появился интерес, симпатии. Подводя итог услышанному, сделали вывод, что опыт путешествий есть у всех, он разный. Мы, ведущие этого такта, попросили посмотреть на эти истории под следующим фокусом: истории про место путешествия, про отношения между людьми, которые возникли (развивались) в ходе путешествия, про знакомство с самим собой. Далее ребятам было предложено обратить внимание на то, что происходило в настоящий момент, когда шла активная подготовка к поездке. Для разворачивания коммуникации был применен прием «Вертушка». Участники задавали вопросы друг другу, стараясь не повторяться. На этом этапе были озвучены предметы, вещи, необходимые в поездке, информация об объектах, куда будут проведены экскурсии, определены места, в которые хотелось бы попасть самостоятельно. Произошло обогащение информацией, было определено, что еще захотелось сделать при подготовке к выезду. Открытием для нас — организаторов поездки — стало то, сколько пун-ктов плана ребят было посвящено подготовке к фотосессиям: уже были присмотрены локации, идеи, подбор одежды.В образовательном путешествии важно сформулировать свой, личностно значимый вопрос. Для рождения таких вопросов мы применили технику интерактивного вопрошания «Динамическое вопрошание». Для того, чтобы уточнить смысл вновь рожденного вопроса, использовалась техника интерактивного вопрошания «Поворот». Дети разделились на группы по три человека. Один из участников озвучивал свой вопрос, два других — задавали ему уточняющие вопросы. Затем давалось время на работу со своим вопросом — он мог быть дополнен, уточнен его смысл, изменен или оставлен таким, как задумывался первоначально. Также работали с вопросами двух других участников «тройки». По окончанию этого этапа работы, детям было предложено озвучить свои вопросы, определяясь с тем, к какому пространству они принадлежат: это вопросы про «Знакомство с собой», про «Место путешествия» или про «Отношения с другими людьми». Вопросы были очень разными, заполнились все три пространства. При этом хочется заметить, что был ряд вопросов, которые ребята размещали на пересечении пространств (например, и о себе, и об отношениях с другими). (Приложение № 1) Вопросы, которые прозвучали от ребят, наталкивали на размышления о том, что нам — организаторам поездки — будет необходимо предусмотреть, обдумать. Например, вопрос о наличии свободного времени, возможности самостоятельного передвижения без группы, о наполнении свободного времени делами, требовал договоренности, установления границ. В следующей точке ребятам было предложено определиться, что станет продуктом путешествия. Лидерами выбора формы стали фотографии, видео, эмоции и печатления в постах и сториз соц. сетей. После презентации замыслов творческих продуктов  — результатов путешествия, дети определялись в своих попутчиках. Появились небольшие группы, а основанием для объединения стала  — форма создания продукта (например, вести сториз в Инстаграм), общие интересы  — посещение объекта, шопинг, проведение фотосессий. На завершающем этапе этого такта участники озвучивали продолжение фразы: эта поездка будет моим … путешествием. Варианты получились очень яркими. По ожиданию ребят это путешествие могло стать незабываемым, увлекательным, позитивным, полным приключений, значимым, активным, самым дорогим, личным, веселым. В ходе самого путешествия для нас, организаторов, приоритетной была задача удержания индивидуальных смыслов происходящего. Для ее решения мы выбрали одну из рефлексивных техник интерактивного вопрошания «Дырявое зеркало». Но использовали ее несколько иначе, чем она представлена авторами [4]. Четыре смысловых сектора «Дырявого зеркала» мы разделили на четыре дня. В первый вечер, находясь в рефлексивном круге, ребятам предложили вспомнить какой вопрос сегодня им задал другой человек и почему этот вопрос они считают самым значимым? Интересно, что авторами вопросов, озвученных ребятами стали: сверстники, руководители, те, кто работали или проживали в гостинице, петербуржцы. Проведение рефлексии заняло много времени, но ребята не были утомлены этой встречей, с удовольствием делились своим, задавали уточняющие вопросы. Важно отметить, что сложилась очень доброжелательная атмосфера (Приложение № 2). По окончанию встречи, было зафиксировано, что все прозвучавшие вопросы опять можно рассмотреть через пространства «Открытия о себе», «О месте путешествия», «Об отношениях с другими людьми». На следующий день можно было заметить, что дети, договорившись друг с другом, активно задавали вопросы. Уточняли у нас — руководителей — встретимся ли вечером в круге? Вечером, мы предложили назвать вопрос, который задал сам участник путешествия другому и прокомментировать, почему этот вопрос было важно задать. То, что звучало в круге снова и снова открывало нас друг другу. В третий день во время рефлексии ребятам было предложено озвучить вопрос, который они хотели бы, чтобы им задали, но он не прозвучал в их адрес. В том, что говорили дети, было видны страхи, переживания, дефициты. В ходе разговора произошла трансформация вопроса. Ребята начали говорить о том, какой вопрос они задавали сами себе. В четвертый день на рефлексивном круге ребята озвучивали вопросы, которые у них созрели, но они их не задали. Чаще всего это были вопросы о себе и об отношениях с другими В течение поездки нам всем было интересно смотреть сториз в Инстаграм — видеть, то что мы проживаем вместе — другими глазами — глазами авторов этих историй. Лента фотографий в «В Контакте» пестрила кадрами из нашей поездки, посты, размещенные в соц. сетях  — приоткрывали завесу тайного, позволяли узнавать об эмоциях и чувствах. Интересно было смотреть, как растет количество просмотров, читать комментарии к фотографиям, которые оставляли родители, знакомые, одноклассники. Но главное, наша поездка стала «экспедицией за вопросами», открыла «новое измерение образовательного путешествия» [5], в котором дети оказываются в другой культуре, прикасаются к историческим образцам, приобретают новый опыт — происходит освоение культурных практик. Важно только остановиться и поговорить об этом, зафиксировать изменения, происходящие в детях. И здесь проявляется ценность тьюторских технологий. Эти технологии становятся инструментами, которые позволяют создать среду, ресурсную для самоопределения, самопознания для подростков. К таким инструментам можно отнести техники интерактивного вопрошания. Формулируя свои, личностно — значимые вопросы, озвучивая их, комментируя свой выбор, задавая уточняющие вопросы, дети вступают в коммуникацию, обретают новые смыслы. Участвуя в таких видах деятельности как коммуникация, исследование, ребята пробуют новые ресурсы образования. При проживании образовательных путешествий меняется позиция ребенка — от потребителя к соавтору. Соавторство проявляется в создании маршрута, установления правил и рамок поведения, учете существующего опыта у детей, обращения к нему. Для меня, как заместителя директора школы важно, что происходило с педагогом, главным организатором поездки. Я увидела, как осмысленное освоение тьюторских технологий меняет профессиональных фокус педагога. Кроме того, что для него становится важным индивидуальный «прирост» каждого участника, он начинает осознавать свои дефициты и свои достижения в новой парадигме — индивидуализированного образования, где САМОобразование, и есть главный мотиватор профессионального развития.

Литература

       1 .  Н.П. Дерзкова, Дидактические условия формирования эффектив-ного стиля руководства  образовательными учреждениями: дис-сертация кандидата педагогических наук Москва, 1999.  — 218 с., URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000216951, (дата обращения 2.09.2021).

  1. Н.В. Рыбалкина, Экспедиция за вопросами // электронная вер-сия газеты «Первое сентября» № 43, 2002 г. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200204310, (дата обращения 2.09.2021).
  2. Н.В. Рыбалкина, Экспедиция за вопросами // электронная вер-сия газеты «Первое сентября» № 43, 2002 г. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200204310, (дата обращения 2.09.2021).
  3. В.Е. Карастелев, Техника «Дырявое зеркало», [Электронный ресурс], URL: https://www.youtube.com/watch?v=94mWAmRAPo8, (дата об-ращения: 22.06.2021) .
  4. Н.В. Рыбалкина, Экспедиция за вопросами // электронная вер-сия газеты «Первое сентября» № 43, 2002 г. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200204310, (дата обращения 2.09.2021).

Приложение 1.

Вопросы о поездке, появившиеся у участников образовательного путешествия в ходе динамического вопрошания

О месте путешествия.

–  Чем завораживает этот город, заставляя в себя влюбляться?

–  Настолько ли Питер, красив, как о нем говорят?

–  Нам повезет с погодой?

Вопросы об открытиях в себе.

–  Чем для меня лично могут быть спланированные экскурсии?

–  Как меня изменит эта поездка?

–  Сколько мне будет достаточно вещей в поездке?

–  Как именно это путешествие поможет мне определиться со своим будущим?

Вопросы об отношениях с другими людьми:

–  Будет ли комфортно соседям по комнате, если я встаю очень рано?

–  С какого и до какого часа будет свободное время?

–  Что будем делать в свободное время?

–  Будет ли комфортно во взаимоотношениях с теми людьми, с которыми окажусь в самолете, в комнате, во время экскурсий?

Приложение 2.

Вопросы и комментарии к ним, озвученные участниками образовательного путешествия, в ходе рефлексии (прием «Дырявое зеркало»)

Задание: назови самый значимый вопрос из тех, которые сегодня были заданы тебе. Прокомментируй, почему он так значим.

«Для меня важными вопросами оказались те, которые касались нашего местоположения, дальнейшего пути. Было приятно, когда ребята и даже взрослые спрашивали куда идти нам дальше. Это имело большое значение для меня из-за того, что таким образом я чувствовала себя нужной, чувствовала, что мне доверяют, на меня полагаются. Также я поняла, что достаточно хорошо ориентируюсь в пространстве».

«Я отмечаю вопрос «Чем поразил тебя сегодня город?». Потому что я чувствую, что влюбилась в этот город. Для меня Питер напрямую связан с историей и искусством. Именно эти направления я хочу взять для своей будущей профессиональной деятельности».

«Мне задали интересный вопрос: «Хотел бы я перенестись во времена Екатерины II?». Он важен для меня, потому что я до сих пор обдумываю ответ на него, вспоминая, что знаю об этом периоде и то, что сегодня услышал во время экскурсии».

Задание: Назови наиболее значимый вопрос, который ты сегодня задал другому человеку. Почему он для тебя важен?

«Какие вузы есть в Санкт-Петербурге? Этот вопрос для меня важен так как я хотела бы жить в Санкт-Петербурге, но я почему — то не рас-сматривала его как город, в котором можно получать образование. Те-перь мне захотелось найти ответ на этот вопрос, определиться».

 «Я задавал вопрос другим о том, что больше всего понравилось в го-роде, мне это было важно, так как, а вдруг я пропустил на экскурсии что-то важное и интересное».

«Ты думаешь нужно сохранять парки, зелёные уголки в городах и не застраивать их? — спросила я у Саши, когда мы ехали в Петергоф. Этот вопрос важен для меня, потому что я считаю, что нужно. Природа — это часть жизни, это источник чистого воздуха и другой мир. Я заметила, что Питер застроен домами, а зелени в новых районах со-всем не хватает».

«Я задавала не так много вопросов другим, но самый значимый, я думаю, был следующий вопрос: «Хотела бы ты жить в Питере? Думаю, достаточно банальный, но очень важный вопрос. Он важен для меня, так как через год я планирую переезжать в один из городов нашей страны, и уже сейчас нужно думать о выборе ВУЗа и города, в который хочу ехать».

«Когда мы вернемся домой, то ты будешь больше всего скучать по городу или по общению с ребятами, а может вообще по атмосфере? Для меня этот вопрос был важным, так как хотелось помочь осознать себе и тому человеку, кому я его задала, что именно ему было ценнее всего в этой поездке».

Задание: Назови наиболее значимый вопрос, который ты сегодня задал самому себе. Почему он для тебя важен?. «Как пройдёт мой день рождения? Как поздравят меня друзья? Какая погода будет в этот день? Мой день рождения прошёл отлично! Друзья поздравили меня ночью, они спели мне песню, принесли тортик. Я этого вообще не ожидала, я была счастлива! Мы съездили в Петергоф, в котором мне очень понравилось, там была особая энергетика. Так же там мы побывали на шутихах Петра I, это было весело. Погода в этот день меня очень порадовала, было жарко, а, благодаря шутихам, мы охладились».

«С наступлением темноты, или, когда я находилась одна, наедине с мыслями, меня посещала куча вопросов, и все они были про будущее. А что будет дальше? А что если я не смогу? Если я не оправдаю свои ожидания и ожидания своих родителей? Ведь никто не знает точно, что же будет завтра… Надо жить здесь и сейчас, проживать все моменты. Стремиться к своей мечте, трудиться для этого. Конечно, все эти ответы у меня были в голове еще давно, но во время поездки эти мысли не давали мне покоя… Люблю же я все-таки самокопание».

«У меня появлялись вопросы к себе о взаимоотношениях с другими. Поиски ответов на эти вопросы, тот опыт, который появился в путешествии, приводят меня к выводу, что выстраивать отношения легче, когда, ты сам открыт для общения».

Задание: Озвучь вопрос, который тебе сегодня хотелось бы задать другим, но ты этого не сделал (а). Поделись, почему не задал?

«Я очень хотела спросить у некоторых ребят, есть ли эта неприязнь, которую я чувствую? Хотелось бы спокойно поговорить об этом. Может, они ошибались в какой-то ситуации или не так поняли, а мо-жет я их чем-то обидела, затронула. Хотелось просто все прояснить, даже без цели нормального общения, просто знать это. Но озвучить я не решилась».

«Что случилось?» Такой вопрос я хотела задать человеку, который был рядом и ему было грустно. Но я не спросила, потому что решила, что после поездки будет лучше обсудить ситуацию. Но попыталась поднять настроение словами и действиями».

«Вопрос, который я хотел задать, но не задал: будет ли у нас с человеком общение вне Санкт-Петербурга? Не задал, потому что просто побоялся ответа».

Приложение 3.

Выдержки из рефлексивных эссе участников образовательного путешествия

«Оказалось, что эти пять дней изменили меня. Я начала общаться с новыми людьми, я стала капельку сильнее и лучше могу контролировать свои эмоции». «Санкт-Петербург меня заинтересовал, захотелось побывать в каждой части города, рассмотреть и изучить все достопримечательности «от и до».

«Я получила достаточно много новой информации. Некоторые факты мы изучали на уроках истории, но, находясь в тех местах, которые описываются в учебниках и фильмах, мне стало понятнее».

«Я до сих пор под огромным впечатлением от Питера, и правда, Питер — это город мечты для меня».

 «Я поняла, что я не сразу привыкаю к новому городу. Мне нужно минимум три дня, чтобы привыкнуть к новой местности. Этот вывод я сделала потому, что в первые дни мне хотелось обратно домой».

«Одним из главных открытий о себе оказалось мое умение ориентироваться в большом городе и быстро запоминать дорогу. Еще я более спокойно и легче стала переносить разлуку с близкими мне людьми».

«Я не думала, что буду такая открытая с людьми, буду с ними взаимодействовать (ведь я всегда закрытая). Меня настолько вдохновила эта поездка, что я поняла всю значимость успешной сдачи экзаменов. Я открыла для себя понятие того, что я сама несу ответственность за свою дальнейшую жизнь».

«Эта поездка сплотила меня с теми, с кем мы всегда были рядом с друг другом. Но теперь это совсем другое!».

«Я поняла, что если тебе плохо, то не нужно держать все в себе, нужно с кем-то делиться. Ещё я поняла, что взрослые тоже могут поддержать, дать правильный совет и успокоить ведь они мудрее. А потом я на 10000% убедилась, что мои друзья меня ценят, любят и всегда готовы выслушать».

«В последние дни нашей поездки, мне удалось сблизиться с некоторыми людьми, провести отлично с ними время. Я осознала, что ребята, которые раньше казались мне достаточно странными, оказались действительно интересными».

«По поводу взаимоотношений с людьми появилось несколько выводов. Во-первых, каждый заслуживает второй шанс, во-вторых, не все люди смогут идти с нами на протяжении жизни, мы меняемся, и окруже-ние меняется вместе с нами. Также есть люди, которые не хотят, а может и не готовы общаться со мной, но они не могут сказать это прямо, а просто это происходит за спиной или чувствуется какая-то неприязнь».

«Санкт-Петербург меня удивил своей архитектурой, своей энергетикой. Меня удивило , что там очень много маленьких рек. И из-за этого Санкт — Петербург похож на Италию или Венецию. Проходя по улицам города, по Петергофу, по Эрмитажу, у меня появилось новое чувство того, что я иду по месту, где когда — то ходили императоры, где ходили сам Пётр I и Екатерина II. Для меня это было удивительное чувство».

«Питер — город не такой и серый как многие говорят и даже поют, Питер хоть и не самый, но, как мне показалось — красочный и краси-вый город». «Я всегда восхищалась эстетикой таких стран, как Франция и Ан-глия, и даже не представляла, что похожая архитектура есть и в нашей стране. Санкт-Петербург влюбил в себя меня. Я невероятно рада, что мне удалось оказаться в таком прекрасном городе, прожить жизнью людей, живших в XIX, XX веке. Побывать в различных дворцах и собо-рах, просто погулять по улицам уже, так скажем, нового Санкт-Петербурга. Действительно жаль, что это поездка была всего 5 дней. Однако, оставила прекрасный след в моей памяти».

«В Санкт-Петербурге я поняла, что человека не нужно судить по одёжке. Узнав ребят лучше, я поменяла мнение обо многих. Как ты будешь относиться к людям — так и они к тебе. Питер открылся для меня как город — история, удивил меня своей древней архитектурой. Я думала, что Питер застроен многоэтажными домами, но на самом деле большинство Питера  — это история. И это очень мне понравилось».

«Сам Питер, это уже огромное открытие для меня, это очень большой, безумно красивый и эстетичный город, город истории, он очень запал мне в сердце, и я очень сильно хочу туда вернуться».

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости